Навстречу "мондиалю"
Прислано Frankenstein 07 2008 22:45:00
От редакции. В ближайшее время жизнь на планете будет буквально парализована по случаю чемпионата мира по футболу. Огромная масса людей, забыв обо всем на свете, по много часов в день будет проводить перед телевизором. Разговоры будут вестись только о футболе. Будут выпиты целые моря пива, водки, выкурены дополнительные горы сигарет, детки услышат от своих дорогих, но потерявших над собой контроль родителей целые потоки матюков.
В некоторых странах дни, когда будут играть национальные сборные, превратятся в самые настоящие национальные праздники с вывешиванием государственных флагов на госучреждениях, с призывами к работодателям обеспечить работающим возможности для просмотра матчей и т.п. Разумеется, что этот крупный общественный феномен нуждается в серьезном анализе.
В связи с этим мы публикуем коротенький отрывок из книги известного прогрессивного уругвайского журналиста и писателя Эдуардо Галеано «Футбол в тени и на солнце».
...Что общего у футбола с Богом? В преклонении перед ним у множества верующих и в недоверии к нему множества интеллектуалов.
В 1880 г. в Лондоне Рэдьярд Киплинг издевался над футболом и «ничтожными душонками, которые могут удовлетворить перепачканные грязью идиоты, играющие в него». Через столетие в Буэнос-Айресе Хорхе Луис Борхес сделал нечто похитрее - прочел публичную лекцию на тему бессмертия в день и во время, когда аргентинская сборная проводила свой первый матч Мирового чемпионата 1978 года.
Презрение к футболу многих консервативных интеллектуалов исходит из их уверенности в том, что преклонение перед мячом - это бессмысленное суеверие, которого народ заслуживает. Одержимая футболом чернь, как ей и пристало, думает ногами, что и есть ее плебейская самореализация. Животный инстинкт берет верх над человеческим разумом, невежество торжествует над культурой и таким образом чернь получает то, чего заслуживает.
В отличие от них, многие левые интеллектуалы осуждают футбол за то, что он кастрирует массы и уводит в сторону их революционную энергию. Хлеб и зрелища, зрелища без хлеба – загипотизированные мячом, вызывающим нездоровое возбуждение, рабочие атрофируют свое сознание и позволяют классовым врагам манипулировать собой, как стадом.
Когда футбол перестал быть привилегией англичан и богачей, в Рио де ла Плата родились первые народные клубы, которые были организованы в железнодорожных цехах и на портовых верфях. В те времена некоторые вожди анархистов и социалистов осудили этот маневр буржуазии, направленный на избежание забастовок и сокрытие социальных противоречий. Распространение футбола в мире было частью империалистического заговора с целью удержания угнетенных народов в детском возрасте.
Тем не менее, клуб Архентинос Хуниорс возник под названием "Мученики Чикаго", в память о рабочих-анархистах повешенных первого мая, и один из дней первого мая был выбран для основания клуба Чакарита, которое состоялось в анархистской библиотеке Буэнос-Айреса. В те первые годы века было немало левых интеллектуалов, которые вместо осуждения футбола, как анестезии сознания, приветствовали его. Среди них был итальянский марксист Антонио Грамши назвавший футбол «царством человеческой верности, практикуемом на свежем воздухе»...
Перевод О. Ясинского