Найти нить Ариадны. Критика афинского форума
Прислано Frankenstein 07 2008 22:45:00
И так, закончился четвертый, Афинский социальный форум. Подозреваю, что его результаты померкнут перед оригинальностью его организации и перед событиями на демонстрации, которые и будут активно обсуждаться. Я тоже не могу обойти некоторые подробности, хотя и не хотела первоначально это делать. Неприятно жаловаться да и критиковать организаторов, когда сам являешься лишь потребителем их управленческих решений, как-то некрасиво. Но, к сожалению, сбои организации являются не только и не столько причинами острого чувства неудовлетворения, которое вызвал форум, но и весьма показательными симптомами того, что происходит с ЕСФ. Не с Афинским социальным форумом, прошу заметить, а именно с ЕСФ как с социальным явлением и проектом.
Социальный форум вообще собирает на очень большом пространстве огромное количество разных людей, по разным причинам и с разными задачами приехавших сюда. Поэтому первоначальное впечатление хаоса неизбежно. Однако и во Флоренции, и в Париже, и в Лондоне можно было проследить вполне осязаемую Ариаднину нить, держась за которую, довольно легко можно было разобраться что, где, зачем и почем. А вот в Афинах по иронии судьбы этой нити не было. Предыдущие форумы поражали в первую очередь не огромностью толпы, а ее структурированностью, целенаправленной занятостью людей, составляющих эту толпу. Кроме того, в этой занятости (особенно это ощущалось в Лондоне) явно прослеживался общий смысл, общая идея, что зримо преображало толпу в сообщество. Появлялось настоятельное желание примкнуть, стать частью этого сообщества, причем частью не безликой, а деятельной. Активность как-то органично обретала смысл и содержание и, как правило, приносила результаты. В общем, удавалось примкнуть и ощутить радость не просто творчества, а сотворчества. В Афинах возникал большой вопрос: а к чему примыкать, собственно, и, главное – как? При этом с первого дня где-то в глубинах подсознания маячил еще более важный вопрос: «зачем?», но об этом позже.Афинский форум физически вызывал ощущение растерянности: по огромным залам и длинным коридорам бродили расстроенные люди с ищущим выражением лиц, отчаянно пытавшиеся найти нужную аудиторию, или урвать наушники для перевода, или получить какие-нибудь талоны. Сразу скажу: я так и не получила ни талонов на питание (потом со мной поделились добрые люди из российской делегации, потому что талоны появились вдруг, когда их уже никто не ждал), ни талонов на проезд. За регистрацию заплатила, хотя она была для восточноевропейских делегатов бесплатной. При этом, в отличие от Лондона, компенсации потом я не получила. Пикантная деталь: за мое пребывание на антикапиталистическом мероприятии заплатили мои родственники, 15 лет проживающие в США и не разделяющие в полной мере идеологии форума. Родственные чувства не позволили им оставить меня в ангаре, а естественная неприязнь к Бушу примирила с форумом идеологически. Хорошо, что усилиями симпатичной девушки Катерины из греческого оргкомитета удалось найти гостиницу, за которую мои родственники и заплатили. В Афинах приходилось искать все! Поиск аудиторий был бы, несомненно, увлекательным приключением, если бы не повторялся с таким утомительным постоянством. Вот интересно, кто-нибудь объяснил бы мне: почему там были строения E, F и…S? Наверняка в этом была какая-то логика, только какая?! И почему не было никаких указателей на лестницы, одну из которых мы нашли, в конце концов, на задах одной из аудиторий? Указатели к аудиториям порой отправляли в строго противоположном направлении, и вообще наиболее успешными были случайные передвижения, они давали лучшие результаты, чем планомерные действия. А действия в строгом соответствии с программой вообще оказывались уникально неэффективными. Программа Форума сама по себе представляла любопытный документ: 5 мая в ней растянулось и на пятницу и на субботу, 6 и 7 мая не было вовсе, а воскресенье