Продолжение
Часть 1
Шестая тенденция состоит
в постепенном смещении политической власти от нижних ее звеньев, уровней в
сторону центральных, общенациональных органов и расширение их функций. Нижестоящие
органы все чаще играют роль проводников государственной политики, адресатов федеральных фондов. Они принимают решения в рамках
общенациональной политики.
Эта
тенденция (устранение остатков многовластия) наиболее отчетливо вырисовывается
в действиях нынешнего президента России В.В.Путина. Образованы федеральные округа,
региональные власти поставлены под контроль полпредов президента. Изменен
принцип формирования Совета Федерации. Лидеры регионов удалены из Совета
Федерации. С 1 января 2005 г. отменены всеобщие выборы глав субъектов
федерации, фактически они становятся чиновниками, назначаемыми президентом РФ.
Одновременно президент получает право распускать региональные парламенты. В
планах – передать органы местного самоуправления в подчинение губернаторам.
«С 2004 года
Федеральное Собрание стало фактически однопалатным… Совет Федерации стал после
отмены выборов губернаторов нелегитимным. Половину членов российского сената
назначают губернаторы, которых, в свою очередь, назначает президент. Вопреки
Конституции, ровно половина членов Совета Федерации не имеют никакого отношения
к субъектам Федерации, которые они представляют», – пишет И.Яковенко, директор
института «Общественная экспертиза» // «Новая газета». – 2005. – №69. –
С.10-11.
Седьмая тенденция. Одновременно устраняются последствия ситуации “узаконенного
беззакония”.
В период правления Ельцина в правовой сфере возникала ситуация
двоевластия (многовластия) юридических норм, являвшихся результатом
правотворчества противостоящих институтов власти. Это противостояние, как
известно, вылилось в кровавые события в Москве 3 – 4 октября 1993 г.
Сегодня, по
словам политтехнолога А.Трубецкого,
«Кремль ради повышения эффективности управления стремится максимально
сократить расстояние между принятием решения и его исполнением». // «Новая
газета». – 2005. – №69. – С.30.
Активно и
более-менее последовательно идет процесс формирования внутренне
непротиворечивой и унифицированной нормативно-правовой базы нового режима. Так,
например, за год функционирования института полномочных представителей
президента в федеральных округах, выявлены более 3,5 тыс. нормативно-правовых
актов субъектов РФ, противоречащих федеральному законодательству. За это
время более 80% из них приведены в соответствие с ним.
Восьмая тенденция. Институционализация
партийной системы, приспособленной к условиям стабильного развития
буржуазно-рыночных отношений. По
мере формирования системной ситуации во властных отношениях происходит
консолидация системных сил , интеграция в политическую систему “конструктивной”
оппозиции..
Летом 2001 года был принят закон «О
политических партиях», по которому единственными самостоятельными участниками
выборов стали партии. Ужесточились и требования к самим партиям: для
регистрации они должны были иметь, как минимум, 10 тыс. членов и 45 отделений
численностью не менее 100 человек каждое. Правда, поначалу общественные
организации, не имевшие статуса партий, могли участвовать в выборах в составе
блоков с партиями, но минувшим летом
этого права лишились. Тогда же была резко повышена минимальная численность
партий – с 10 тыс. до 50 тыс. человек. Как полагают многие эксперты, выполнить
это требование к началу 2006 года не смогут, по крайней мере, полтора десятка
партий. А ведь в 1995 г. общественное объединение для участия в выборах при
условии наличия соответствующего положения в Уставе могли учредить три
физических лица.
При этом,
партиям, которые не представлены в нынешней Думе и не имеют права льготного
выдвижения, прорваться в нижнюю палату будет трудно. Им потребуется
преодолевать не пятипроцентный, как прежде, а семипроцентный барьер. К тому же,
ужесточены требования к подписям, которые партии и кандидаты собирают в свою
поддержку: они признаются недействительными, если всего 5% из них признаны
недостоверными (ранее допускался 25-процентный брак)… Добиться еще большей управляемости
выборными процессами можно разве что вообще отменив в стране любые выборы» //
«Власть». – 2005. – 16 мая. – С.28.
