Вера vs Знание. Или почему я атеист
Прислано Frankenstein 07 2008 22:45:00
Довольно давно я задумался: в чем причина всему, и всему начало? Почему Я есть, и как бы было, если б меня не было. Признаюсь, я даже тихо радовался, что мне посчастливилось родиться пионером в СССР, а не негритенком в США. А потом мне здорово захотелось узнать, с какой стати ко мне пришел такой козырный расклад. Наверное, именно с этого момента и начался мой путь атеиста. Я родился в семье с университетским техническим образованием. Мать работала технологом в большом «ящике», отец был преподавателем теормеханики. О боге в семье говорили на одесский манер – "боже ж ты мой", и не более. Зато по части науки – физики и математики – я такие епитимии получал – мое почтение. Отец, вместо детсада, таскал меня в свой ВУЗ, где у него были сокурсники на кафедре физики, и мне персонально показывали опыты, чтоб я не ревел. Я и не ревел, пока меня не пытались увести домой. Но главное, мне не просто показывали – мне объясняли (видимо, по привычке), что демонстрирует тот или иной опыт.
И вот, светлая пора! С букварем покончено, мне в руки дали мой первый учебник физики. Я ждал от учебника такого же шоу, какое мне закатывали скучающие аспиранты. Вместо шоу я получил двести страниц каких-то формул. Просто от скуки, перелистывая учебник, в самом его конце я нашел описание одного из опытов, который уже видел. Кажется, это были перо и дробинка в трубе с откачанным воздухом. Как ни странно, никаких формул при этом опыте не приводилось. Я спросил отца, что будет, если откачать только половину воздуха? Ясное дело, что уравнение Стокса отец мне излагать не стал. Он предложил найти ответ самому. А на другой день мы пошли на кафедру физики, и я три часа убеждался, что моя гипотеза – полная ерунда. Отец тогда сказал, что "кто экспериментирует, тот всегда рискует".
Со Стоксом я разобрался гораздо позднее. А тогда я читал учебник и задавал вопросы типа: "что будет, если" и пробовал находить на них ответы. Именно тогда я понял разницу между теорией и гипотезой. В классе, эдак, в восьмом, я уловил манеру природы отвечать на вопросы. Правда, четкое определение этой манеры я нашел гораздо позже и в готовом виде. Уж и не помню теперь, кто сказал: "Природа говорит «да» тихо и неразборчиво, а ее «нет» звучит, как удар грома". Чтобы добиться этого "да", природу надо припереть к стенке доказательствами, а это ох, как не просто.
Тем временем, я уже понял, что книжка без картинок, набитая формулами и уравнениями, может быть тоже очень и очень интересной. Школьный учебник физики, правда, к этому разряду так и не отнесся. Я постиг смысл уравнений, описывающих законы природы – это просто готовые ответы на вопросы "а что, если?". Но самое главное в этих ответах это то, что их МОЖНО ПРОВЕРИТЬ САМОМУ. В это же время я осознал, почему математику называют языком науки, и как при помощи математики можно искать ответы на еще не заданные вопросы. Осознав главное, что только "experimentum crucis" превращает гипотезу в теорию, я начал понимать, что такое "здание современной науки", и почему ни один кирпич в этом здании нельзя выдернуть. Это все можно очень долго рассказывать. Скажу только, что я более-менее проверил фундамент этого здания, и теперь могу этому зданию доверять, но ни в коем случае не верить. Потому что доверие – результат проверки.
Я уже учился в Киевском Политехе, когда к нам на волне перестройки, гласности и свободы совести пришла свобода вероисповедания. До этого я о боге не задумывался – ну есть у людей вера. Так это их личное дело. Но вот эти люди пришли ко мне и стали меня просвещать. Разумеется, меня их картина мира удивила. Но я не стал сразу отвергать ее, а робко поинтересовался, какие у них есть доказательства своей правоты. Дальше последовала весьма любопытная речь, из которой следовало следующее:
Правота их – в Писании Писание – вне сомнения Сомнения по поводу Писания – грех Попытки проверять Писание – свидетельство сомнения / греха Грехи наши – от лукавого Экспериментальный подход – от него же Вся наука – расплодник червей сомнения, за исключением т.н. "Христианской Науки" и проч.