было записано как 8 мая, на которое была назначена ассамблея социальных движений. В воскресенье, 8 мая! – так и записано, понимай, как хочешь. В прошлом, что ли, году?! Был, правда, в бесконечных афинских поисках и один неожиданный положительный момент. Блуждая по аудиториям, участники семинаров очень боялись опоздать: действительно, семинар вот-вот начнется, а докладчик бродит в поисках аудитории, которая все никак не находится. Однако, достигнув желанной цели, полный раскаяния докладчик понимал, что всеобщее презрение за срыв мероприятия ему не грозит, мероприятие просто еще не началось. И что самое забавное, не началось вовсе не потому, что докладчики заблудились, а потому, например, что с переводом проблемы, наушников нет или опять случилось что-то непредвиденное, но, рискну сказать вполне ожидаемое. Вообще, к середине второго дня почти все прониклись духом Кассандры и принялись изрекать самые мрачные прогнозы на ближайшее будущее. Если бы знаменитая древняя пророчица появилась на форуме и принялась бы вещать, то столкнулась бы не с недоброжелательством или неверием, а с толпой конкурентов! Справедливости ради, замечу, что к неправильным указателям ко второму дню форума члены оргкомитета, или просто добрые люди, нарисовали адекватные стрелочки, а слегка привыкнув к планировки зданий, ряд аудиторий найти оказалось очень легко, наушники все же удалось отыскивать, появились и талоны на еду и даже, говорят, на проезд. Было организовано питание, определенный комфорт присутствовал. Иногда в середине семинара, когда часть людей уже разбежалась, натолкнувшись на языковой барьер, а остальные, удрученные очередным препятствием, пытались как-то выходить из положения или просто ждали чуда, вдруг появлялся человек с коробкой и раздавал наушники всем желающим. В общем, многое решалось в процессе посредством личной инициативы. Это, кстати, типично для ЕСФ, и совершенно понятно. Сама идея ЕСФ – привлекать как можно больше людей к организации, к созданию форума, к его одухотворению. Возникает эффект разнонаправленности или, напротив, дублирования усилий, равнодействующая находится не сразу. Но – находится! Ни в коем случае нельзя сказать, что предыдущие форумы были образцом организации, несуразностей везде хватало. Каких? А вот не помню! Не помню, потому что они растворялись в общем впечатлении большого и, несомненно, нужного дела. Все три форума, при всех различиях в местах и формах проведения (как несхожи между собой Италия, Франция и Англия, Флоренция, Париж и Лондон, так несхожи между собой и все три предыдущих форума) убеждали меня в том, что такие мероприятия необходимы, а движение имеет будущее. Потому что творящая и преобразующая сила социальной активности была убедительной. Потому что получалось сказать и услышать. Получалось сделать. Потому что нас, наконец, объединяло больше, чем разъединяло. Была уверенность, что, если мы все понимаем, как нельзя организовывать жизнь на Земле, мы все и понимаем, как можно и нужно это сделать. Это общее обрамление делало несущественными детали. И вдруг оказалось, что пришло время говорить как раз о деталях, а о них забыли. Вот тут-то настало время для пресловутого вопроса «зачем?», который меня беспокоил на афинском форуме, и, боюсь, это, отнюдь, не драма русского интеллигента. Форум в Афинах внешне повторял формат предыдущих, но без праздничности Флоренции, деловитости Парижа, политизированной суровости Лондона. Без всего этого, но с чем? А не знаю! Впервые я почти физически ощутила, что многих, приехавших на форум, разъединяет гораздо больше, чем хотелось бы. Странно, что именно в этот раз, когда я чувствовала себя почти ветераном и точно знала, с чем столкнусь, когда я гораздо лучше знала английский и была знакома со многими членами российской делегации, намного лучше понимала проблематику форума, порядок проведения, я наиболее остро ощутила свое одиночество. Это, может быть, всего лишь эмоции, но только ли? Не повторяет ли моя история