Белый флаг Белковского
Прислано Frankenstein 07 2008 22:45:00

А разговоры-то всё – о революции… Пожалуй, и аккуратненькие губы Грефа вытворяют сие слово среди эстетского обрамления эспаньолкой, где-нибудь в кремлёвских кулуарах. Заметно улыбчивы стали некоторые ньюсмейкеры. Другие же, напротив, помрачнели. Вот Павловский, к примеру. Правда, улыбался он и до этого нечасто.

Да и чему улыбаться – на счету власти, за которую как за дойную корову держатся и воспеватели и хулители ее, практически ничего не осталось. И вот парадокс: это от нее никак и не зависит. Просто сама по себе правда о том, что сотворил и может сотворить капитализм с социалистической сверхдержавой (еще вполне-то и не переставшей ей быть в своем ментальном гражданском отображении) потихоньку-полегоньку становится достоянием масс, пробуждаются граждане разворованной за годы реформ страны. А чего еще делать-то в такой ситуации? Или притворяться  дальше спящими – и в таком-то виде и встретить неминуемую гибель?

Был такой случай – как специально-то тем же летом 1991-го, когда грянула контрреволюция. В горной алтайской тайге, километров за тридцать от райцентра Турочак, что на Бие, я с четырьмя ещё мужичками разбил ночлег: на этом участке прорежали мы  кедровые посадки, берёзки да клёны вырубали нещадно, колымили в местном леспромхозе. Палатку из единственно выданного в леспромхозе тента смастерили наподобие конверта – в сухую погоду сгодилась. А однажды ночью пошёл нещадный ливень. Лежим в уютных спальниках, просыпаемся от громов и молний – там, где брезент соприкасается с брёвнами самодельного каркаса, начинаем ощутимо протекать. Намокают уютные спальники. Мы крючимся – но течёт уже в стольких местах, что никакой зигзаг гибкого юношеского тела не способен перехитрить ненастье. И вот принято решение: автор этих строк выпрыгивает из протекающего жилья и набрасывает свой плащ на самую вершину непутёвой кровли, бьющая в накрытый полиэтиленом каркас вода привыкает стекать всё же поверху - и пробоины в брезенте умолкают, горную валькирию-грозу дослушиваем уже без льющихся на нас струй…

К чему это отступление? Да всё к тому же – к революции. Напоминающий эдакого семейного доктора, господин Белковский предостерег тут со страниц наиоппозиционнейшей газеты "Завтра" от революции. Кого предостерег? В том-то и вопрос. Судя по всему – кремлевских, типа рэкинтул информационно. Но и нас попутно, левых, осадил. Вы, мол, не спешите Расею-то разрушать, а давайте-ка мирно подсадите под тяжёлый зад нового хорошего царя-брюнета щекастенького, ну и меня с ним за пиар-компанию. Ибо революция, в чем Белковский почему-то не сомневается, должна непременно добить Россию как территориально единую страну. Поэтому плоха революция, не надо революции, давайте-ка тихой сапой за социальную справедливость бороться.

Пишет красиво публицист Белковский. В части бытописаний новорусских реалий – ему равных нет. Явно дядя допущен до кругов той самой национальной элиты, которую ставит во главу угла любой своей критики режима. Мол, не та у нас элита, недоэлита. Элитарнее нужно, круче, понтовее. Но критикует нынешнюю недоэлиту именно за роскошества – поделом, конечно, критикует – однако ж, где тут логика? Элите всё это полагается по рангу. Что полагается – прочитаем у самого Белковского, не могу удержаться тут от цитаты: "Хорошо, когда самый захудалый член клуба-175 может, не ударяя палец о палец, заработать не меньше $100 млн. в год (а меньше просто несерьёзно). Очень хорошо, когда за небольшие чаевые можно выписать себе в Форте-деи-Марми или Куршавель народных кумиров типа группы "Ленинград" и вытирать о них ноги в своё удовольствие. И просто прекрасно, что никогда не кончается кокаин, и гремят аукционные продажи пьемонтских трюфелей, и длится в марихуанной дымке вульгарный танец Ксении Собчак…".

