Иеромонах, атеист и атеизм. Взаимная исповедь пока еще монашествующего с бывшим верующим
Прислано Frankenstein 07 2008 22:45:00
 Уважаемый Евграф Каленьевич!
----- Original Message -----
From: Иоанн Ридигер*
To: evduluman@narod.ru
Sent: Wednesday, March 29, 2006 1:56 PM
Subject: / Confession-Исповедь
*Имя и фамилия по понятным причинам изменены.
Собираюсь написать Вам уже 3 мес. Только вот сейчас начал выкарабкиваться из депрессии. Мучили меня сомнения и вот все точки были расставлены благодаря Вашим работам о Библии и о Христе. Да, я теперь атеист, но что тебе теперь делать, если тебе 35 лет и ты уже 5 лет живешь в монастыре, а  за плечами у тебя и Семинария и Академия, и людей обманывать не можешь , и в миру тебя никто не ждет? Братья во Христе бегут от тебя, как от прокаженного, хорошо еще, что не донесли настоятелю монастиря, а то и самому патриарху.Как быть?             Благодарю Вас за то чувство свободы, которое я испытываю в атеизме.   С уважением, пока еще иеромонах И.
Троице-Сергиева Лавра.
Дни Великого поста.
29 марта 2009 года.
 
 
 
Уважаемый, Ваше преподобие отец Иоанн!
Ещё 29 марта получил Ваше письмо. Постоянно думал о его содержании. Высчитывал, рассчитывал. И за Вас, и за себя расcчитывал: что Вы должны и можете, что я должен и могу? И, наконец, пришёл к заключению: все зависит только от Вас; и решение Ваше, и ответственность Ваша только перед самим собой.
К сожалению, мой пример для Вас не пример. Будучи кандидатом богословских наук, доцентом и помощником инспектора Саратовской духовной семинарии, я ушел из церкви в тот советский мир, из которого семь лет до того уходил в мир церковный. Тогда, самое главное - работа была обеспечена всем. Тогда было справедливым то,  что пелось: «Трудись, а слава тебя найдёт!». Тогда надо всей страной для всех граждан гордо реяло знамя: «Труд – дело чести, доблести и геройства».  Если ты больной или квелый – не дрейфь - среднестатистическая жизнь тебе была обеспечена. Железно обеспеченна! Во всяком случае и во всех отношениях тебе голодная смерть, нищенство ни с какой стороны не угрожали. А ведь эта некогда «среднестатистическая» - довольно приличная по современным меркам - всем гражданам СССР была и на словах, и на деле обеспечена постоянно и повсеместно. Сейчас даже кровные враги советской власти подсчитали, что в сталинских гулагах его насельники были в два-три раза лучше обеспечены жизненно необходимыми благами  (количеством и качеством еды, отдыхом, лечением, газетами, книгами, содержательным и культурным отдыхом), чем 85-90%% граждан стран бывшего Советского Союза, граждан, которые не попали в число современных олигархов, зажиточных и среднестатистических по меркам бывших советских людей.
Ко всему этому добавьте ту моральную атмосферу, в которой жило наше население и в которую я окунался, оставив церковный мир. Все вокруг нас были доброжелательным друг к другу. Не буду описывать, какая моральная аура окружала меня в моем бывшем колхозном, студенческом мире…  
А посмотрите на этот с ног до головы деморализованный мир сейчас. Глаза бы мои не смотрели. Глаза мои и 90% граждан бывшего советского мира что видят? А вот что! Я скажу об этом стихом. Стихом оно звучит и сильнее, и точнее, и памятнее:
Теперь не бросит тебе круг
Твой самый близкий, давний друг.
             - Такая в мире сложность…
Теперь мне друг и сердцу мил
Тот, кто меня не утопил,
           - Хотя имел возможность…
Присмотритесь и прислушайтесь хотя бы к тому, чем заняты захватившие народное добро и пришедшие к власти в Верховном Совете Украины или в Государственной Думе России так называемые «народные депутаты». Со времен развала Советского Союза они для своих граждан создали десятки, если не сотни, охранных законов об учреждении бизнеса, о развитии бизнеса, о защите «законных интересов» бизнеса, о правах бизнеса, о неприкосновенности бизнеса и бизнесменов, но ни одного закона о труде и труженике. У нас даже преступная невыплата зарплаты не считается преступлением, а причислена к… «Такая в мире сложность».
Я ушел из колхоза и вернулся в колхоз. Пройдя сквозь церковный рай, чистилище и ад, полноправным и гордым  колхозником до этого был,  полноправным и гордым колхозником после этого остался. 
У вас другой случай, поскольку в тот образ жизни, из которого Вы ушли в церковный мир, Вы уже не вернётесь. Нет того равного для всех и равно обеспеченного для всех мира. Нет того, что у Вас было до ухода в церковный мрак. За стенами Вашего монастыря безраздельно господствует жестокий и беспощадным мир, с одной стороны - мир не на жизнь, а на смерть борьбы за прибыли (от олигархов до "среднего класса" включительно), а с другой стороны - мир безжалостной борьбы за выживание (для всех тех, кто имеет несчастье быть с совестью и полагаться только на свой труд руками или головой).