общей истории форумов? Во Флоренцию я приехала неофитом, мне пришлось многое обдумывать и узнавать, и Париж, и Лондон были для меня непростыми ступенями в понимания форума и движения в целом. Что-то, безусловно, дали мне и Афины, хотя бы понимание того, что форум не может больше развиваться линейно, без реструктурирования и переосмысления своих целей, задач и форм работы. Форум выступил в роли мощного магнита, который притянул огромную часть протестных сил из разных стран. Теперь, очевидно, накопилась критическая масса вопросов и противоречий, которые еще удавалась кое-как разрешать на, так сказать, флорентийской инерции, теперь эта сила исчерпана, и нужно находить уже более надежные, долговечные и, главное, осязаемые механизмы солидарности и деятельности. И это вдруг прекратившееся инерционное движение заставляет понять и оценить всю огромность задачи, решение которой только начали искать. Этот поиск будет, очевидно, гораздо более драматичным и утомительным, чем представлялось, да и для ряда проблем, поставленных и почувствованных еще во Флоренции или Париже, ни там, ни в Лондоне решения найдено не было. Не были решены или хотя бы отчетливо обозначены как проблемы социального форума в целом, так и проблемы внутри делегаций, многие из которых дают о себе знать сейчас. Именно поэтому Афинский форум производит впечатление суровых будней, которые и наступили, кроме того, после весьма поспешного переезда, так что многое приходится доделывать и раскладывать, урывая время от основных обязанностей. Разумеется, форум нисколько не утратил свое значение как некий социальный магнит для левых протестных сил. В этом отношении значение Афинского форума трудно переоценить, он, безусловно, стал следующим шагом в процессе консолидации протестного движения. Во-первых, на афинском форуме расширилось представительство восточноевропейских стран и различных политических организаций. Во-вторых, как я могу судить по наблюдениям и уже появившимся публикациям, большинство членов делегаций были лучше ориентированны и целенаправленно устанавливали нужные контакты. Однако и здесь я должна сделать ряд замечаний. По моим наблюдениям, на форумах начала складываться система «свой – чужой», которая, с одной стороны, необходима для реализации основных задач Форума – установления контактов и выработки совместных планов, а с другой стороны, развиваясь слишком интенсивно именно в сторону отбора «своих» и отделения «чужих», может исказить саму идею форумов. Таким образом, опять встает вопрос не столько о самом процессе, сколько о его деталях, а именно – о принципах и направлениях консолидации, о принципах и перспективах группообразования, которое наиболее активно осуществлялось именно на Афинском форуме. Разумеется, необходимо искать союзников и устанавливать с ними контакты. Но при этом недопустимо заведомо отрицать все иное. Своих можно и нужно находить в процессе дискуссий (реальных, а не заявленных), а вот их на форумах происходит все меньше и меньше. Именно поэтому, как мне представляется, участники форума находили друг друга не столько в процессе обсуждения острых социальных проблем, сколько по внешним признакам – поведение, одежда, лозунги. Но такой способ консолидации очень опасен, он ни в коем случае не приводит к солидарности, а только усугубляет сектантство в протестном движении, его закрытость и при этом недопустимо формализует деятельность левых организаций, что создает благодатную почву для фальсификации всего движения. А потом, опознавание друг друга по «бляхам» – это отнюдь не ново, какой так можно создать новый мир – в лучшем случае можно сменить бляхи. Замечательная система опознавания изображалась в фильме «Кин-Дза-Дза». Приборчики изобрели на далекой планете, очень удобные: зелененький огонек загорелся около тебя – ты холоп, «пацаг», приседай и не рыпайся. Красный огонечек загорелся, значит, ты господин («чатланин», по-моему), перед тобой должны приседать пацаги. Просто и со вкусом, опять-таки, даже