Браво, Станислав. Милая, сколь реалистическая, столь и  апокалиптическая картинка – по идее, по историческому опыту, за сим и должна бы следовать революция: восстановление справедливости, мощный социальный взрыв, который и разметает всю эту элиту по дальним заграницам, по их (на украденные у народа деньги построенным) виллам, где новые русские будут как Троцкий жить тише воды, ожидая своего ледоруба. Но вот против ледоруба Белковский. Наблюдая подобные кануну Великой Французской революции оскорбительные для трудового большинства роскошества национальной элиты – Белковский делает вывод, что ситуацию можно исправить без революции, плавненько. Конечно, мне не доводилось слушать Шнура (которому приписывают формулу лакейского верноподданства русского рока "А +уйли нас бояться? Мы всем довольные паяцы") в VIP-формате, как Белковскому или его друзьям. Мои товарищи господа поскромнее досуг имеют – всего лишь с какой-нибудь Жанной Агузаровой и "Ляписом Трубецким," услужливо лабающими свои хиты близ их ресторанных столиков в Белладжио. Однако и с такого расстояния можно увидеть за этими цветущими клумбами всевозможных бизнес-элит и чарующего благолепия братвы, что общество наше накануне революции.

Короче говоря, дабы не цитировать целиком пассажи мэтра с многолетним стажем – спешу согласиться с первой, описательно-критической частью его манускрипта и полностью отвергаю заключение насчет "надо ли хотеть революции? не надо". Ну, инфантильно же это, господин хороший – и совершенно неизящно: так убедительно выставлять режим, сиречь новорусский капитализм в его безусловном безобразии, и тут же предлагать этой самой буржуазии, чуть ее пошантажировав, и вымирающему советскому народу ехидные компромиссы, оправдывая их в духе "лишь бы не было войны". В итоге получается все та же путинская теория "надо делиться" и не более того. Плох, то есть, не режим путинский и не капитализм постсоветский, постсоциалистический, ударными темпами разграбляющий недра РФ и в пучину нищеты погружающий ее население – а плохи-то всего лишь бояре. Как тут не узнать "Родину"? О ней же, во славу ея и песнь… Предлагает нам Белковский, памятуя мою алтайскую метафору, извиваться ужами под струями дождевыми – и ждать, когда добрый лесник накроет нас своим государственным балдахином.

Указанные Белковским пороки капитализма становятся обществу все очевиднее – вместе с этим приходит и осознание необходимости перемен. Но путь этих перемен может быть всяким. И конечно же, системные оппозиционеры, отпочковавшиеся от власти, не заинтересованы в непрогнозируемости революционного процесса. Услаждая оппозиционный слух обличениями, они одновременно читают и "заговор" от революции. Однако палатка под названием "РФ" протекает уже вполне очевидно: 150 миллиардов стабфонда – не кукиш в кармане, видно отовсюду. На эти средства можно было бы не только провести вторую индустриализацию, с их помощью при мобилизационном управлении страной и социализм за две пятилетки восстановили б, и коммунизм бы построили. Но зачем буржуям коммунизм?

Зачем вообще как Белковскому, так и ненавязчиво осуждаемой им буржуазной власти такие страшные слова – обсуждение вопроса о собственности? Вот именно поэтому Белковский боится слова "революция" не меньше буржуев и пробуржуазного чиновничества. Кем будет он после революции? Да одним из новых "пароходных" философствующих эмигрантов, мемуары напишет о том, как пытался он спасти в очередной раз "русскую цивилизацию" (читай – бюрократию)… Скучно, девушки. Революция неизбежна.

Откуда это у Белковского такая боязнь революции? И почему грациозно громя буржуазный быт в своих статьях, сам он ни на шаг не отдаляется в видении будущего от этого быта? Да все потому же – системность. Оппозиция при Путине, из которой вышла "Родина" – не озадачена вопросом мобилизации или вообще какой-либо организации населения для прямой борьбы с режимом. Это теоретики подковерных интриг, дворцовых переворотов. Отсюда же и боязнь категорий классовой борьбы, какие-то смехотворные попытки, видимо наследственного, процентщика Белковского прикинуть – куда пойдут группы революционной молодежи в случае заварушки?.. Но никак не прямой классовый анализ. Зато уже откровенно смешно читать в некритической антиреволюционной части текста Белковского соответствующие базису его рассуждений выводы: оказывается нынешний социально-экономический кризис скрыт не в капиталистическом режиме, позволяющем недра страны опустошать и богатеть буржуям на непроизводительном секторе, а состоит он "в моральной и интеллектуальной деградации правящего слоя. В неспособности власти понимать свой народ и говорить с народом на правильном мистическом языке".

Что это за суждения политолога? Возможно, как правильное мистическое высказывание, Белковский воспринял реплику Путина из станицы Вешенской по поводу энергетического коллапса в столичном регионе, когда вокруг президента так и кружили то ли мухи, то ли мошка.

