Ну что, сделаем перекличку
Прислано Frankenstein 07 2008 22:45:00
Так начинается стандартная лекция в современном вузе. Процесс «переклички» длится около десяти минут – на потоке 170 студентов. Долго было непонятно – зачем? Казалось, что лектор – эгоист и лентяй,  и таким образом просто облегчает себе жизнь, ведь десять минут лекции – целая вечность, как в плане подготовки, так и в плане самого action’a. Было скучно и неприятно. Потом стало понятно: облегчает жизнь не только себе, но и нам. За десять минут можно поспатьпоговорить по мобильному переписать предыдущую лекциюсьесть бутербродсделать домашку по английскому... Кроме того, выяснилось, что переклички студентам очень даже выгодны: по результатам присутствия выставляются атестации и зачеты. На лекции сидеть, конечно, крайне неинтересно. Но ради зачета потерпеть можно. Тем более, что никаких умственных усилий прилагать вовсе не требуется – лектор лекцию в буквальном смысле слова ЧИТАЕТ, студенты – ПИШУТ. Больше похоже на диктант. А не хочешь – не пиши, лектор не обидится. Главное, чтобы ты ему не мешал. Поэтому формальная сторона дела – присутствие – становится самой важной. И лектор ещё удивляется, когда после переменки между полупарами половина мест в аудитории пусты. И считается, что после курса таких «лекций» студент усвоил предмет.  
Но кроме лекций есть и другая форма аудиторных занятий – семинары. То есть время непосредственного живого общения студентов с преподавателем, возможность обмена опытом и все такое. На деле же «практические» занятия мало чем отличаются от «теоретических». Преподаватель не питает иллюзий услышать от студента что-то новое, поэтому «творческим» заданием на семинаре есть пересказ прошлой лекции – как можно более детальный и последовательный.
Лекции отходил, семинары отмучил. Кажется, зачет уже в кармане. И тут оказывается, что нужен еще реферат. РЕФЕРАТ в нынешнем вузе – это такое волшебное слово, что-то вроде пропуска в рай, индульгенции или панацеи от всех студенческих бед. Рефераты есть двух  видов. Первый – и самый неотвратимый – обязательный реферат для всех. Это составная «зачетного комплекта». Второй – дополнительный реферат, позволяющий аннулировать «энки» и «неответы» на семинарах. Но сущность у них одна – чисто формальная, поскольку и студент, и преподаватель заранее знают источник происхождения рефератов и освобождают себя от лишних усилий (первый – освоить и «защитить», второй – проверить и оценить). Суть сегодняшнего реферата скорее «понятна» глубокому подсознанию Интернет-сети, чем нормально мыслящему живому человеку. Хотя, наверное, какую-то цель преподаватели все-таки преследуют, требуя от студентов рефераты. Может, приобщить студентов к работе в поисковых системах?.. Или просто нужна «обратка» для черновиков?
Такой же чистой формальностью является и курсовая работа. Бывает, что научный руководитель сразу говорит студенту, что главное – правильное оформление (т.е. согласно последнему решению специальной комиссии, которая каждый год заседает и меняет такие важнейшие составные «научной» работы как поля, размер шрифта, количество страниц и т.п.), а вовсе не содержание. Можно представить себе отношение студента к написанию курсовой…  
И, наконец, последнее – учебная практика. Наверное, не зря когда-то ей дали именно такое название. Однако сейчас только одно название и осталось…
Отношения преподавателя и студента  – взаимовыгодная сделка. Не усложняй жизнь мне – я не буду усложнять тебе. Главное – чтобы были соблюдены все формальности, чтоб не к чему было придраться «в случае чего». Очень удобно. Только забываем, что и само образование превращается в формальность, то есть, что форма есть, а содержания нету. Что задание образования – ОБРАЗОВЫВАТЬ, формировать, производить людей – редуцируется к выдаче диплома взамен за определенную сумму денег (частных или государственных) и количество отсиженных учебных часов. Поэтому не стоит удивляться, что студенты не заинтересованы, плохо осваивают знания, стремятся быстрее пойти работать. За соблюдением формальностей руководство вузов (а вслед за ним и преподаватели)  как-то теряют из вида, что, поступая в вуз, молодой человек ждет чего-то совершенно нового, готовится к творчеству, к ответственности, стремится к практическому действию, хочет быть нужным. На деле же вуз оказывается той же школой с вечными зубрежками и сухой теорией. Учебный процесс не требует инициативы, творчества. Как результат, студенты и не становятся инициативными и творческими. И не только в учебном процессе – сколько студентов проводит свободное время на «поляне» с пивом, в барах, ночных клубах! Хотя, впрочем, это уже не модно – гораздо круче увлекаться спортом, иностранными языками или работой, что, конечно, лучше, но только до некоторой степени, поскольку дает лишь одностороннее развитие в ущерб всем остальным бесчисленным способностям молодого человека. Современный вуз не справляется ни с задачей всестороннего воспитания человека, ни с задачей его полноценного профессионального развития. То, что студенты все же остаются самой прогрессивной и активной частью населения, происходит не благодаря вузу, а вопреки – за счет того, что студент выбирает – не зазубривать параграфы из учебника, а устроиться на работу/ записаться на танцы/плаванье и.т.д.  Как видим, вузовское образование «вкладывает» в развитие человека намного меньше, чем может и – значит – должно.  