Когда я заметил, что наука вульгарис кроме сомнений приносит еще и весьма ощутимые плоды, мне было отвечено, что плоды эти нам дарованы свыше, а наука вульгарис к этим плодам просто примазалась. Я, разумеется, поскорее спровадил этих доброхотов и постарался забыть этот инцидент. Однако время не стоит на месте, и если с первыми проповедниками я столкнулся случайно, то теперь они ходят по домам и настойчиво шарят своим бреднем (чуть было не сказал "своими бреднями" – каков каламбур?) в поисках добычи. Вот уже 12 лет, как мне, время от времени, приходится схлестываться с ходоками от разных и конкурирующих организаций, жаждущих приобщить меня именно к своему, истинному свету. Если не ошибаюсь, это были: католики, православные московского и киевского патриархатов, иеговисты, адвентисты, пятидесятники, евангелисты, кришнаиты, служители Белого братства и еще несколько конфессий, названия которых я забыл сразу же. У всех у них торжественный комплект был один и тот же (см. выше). Нужно ли говорить, как меня раздражали нападки в адрес науки со стороны, откровенно говоря, весьма невежественных людей? И тогда я понял. Чтобы понять этих людей – не обязательно даже очень глубоко вникать в суть их убеждений. Важнее понять, ПОЧЕМУ они приняли эти убеждения. И вот здесь-то меня и ждал шок. Я, по определению, принимал каждого визитера за образованного человека, и это оказалось ошибкой. Наличие аттестата и даже диплома не означает абсолютно ничего. Большая часть моих знакомых, отмеченная синими и красными техническими дипломами, являются полными профанами не только в матанализе, но и в элементарной арифметике. Геометрию, которая есть самый полезный предмет в школьной программе, никто и не заметил (да, мол, чертили что-то там такое). От физики у большинства в памяти засел анекдот о яблоке Ньютона, да треск электрофорной машины. Химия у всех ассоциируется с химизацией. Стоит ли удивляться, что люди не в состоянии искать ответы – у них нет ни основы, ни умения, ни желания.
Да, таково положение вещей. Многие люди, которые искренно мнят себя образованными, таковыми не являются. И было бы наивно ожидать иного. В нашей стране растили не философов и гигантов мысли, а рекрутов трудовой армии, необходимый компонент производственного процесса.
Итак, ответы нужны, но сами мы их добыть не в состоянии. Как быть? Спрос рождает предложение. Ранее на этом рынке идей монопольно развлекалась незабвенная КПСС, которая выбрала наименее противоречивую из всех философских систем – атеизм. Сделала это, скорее всего, непроизвольно, инстинктивно. По крайней мере, устранялись с рынка традиционные владетели умов. Грех КПСС в том, что атеизм был возведен в ранг религии, которой он быть не должен. Далее – известно что. Так бывает со всеми монополиями. Ответы кончились, вопросы остались. Сами отвечать, по-прежнему, не умеем и не хотим. На этот «клондайк» и ринулись ловцы душ человеческих. Дело непыльное, да и прибыльное. Я пока не знаю конфессии, где не практиковались бы сборы пожертвований. Человек, естественно жаждущий ответа на массу действительно важных вопросов, оказался в ярком торговом ряду. Есть такое наблюдение – если товар хорошо рекламировать, его купит даже тот, кому он не нужен. Что говорить о тех, кому этот товар – ответы – нужен, как воздух. А вопросы – серьезные. Откуда Я? Почему я – именно Я? Что будет, когда Я умру? Может, действительно, мне петь сейчас круглосуточно мантры, чтобы там мне не устроили "Мене. Мене. Текел. Упарсин"?[1] Может быть, небольшой взнос спасет гиганта мысли от ордена Меча и Орала? А может, не попасть в застенки вашей конторы легче, если на вашу контору работать? Мы это уже умеем. И даже очень хорошо. На все эти, и массу других вопросов, я давал ответ сам. Сам искал, сам проверял, по мере сил. И НИЧЕГО не брал на веру. Просто потому, что верить не умею. Я атеистом не становился – я им вырос. Для меня атеизм – это не отрицание бога, а привычка полагаться лишь на себя, да достоверные факты в поисках ответов. И свои ответы я никому не предлагаю, поскольку тот, кто умеет мыслить – тот имеет свои ответы, а кто не умеет, тому придется мне поверить. А это ничуть не лучше того, что они имеют сейчас.
Атеизм – не система верований. Это, всего лишь, общая схема, которую каждый волен наполнять собственным смыслом. Хватило бы ума, терпения, да желания. Чего и вам желаю.


[1] Речь идёт о словах, которые, согласно библейской книге пророка Даниила (глава 5) , кисть руки начала писать на стене пирующего зала вавилонского царя Валтасара. Слова предсказывали трагический конец вавилонского царства.