Девятая тенденция.. С другой стороны, из политического спектра вытесняется “непримиримая”
оппозиция – общественно-политические силы, выступающие с позиций низвергнутой
общественной системы или, во всяком случае, подрывающие легитимность новой.
Несомненно,
в ближайшее время деятельность подобных организаций и движений будет по тем или
иным основаниям прекращена или существенно ограничена.
В 1998 – 2003
годах национал-большевистская партия четырежды подавала уставные документы на
регистрацию, но каждый раз получала отказ. В начале 2004 года Минюст РФ провел
проверку, в результате которой 14 региональных отделений партии «Либеральная
Россия» были закрыты, а затем партия была ликвидирована, как уже не имеющая
отделений в 45 регионах. «Между прочим, если бы Минюст был таким
принципиальным, каким хочет казаться, то ему пришлось бы закрыть большую часть и
тех политорганизаций, которые все еще существуют, – пишет С.Орловский в газете
«Версия» (№8. – 29.08.-04.09. – 2005. – С.12). Потому что из 36
зарегистрированных партий лишь шесть имеют не бумажные, а реальные региональные
отделения в более чем половине регионов, и лишь они смогли поучаствовать в
выборах в необходимом числе субъектов федерации, где с декабря 2003 года по
настоящее время избирали парламенты. Таким образом, более чем три четверти из
36 зарегистрированных политобъединений ничем не лучше тех, которые были
ликвидированы как не имеющие реальных региональных отделений».
Десятая тенденция. Установление
единовластия одной политической партии. Складывание партийного большинства в
законодательных органах власти. Впервые
в четвертой Госдуме сложилась фракция партийного большинства.
Табл. сост. И.Яковенко, директор института «Общественная экспертиза» //
«Новая газета». – 2005. – №69. – С.10
При этом «одни
партии оказались недопредставлены в Госдуме по сравнению с процентом
проголосовавших, а другие сверхпредставлены. Рекордная сверхпредставленность за
всю историю российского парламентаризма принадлежит партии «Единая Россия»,
которая получила на выборах в четвертую Государственную Думу 37,6% голосов, а
мест в нижней палате заняла на 67,6%.
Искажение принципа «один человек – один голос» доведено до крайности.
Каждый сторонник «Единой России» фактически получил по два голоса… Фактически
произошло лишение политических прав почти двух третей граждан», – считает И.Яковенко,
директор института «Общественная экспертиза» // «Новая газета». – 2005. – №69. –
С.10
«Перед
парламентскими выборами 2003 г. в списке «единороссов» оказалось беспрецедентно
много VIP-персон – 29
губернаторов и три федеральных министра… На выборах «Единая Россия» набрала
свыше 38%, тогда как ее ближайший соперник, КПРФ, лишь 13%. В самую большую
парламентскую фракцию дружными рядами пошли непартийные одномандатники, и она
разбухла до совсем уж гигантских размеров – больше 300 человек» (//«Все ясно».
– 2005. – №45. – С.23).
По результатам
голосования в Мосгордуму 4 декабря 2005 г. «Единая Россия» при 10% барьере получила
47,45% голосов избирателей, а при распределении мандатов – 28 мест (80%), КПРФ
получила 16,75% голосов и 4 места (11,43%) (// «Русский newsweek». – 2005. – 12.12. – 18.12. –
2005. – С.4). В политологии для обозначения такой ситуации используется понятие
«сфабрикованное большинство» (см.: Голосов Г.В. Сфабрикованное большинство:
конверсия голосов в места на думских выборах 2003 г. // «Полис». – 2005. – №1 –
С.108.)
Продолжение следует...