Прочитав это, кто-то может подумать: ну – и что? Так было всегда: учеба всегда чисто теоретическая и неинтересная. Для того она и учеба, в отличие от работы. Однако так было не всегда и нам, студентам, нужно знать, что теперешнее образование – далеко не единственно возможный его образец. И речь идет вовсе не об иностранных моделях образования, для которых у нас «не тот менталитет». Речь идет о нашем родном Политехе 80, 50, 20 лет назад! Тогда никому из «взрослых» не могло и в голову прийти, что студент – существо несамостоятельное и неответственное, что важного дела ему доверить нельзя. Наоборот, тогда именно от студентов, от их инициативы и труда зависели жизнь и развитие всего института.
Дело в том, что, начиная с 1920- х гг. вся система обучения была построена на ТРУДЕ, на постоянном, разнообразном, необходимом для общества и для самих студентов труде. С 1920-21 гг. студенты принимали непосредственное участие в организации хозяйства института – в 21 г. помогали заготавливать и завозить дрова, в 22-23 гг. отремонтировали 4 паровых котла, обеспечив отопление, в 40-х отстраивали Крещатик, помогали на стройках жилых домов, школ, детских садов, спортивных площадок в Киеве и области.
Анатолий Ананьевич Каменский, проректор по хозяйственным делам Киевского политехнического института, с увлечением и ностальгией рассказал мне о периоде с 1960 по 1980 гг., когда на территории студгородка атмосфера была совсем иная, «все работали – преподаватели, студенты – все», говорит он, «работали с энтузиазмом и гордостью». И рассказывает о том, что когда он пришел в КПИ в начале 50-х, институт состоял из трех корпусов – теперешних первого, четвертого и шестого. Не было ни водопровода, ни системы отопления, мест в общежитиях катастрофически не хватало даже для сравнительно немногочисленных студентов того времени. Дороги были выложены булыжником, все в ямах и выбоинах. Не было ни столовой, ни дома культуры, ни спортивного центра. Перед коллективом стояла задача масштабного расширения материальной базы. Именно за период с 60 по 80 гг. студгородок стал таким, каким мы его знаем теперь  –  31 учебный корпус, 22 общежития, большой парк, красивые дороги, Площадь Знаний, ДК, библиотека, спорткомплекс. И все это – дело студенческих рук! В пятидесятые годы студенты помогали проложить теплотрассу и провести водопровод. Начиная с 60-го, за студентами каждого факультета была закреплена постройка соответствующего корпуса и общежития. Под руководством мастеров-строителей студенты ВСЕХ факультетов фактически сами строили себе жилье и место будущих занятий. Руководили работой  стройотрядов сами студенты, они же выбирали командиров. Кроме того, так же по факультетам ухаживали за «собственным» участком парка, асфальтировали дороги, участвовали в заложении Площади Знаний, строительстве Дома Культуры и Научно-Технической Библиотеки.
  «На строительстве спортивного центра работа шла круглосуточно», - рассказывает Анатолий Ананьевич. – «Когда бетонировали чашу бассейна, студенты работали посменно по 4 часа – нельзя было, чтобы бетон остыл». На территории студгородка работали одновременно по 23 башенных крана, строили одновременно по 7 объектов. Каждый год начинали функционировать пара новых общежитий и корпусов. Два месяца  летних каникул  студенты всех факультетов проводили на стройке. Ездили в Тюмень, в Магадан, на Сахалин, работали на строительстве Байкало-Амурской магистрали, отстраивали после землетрясения Ташкент, работали на полях и заводах других городов Узбекистана. В составе интернациональных стройотрядов студенты КПИ ездили на работы в Чехию, Германию, Польшу, на Кубу.   