присутствует некая фаталистическая справедливость – огоньки не обмануть, не подделать, не купить, не сымитировать. Только, повторяю, такой мир, конечно, возможен, но никому не нужен, тем более, что он и не новый вовсе. Нужно посмотреть правде в глаза: единство в отрицании не приводит автоматически к единству в созидании. Казалось, что ЕСФ и есть оптимальный механизм трансформации общего порыва к отрицанию капитализма в некий позитивный проект. В Афинах я в этом усомнилась. По крайней мере, несовершенства этого механизма сегодня стали очевидны. И, опять-таки, подчеркиваю, проблема не в накладках (по крайней мере, не столько в них). Ну, подумаешь, с другой стороны, перепутаны указатели, мы же нашли аудиторию! Да, тем, кто ехал в автобусе (я испытывала эту радость трижды) и спал в ангаре, было не сладко (я еще живо помню Парижский спортзал, а ангар хуже). Но, насколько я знаю, они были к этому готовы. Да и я не заслужила никаких льгот и проблемы свои, в конце концов, решила. Неприятнее было другое. Намного неприятнее то, что резко подает интерес ко всему неожиданному, к любой свежей мысли, не внесенной в некий реестр «правильных левых идей». Опять-таки, практически исчез интерес к деталям. На семинарах задается минимальное количество вопросов, выступающие в дискуссиях стремятся больше рассказать о себе и своей организации, чем обсудить сказанное докладчиком. Многие приходили не обсудить ту или иную проблему, а послушать конкретного человека или выступить самим. На том семинаре, где я хотела выступить, перевод был, и наушники были, но в них в какой-то момент вместо членораздельной речи раздалось жалобное кваканье, так что перевод стал менее понятен, чем греческая или итальянская речь мне, и моя русская, а потом и английская – многим другим. Так и не удалось мне донести до собравшихся свои мысли по поводу реформы образования. Не думаю, правда, что они расстроились. Никто не предложил свою помощь с переводом, как это бывало и во Флоренции, и Париже, и в Лондоне. Многие умудрились, по-моему, даже и не заметить, что с переводом проблемы. А тема семинара была очень для меня (и, надеюсь, не только для меня) интересна. И мне не хотелось бы опять слушать и тем более повторять, что коммерциализация образования ужасна, что необходимо доступное образование для всех, что дегуманизация образования недопустима и т.д. Это все понятно, а хотелось бы узнать, как именно осуществляется реформа образования в других странах, какие меры уже осуществлены и к каким приводят последствиям, как удается организовать сопротивление и т.д. Короче, меня опять волновали детали. Самое смешное, что я только сейчас поняла – я ведь точно не уверена, что попала на нужный семинар. Аудитория была та, что в программе, но на двери ничего написано не было, на свой вопрос внятного ответа я не получила, а те речи, которые я успела понять, были настолько общими, что могли быть произнесены на любом семинаре. Так что я не узнала даже главной детали. Были, конечно, очень интересные семинары, участники которых обсуждали так или иначе выступления, задавали вопросы. Но, как мне представляется, это либо семинары, посвященные очень конкретной теме (по поводу саммита в Питере, например) или семинары, больший процент присутствующих на которых объединен либо организацией, либо страной. Поразила меня и очевидная незаинтересованность участников форума друг в друге, так было, по крайней мере, на рабочих площадках, в ангаре ситуация была, скорее всего, иной. Мало интереса вызывали стенды, очень мало было спонтанного общения, простого человеческого любопытства. Повторяю – мало по сравнению с предыдущими форумами. В любом случае, люди, собравшиеся на форум, представляют социальный агломерат гораздо более зрелый с человеческой точки зрения, чем любая толпа, собравшаяся по какому-либо поводу или, тем более, случайно. Итак, при гораздо большей консолидированности отдельных групп и сосредоточенности их на определенных проблемах, при