Естественно, принять революцию как необходимость сегодня общество в целом не в состоянии – потому-то и толкуют нам о ней на своем правильном мистическом языке всевозможные белковские. По аналогии с началом прошлого века мы находимся лишь накануне 1905-го. Или в феврале 1917-го, что уже - с большой натяжкой. И никакая моральная деградация власти и прочая надстроечная чушь здесь не играет никакой роли – однако дискурс нарастает, и если Белковский боится обсуждать революцию, то есть специалисты вовсе не боящиеся предлагать то, чего мистики вроде Проханова и его друга Станислава в принципе предложить обществу не в состоянии – экономическую программу будущей революции. Обсуждение жизненно важных для общества вопросов – вот долг революционного интеллигента, если он не мистик, конечно.

Экономика – и только она является фундаментом как нормального, так и кризисного бытия общества. Просто в данный момент общество РФ только пробуждается от спячки – обнаруживает себя ограбленным за время сна в годину реформ, собирается с мыслями. Причем, ограблено общество на одним набегом – оно существует вообще в режиме благоприятствования оттоку капитала всех видов за границу, сиречь в режиме обнищания. Уж если само государство хранит нефтяные барыши за кордоном, этакий свой правительственный общак, иначе и не назовешь. Общак на случай революции и бегства. Как все у них банально!

Имя этому режиму – капиталистический, он же – Государство Российское в нынешнем виде. И таким оно трудящимся не нужно – пусть не прикрывается Россией как непреходящей святыней, именно онo ее и позволилo грабить себе и друзьям. Бюрократы сменили партийность на собственность вовсе не из попечительских в отношении населения соображений. Но у этого процесса есть свои особенности – сейчас капитализм всячески пытается найти национальную, националистическую опору. И делает это, соответственно, все так же во зло перманентно обираемому капиталом трудящемуся. Однако это зло некоторые попытаются истолковать как благо – и как "правильный" переворот. Ну, если, например, вместо Путина придет Рогозин.

Чтобы перейти в режим другой, более благоприятствующий жизни большинства, этого ограбляемого трудового большинства вынужденных граждан РФ – никакие мистические языки и кадровые перестановки не помогут, тут нужна воля самих утопающих и революция во всей ее красе: то есть смена социально-экономического строя, смена формы собственности. Понимает ли это сонный, классово разрозненный народ? А вот с этим проблема. Отсюда – почва для мистики Белковского: "Экономические взгляды в данном случае — вторичны".

Да нет, уважаемый Белковский, вторичны в данном случае вы,  пиарщики и политологи. Кому нужны вы будете после революции? А вот программа экономических преобразований – это базис, она первична, а не мистический язык как-то невнятно вами нелюбимого Президента В.В. Пора уже говорить языком другим – языком улицы. Не поверю, что Белковский этого не понимает. Понимает – но не переоценивает ситуации, еще далекой от революционной. Тут есть время и по ресторанам походить, и на мистическом языке потолковать со вчерашними друзьями-либералами.

Однако ж, и тут можно либо ждать революции, либо ее готовить. Одни в октябре 1917-го сидели в ресторанчиках, другие же – штурмовали Зимний. А еще можно революцией профессионально пугать власть предержащих (чем переквалифицировавшись в почвенники занялись наперегонки Караулов, Демидов, Белковский, Дугин) – причем, пририсовывая ей обязательно рожки американского империализма и глазки Касьянова – в то время, как она зреет в самых что ни на есть российских низах. В Кирово-Чепецке, в вузах, в городах больших и малых - да везде, где наступает очередная фаза приватизации.

Да, волной недовольств могут воспользоваться отнюдь не революционные силы – такие же, впрочем, как "Родина", ассоциирующая революцию только с заговором мировой закулисы по расчленению матушки России, с заговором в пользу Касьянова и во зло Путину-батюшке. Ох, и забавны же вы, оппозиционеры его В.В.еличества! Не царя Путина защищаете вы – частную собственность как таковую, и возможность при святости ее конституционной грабить недра России сверхприбылями.

Нет, господа: те же ваши песенки насвистывали черносотенцы в 1917-м, мол, опять заговор против Расеи, а Ленин вообще немецкий шпион. Если пожизненные либералы вроде Сванидзе нынче снимают целые "документальные" фильмы на тему этого анекдотца – то уж оппозиционерам не к лицу, по идее, такой же пропагандой и проклятиями революции заниматься в своих писаниях, да еще и в оппозиционных газетах… Впрочем, стиль мэтра претерпел изменения. Однако же вообразить Белковского на баррикадах – это новый анекдот какой-то выходит... Поэтому и бяка революция: "надо сделать так, чтобы революции всё-таки не произошло. Обязательно".