И все это – добровольно и по студенческой инициативе! И даже деньги не имели здесь решающего значения, хотя в «дальнем» стройотряде за лето можно было заработать очень приличную сумму; просто это было, как сейчас бы сказали, «круто». Работа в стройотрядах была веселой, интересной, постоянно велись дружеские соревнования между факультетами, это было захватывающей частью студенческой жизни! Естественно, работали не только парни, но и девушки, так что стройотряд превращался в маленький коллектив со своими симпатиями, дружбой, взаимопомощью. И если сейчас нам трудно представить, как студент может согласиться – а то и «напроситься»! – так тяжело работать, причем далеко не в самых комфортных условиях, то чья в этом вина? Кто не научил нас любить труд и получать от него удовольствие? Кто не воспитал нас готовыми жить общими интересами, интересами коллектива, а не собственного кармана? Так что для тех преподавателей и просто взрослых, которые на каждом шагу твердят о том, что теперешняя молодежь  пассивна, ленива и эгоистична, у нас есть один ответ: учите нас быть активными, трудолюбивыми и альтруистичными!!!!        
Но не спешите думать, что хорошая «практика» в КПИ была организована лишь в области строительства. Обучение в целом было неотрывной частью производственного процесса. Студенты делали разработки на заказ заводов «Арсенал», «Большевик», «Будшляхмаш», НДИ «Гідроприлад» и многих других. Кафедры работали вместе с соответствующими заводами, заводские инженеры приходили в институт читать лекции, на заводах открывали лаборатории от института, в институт с просьбами помочь в разработке или усовершенствовании специальных технологий обращались далеко не только киевские заводы.
Дипломные и курсовые работы студенты выполняли для практических потребностей хозяйства страны: завод заказывал необходимый проект – студенты проводили исследования и делали проект, который потом воплощался в жизнь. Было налажено тесное сотрудничество с заводами «Кристалл», «Арсенал», «Большевик», «Червоний екскаватор» и др., при которых студенты непосредственно работали над дипломными и курсовыми. Внедрение в производственный процесс разработанных ими усовершенствований давало реальную пользу народному хозяйству.
Практику проходили тоже на заводах, но не так, как сейчас – пришел, потынялся туда-сюда, заняться нечем, никто с тобой возиться не хочет – дали справку, что, мол, практику отбыл и – будь здоров! Тогда же студенты были реальной рабочей силой – первокурсники состояли при заводах в качестве учеников, старшекурсники полноценно работали, пятикурсники становились инженерно-техническими работниками. И студенты не подводили – не только справлялись с рабочими обязанностями, но то и дело делали значительные изобретения – так, разработанные в Политехе паровые и газовые турбины приносили 100-150 тысяч рублей в год, впоследствии их стали применять в США, Германии, Франции, Индии, Египте. Подобные открытия были сделаны студентами многих направлений и кафедр.
Кроме того, студентам было поручено проводить консультации для школьников и рабочей молодежи, желающих поступить в институт, и вести работу с «трудными» подростками.
Вот какая напряженной и полной работы была атмосфера в этих стенах еще каких-то 25 лет назад!
Как могли «пары» быть скучными, если студенты после вчерашней работы на заводе приходили к преподавателю с массой вопросов и впечатлений; если и сам преподаватель не просто отчитывал учебные часы, как сейчас, а вел исследовательскую работу и был сотрудником соответствующего завода – ему действительно было о чем рассказать студентам.  А теперь от лекции осталась одна перекличка на 10 минут и скучные лица присутствующих, с лектором включительно.
Нам сейчас кажется, что это трудно – организовать студентам такую объемную и живую практику. Не верится даже, что такое когда-то на самом деле было. Однако все дело в принципе, а принцип тогда был простой – народное хозяйство просто не могло обходиться без помощи вузов, вузы ведь для того и были придуманы, чтобы обеспечивать страну умными, развитыми людьми, широкопрофильными специалистами. Поэтому в сотрудничестве с заводами и строительствами не было ничего удивительного – оно было абсолютно естественным, каким и должно быть. А то, что сегодня нас это удивляет, еще раз подтверждает, что современное образование свое истинное предназначение забыло. Оно работает вовсе не на развитие наших всесторонних способностей и не на общественное благо, а на поддержание системы, необходимой для процветания горстки бизнесменов.  
А ведь на самом деле у студентов и сейчас хватает творческой энергии, энтузиазма и активности.
Вот только используются они уже не на благо человечества, а на благо владельцев «Макдональдса», курьерских и рекламных служб. А владельцы фирм заинтересованы вовсе не во всестороннем развитии молодежи, а в увеличении собственных доходов, поэтому современная работа превращает студента или в слепо подчиняющегося указаниям зомби, или в безжалостного хищника.  
И в то время, когда преподаватели продолжают упрекать нас в инертности и лени, мы, студенты, в свою очередь, требуем: долой формализм и зубрежку! Нам надоело переписывать, перечитывать и пересказывать! Мы хотим дела! 
Леся Ивашкевич
Студентка четвертого курса
Киевского политехнического института