Документальное кино: мир сквозь оранжевый объектив
Прислано Frankenstein 07 2008 22:45:00
Вчера в Киеве открылся международный фестиваль «Дни документального кино о правах человека «Украинский контекст». Накануне информационные партнеры мероприятия радио «Свобода» и «Эра», издания «Телекритика», «Без цензуры» и «Сейчас» пригласили всех желающих посетить Дом кино на Саксаганского, 6.
Открытию фестиваля предшествовала пресс-конференция, куда можно было попасть, только предъявив журналистское удостоверение. Следует отметить, что такую проверку журналисты проходят отнюдь не всегда, а только когда мероприятие организовывают большие люди, обеспокоенные, что его опишут и покажут как-то «не так», когда планируется разгласить какую-то скандальную информацию, а также когда в перерывах намечается фуршет или даже обед в ресторане, и для этого необходимо заранее пройти аккредитацию. Поскольку никакого скандала или кормежки не предвиделось, оставался лишь вариант про беспокойство важных личностей, поэтому культурный контекст мероприятия сразу же «дорос» до политического.
Пресс-конференция проходила в синем зале Дома кино и большего успеха не имела. Вначале выступил продюсер фестиваля Геннадий Кофман, рассказавший о «Днях документального кино» в общем и в целом. По его словам, основное отличие этого фестиваля от других в том, что он не конкурсный. Зрители смогут посмотреть более 70 фильмов из 22 стран. Продюсер подчеркнул, что, вопреки бытующему мнению, спрос на документальное кино сейчас очень большой, особенно среди молодежной аудитории и людей творческих профессий. Еще он напомнил, что документальный фильм нужно воспринимать всеми органами чувств, а не «смотреть спиной», как телепередачу. В общем, продюсер выглядел человеком, глубоко заинтересованным в развитии кинодокументалистики, и вообще вполне вменяемым. Никаких политических «завес» он не приоткрыл, сенсаций не сделал.
Чувствовалось, что гвоздем программы является режиссер фильма «Оранжевые хроники», американец Дамиан Колодий. Этот элегантно одетый молодой человек рассказал о том, как в 2004 году во время президентской избирательной кампании он прилетел в Украину из Нью-Йорка на две недели, а остался на три месяца, так как очень хотел запечатлеть настроения и чувства людей в тот момент. Он говорил на украинском языке с характерным американским акцентом. Местами понять его было сложно, но никто не предложил ему перейти на английский язык и воспользоваться помощью переводчика. Наверное, всем присутствующим очень хотелось, чтобы он говорил на своем «родном» языке. Колодий заявил, что в семье он говорит исключительно по-украински, так как его родители родом из Западной Украины, выехавшие в Америку во время второй мировой войны.
Американец с удовольствием отвечал на все вопросы, но, не видя фильма, расспрашивать его было особо не о чем. По специальности он оператор и режиссер, до «Оранжевых хроник» снял полнометражный фильм «Science fiction» и несколько коротких документальных фильмов. Колодий рассказал, что в Нью-Йорке украинская диаспора очень заинтересовалась его фильмом. Больше, чем здесь, в Украине. На вопрос о том, какие сувениры он увез с собой после окончания съемок «Оранжевых хроник», он ответил: «Валенки». Дескать, у них там таких нет, валенки на Майдане были не американские.
А потом было официальное открытие фестиваля. Конферансье – ведущий радио «Свобода» – был очень рад тому факту, что фестиваль проходит уже в третий раз. Из этого он даже вывел, что общество изменяется в лучшую сторону, и количество искренних, небезразличных людей на Украине растет. Он также счел нужным заверить публику в том, что, тем не менее, это не означает, что когда-либо у нас или где-нибудь в мире будет такое общество, в котором правозащитники будут не нужны. Затем ведущий торжественно поздравил всех с 85-летием со дня рождения Сахарова и пригласил на сцену «многолетнего политзаключенного, члена Украинского Хельсинского союза с 1978 года» Василия Овсиенко.
Овсиенко оказался национально озабоченным. Свою речь он начал с того, что «независимость открыла нам свободу слова», которая якобы есть самая важная свобода из всех, которую только можно себе представить. Он призвал публику помнить, что свобода эта достигнута усилиями многих поколений украинцев, и всячески пугал ужасами брежневских концлагерей. Он на полном серьезе говорил о казаческом государстве, Пылыпе Орлыке, Кирилло-мефодиевском братстве и Центральной Раде, будто бы все это имело к фестивалю документального кино какое-либо отношение. В конце он заявил, что его поколение оставляет украинцам «свободную страну», и призвал построить ее «соответственно нашему национальному духу».
После украинского диссидента на сцену вышел белорусский правозащитник. Судя по всему, его выступление было схожим с выступлением Овсиенко, но точно утверждать этого нельзя, поскольку белорус тоже решил говорить на своем родном языке. Публика была в восторге. Но на этом колоритные выступления закончились.
Вскоре начался долгожданный «фильм-открытие» «Оранжевые хроники», чудо искренности, как анонсировал его продюсер кинофестиваля. В чем состояло «чудо» и «открытие», понять очень сложно. Поскольку кроме съемок «оранжевых» и «бело-голубых» майданов, в фильме много кадров замученных якобы от геноцида Сталина детей. Дамиан Колодий начинает «оранжевую революцию» с «репрессий большевизма», а фальсификация выборов в пользу кандидата Януковича выступает у него, скорее, последней каплей. Вряд ли его подход можно назвать оригинальным.
Режиссер не просто вовлечен в события «оранжевой революции», он – ее активный участник, он на стороне кандидата Ющенко, хотя во время съемок Колодий пользовался мандатом международного наблюдателя, что предполагает хотя бы минимальную непредвзятость. «Бело-голубых» он показывает нервными хамами, которые матом посылают режиссера назад в Америку. В то же время, участники «оранжевой революции» выглядят «чистыми борцами за свободу», патриотами Украины. «Оранжевые хроники» полностью отвечают образу, который был создан украинскими медиа, начиная с осени 2004 года.
Несмотря на все эти банальности, публика приняла фильм очень тепло. Чем еще раз подтвердила, что киевская интеллигенция пока не пересмотрела свое отношение к «оранжевой революции». Фестиваль будет продолжаться до 25 мая. К этому, наверное, стоит добавить, что проводится он на деньги Международного фонда «Возрождение». Эта организация – лидер по количеству выделяемых Западом денег на развитие в Украине «демократии».