гораздо большем национальном и организационном представительстве ощущался дефицит общей заинтересованности в узнавании и усвоении «иного», в создании и поиске нового, а не только в закреплении и подтверждении уже найденного и известного. Именно поэтому, во многом, технические проблемы решались более вяло, чем на предыдущих форумах – не было отчетливой общей и обобщающей составляющей. И одновременно померкло ощущение единства, причастности и понимания, которое так завораживало меня на предыдущих форумах, особенно, конечно, во Флоренции. Однако смею заметить, подобное изменение атмосферы форума нельзя однозначно расценить как потерю. Расставаясь с безоблачным мироощущением детства, человек приобретает возможность расти и действовать самостоятельно, расставаясь с энергией и оптимизмом молодости, человек обретает мудрость. Аналогия, как мне кажется, верная, хоть и немного грустная – человек не вечен. Но у любой аналогии есть границы. Деловитость Парижа поражала, конечно, после Флорентийского торжества, но этот переход, как мне кажется, был неизбежен и, в общем, полезен. Изменение эмоционального фона форума, произошедшее в Афинах, вполне закономерно, хотя и болезненно. Пришло, короче, время собирать камни, а ведь разбрасывать, как мне кажется, всегда увлекательней. А тут неплохо бы продумать – как, зачем и что собирать. После того, как ты ощутил свою причастность к общему социальному пространству, необходимо себя в этом пространстве найти и определить направление своего движения, тактические и стратегические цели. При этом необходимо это пространство не просто сохранить, но и преобразовать наиболее адекватным образом, сделать динамичным. Словом, нужно еще искать, искать и искать, и, боюсь, проблема поиска аудиторий или квакающий перевод – это просто семечки.Теперь, конечно, о демонстрации. Замечу, что в этом случае организация была почти безупречной. Автобусов было достаточно, они пришли вовремя и вовремя уехали. Столовая работала до последнего, словом, все было четко. Демонстрация началась вовремя и сначала, на первый взгляд, организованности и порядка было больше, чем, например, на Парижской. Признаюсь сразу, большую часть тех драматических событий, о которых читала и видела репортажи и сообщения, я лично не наблюдала, хотя и прошла в колонне с российской делегацией от начала и до конца. Картинка, которую я наблюдала: люди в противогазах, разрезавшие наш ряд, огонь, чуть дальше – горящий мусорный бак. Потом я уже бежала вместе со всеми и слышала хлопки взрывов, (я, признаюсь, не сразу поняла, что они не настоящие), все дополнял отвратительный запах газа. На меня газ подействовал нетрадиционно: глаза не слезились, а вместо того тошнило и горло заболело. Нужно сказать, что паники почти не было, по крайней мере, она довольно быстро прошла. Я вообще подумала, что я в российской колонне самая испуганная, даже-таки единственная испуганная, и устыдилась. Кто-то принес крем, защищающий глаза от газа, а кто-то из ребят (Алексей Сахнин, кажется) с трогательной заботливостью угощал всех по очереди пирогом. Демонстрация деловито прошагала по городу, покричала, немного попела (пели в основном мы) и закончилась. Демонстрация в Афинах по духу полностью совпадала с форумом. Никаких эмоций, друг другом интересуются мало, выполнила каждая группа свою задачу, и все разошлись. Митинга не было. Тем не менее, мне показалось, что демонстрация рассматривалась многими не как завершение или даже кульминация форума, а как основное мероприятие. И я вот очень интересуюсь знать: спланировано все было заранее? Полагаю, да. В таком случае, почему большинство участников демонстрации ничего не знали? Не знали, как я полагаю, и организаторы. По общему духу происходящего, по наблюдениям я поняла, что для организаторов форума события на демонстрации оказались не меньшим сюрпризом, чем, например, для меня. Так, насколько я знаю, и было. Итак, большинство пребывало в неведении, в том числе и организаторы. Если планировалась смелая вылазка против империализма и неолиберализма, абсолютно бескорыстная и правая, то почему она планировалась в такой тайне? Конспирация? Но не кажется ли вам, что люди, приехавшие на социальный форум, в большинстве своем заслуживают права самостоятельно принимать решение об участии или неучастии в акциях, обладая по возможности полной информацией. Даже если они не смогли сориентироваться на форуме или проявили себя как туристы. Они все равно имели права знать, на что идут. Хотя бы просто – на что, без «зачем» и «почему», хотя и это обсудить было бы неплохо. Каждый должен был принять свое решение. Положим, я бы все равно пошла, из принципа. Боялась бы, но пошла. И большинство так бы и поступили. Но в таком случае они бы приняли решение сознательно и подготовились бы. И бессмысленно повторять слова, что нужно быть всегда готовым, всегда готовым быть ко всему невозможно. На демонстрации могли оказаться люди, которым физически противопоказан газ или трудно бегать. Все участники демонстрации стремились проявить солидарность, но, по-моему, они имели право знать, что их ожидает. Вообще, у меня создалось впечатление, что некоторые ведут себя так, будто владеют особым правом, мандатом своеобразным на революцию. Но кто и на каком основании выдал им этот мандат? И что получается: все на форуме левые, но некоторые заметно левее остальных? (И поэтому более правые?) И мир мы будем строить справедливый, но для некоторых он будет немного справедливее? Опять-таки, это будет далеко не новый мир, максимум можно поэкспериментировать с названиями. Так что самым сильным и неприятным впечатлением от демонстрации был отнюдь не слезоточивый газ, а ощущение того, что тебя использовали. При чем подставили не только «рядовых» участников форума, но и его организаторов. Более того, «подставленной» оказалась идея в целом – социальный форум официальным СМИ опять удалось накрепко связать с погромами. Не думаю, что это сильно напугает власти, скорее обрадует (такая пугалка появилась!). А вот многих потенциальных сторонников левых идей может оттолкнуть. Причем, замечу, оттолкнет не идея насилия (оно неизбежно в социальном протесте), а форма насилия, его бессмысленность в данном, по крайней мере, случае. Несомненно, нужны споры и уточнения позиций, и отсев, безусловно, нужен. Но никто не может присвоить себе право решать за других.Перед тем, как написать эту статью, перечитала свои материалы о прежних форумах. Они были гораздо более оптимистичными, и вывод о том, что форум необходимо сохранять и развивать как чрезвычайно важный социальный проект, плавно вытекал из вышесказанного. Эту статью я хочу закончить тем же выводом, который теперь будет выглядеть несколько парадоксально. Мы все оказались в лабиринте с Минотавром, новейшая история убедительно доказывает, что капитализм заслужил этой аналогии (хотя Минотавр, может быть, и не заслужил). Нам удалось собраться и посчитаться. Теперь нужно искать нить Ариадны, ведь мы можем, обобщив ближний и дальний непростой человеческий опыт, представить себе, как она может выглядеть. Да, не все так просто и радужно, как казалось в начале, гораздо труднее и даже мучительнее, чем думалось раньше. Но искать надо, и формат форума предоставляет такую возможность, тем более что он не отлит в бронзе и не вытесан из мрамора, как греческие статуи. Он сделан нами и нами же может быть изменен. Вполне возможно, что начнется процесс поиска деталей, в ходе которого утратится частично общая цель, потом во имя общей цели будут забыты детали и т.д. Однако пока мы ищем, пока у нас есть площадка для поиска и цель, мы можем рассчитывать на победу. Можно сказать, конечно, что форум не удался и похоронить проект. И что? Сразу возникнет идеальный? Как известно, «если у вас нету тети, то вам ее и не потерять, а если вы не живете, то вам и не умирать». Так что при всем многообразии и неоднозначности впечатлений от афинского форума нет одного: что все это было бессмысленно.
aglob.ru