Если у Вас ничего не осталось за плечами в том, бывшем светском, мире, то Вам после разрыва с монастырем сразу придётся окунуться в мир бомжатников... Вы на это способны? Есть ли у Вас достаточно презрения к миру церковному, чтобы решиться на это? Есть ли у Вас достаточно мужества, чтобы дерзнуть на это? У меня когда-то на это хватило и решимости, и дерзновения. 
Но у меня тогда была соломенная подстилка в виде советской общественной и личной жизни. Конечно, я тогда не думал о соломке, которую подстилала советская власть падающему. Соломка была естественной, как воздух, которым мы дышим, не думая о нем. А сейчас даже о воздухе приходится думать. Сейчас воздух даром, вот так запросто, не дается. К тому же, когда я спускался с небес на землю, мне было всего 24 года. Я, фактически, был хотя и духовно зрелым, но по дерзновению - юнец, Сокол Горького: "Пускай ты умер, но в песне смелых всегда ты будешь живым примером. Призывом гордым - к свободе, к свету!"
Я тогда считал, что упущенное мною в светской жизни за семь лет пребывания в церковном мире, я наверстаю. И, оказалось, наверстал.
Начал с того, на чем, было, прервал свою жизнь в миру – с окончания средней школы. Я до поступления в семинарию окончил всего 8 классов. Работая в колхозе, я заочно за один год закончил девятый и десятый классы. Раньше среднее образования давала десятилетка. После этого поступил в Одесский кредитно-экономический институт. В институте поступил в комсомол. После Института по рекомендации, настоянию и поддержке  Комсомола поступил сразу на 3 курс философского факультета Киевского университета. Потом три года работы в Обществе "Знание", 3 года аспирантуры и защита кандидатской диссертации. 5 лет  - работа доцентом, и.о. заведующего кафедрой научного атеизма в Киевском педагогическом институте им. Горького (сейчас им. Драгоманова). 13 лет - старший научный сотрудник Института философии Академии наук Украины, защита докторской диссертации, заведующий отделом научного атеизма. 13 лет - профессор кафедры философии Украинской сельскохозяйственной академии. В 1998 году отправлен на пенсию с 400 гривен в месяц. С 2001 года - штатный профессор кафедры философии, кафедры религиоведения в Восточноукраинском национальном университете им. Владимира Даля в городе Луганске. Параллельно с этим меня периодически приглашают прочитать лекции по религиоведению на Социологическом факультете КПИ.
После разрыва с православной церковью я прочитал более двух тысяч публичных лекций, убедил последовать за мной на разрыв с религией сотни попов православной церкви, за что был торжественно в 1958 году (через шесть лет после моего официального ухода из церковного мира) отлучен от церкви. (В 20-м столетии Русская православная церковь отлучила от церкви и анафематствовала Льва Николаевича Толстого в 1906 году, в 1916 году отказала в отлучении академику математику Маркову под предлогом того, что это было бы для него "слишком великой честью", а через 50 лет после Толстого удостоила этой чести... меня грешного, в то время студента 4-го курса КГУ) Моему примеру последовали десятки пресвитеров, патеров, мулл и тысячи активных верующих объявили о своем разрыве с религией. За это же время я написал около 2000 статей в журналах, сборниках и газетах, издал 18 брошюр, 12 монографий, был научным руководителем успешно защитивших 18 кандидатских и докторских диссертаций.
После распада СССР  новые власти послали атеизм в глубокий нокдаун. Учтите: в нокдаун, но не в нокаут. Сейчас атеизм очнулся от нокдауна, встает на ноги. Он уже держит удар, отвечает на удар ударом, готов к честному бою. И победит!
Большинство моих просоветских единомышленников ушли... в церковный хор. Я публично и демонстративно продолжал и продолжаю исповедовать атеизм, а вместе с ним, естественно, научные взгляды на мир, взгляды, которые категорически несовместимы с любым видом церковного мракобесия: креационизмом, "чудесами", торсионными полями, "благодатными огнями", туринскими плащаницами... О своем несогласии и о несостоятельности церковных и процерковных утверждений говорю, говорю и говорю; пишу, пишу и пишу.  В 1998 году начал выступать на атеистических сайтах Москвы и Новосибирска. В 2001 году открыл свой личный сайт "Официальный сайт Евграфа Дулуман", которые нанятые церковью хакеры четыре раза взламывали и портили, наконец, испортили так, что я своими силами исправить не смог. Открыл еще один сайт, но и его через год разрушили. Сейчас временами выступаю на других атеистических сайтах.  Намерен так же делать до последнего своего издыхания, в крайнем случае, до физической и психической возможности. "Если бы хоть одна клетка моего организма могла бы жить, могла бы сопротивляться, - я бы жил, я бы сопротивлялся" (Николай Островский). Считаю, что моя жизнь состоялась. По моему мнению, мне удалось себя реализовать. Я публично сделал все, что мог. После меня на поле научного мировоззрения придут другие и сделают больше. Если больше я ничего не сделаю, это ничего не убавит в оценке моей жизни. Мне уже 79 лет. За не сделанное, надеюсь,  меня поймут.
Вы сейчас в монастыре. Ваш ритм подчинен ритуалу монастырской и монашеской жизни: богослужения, молитвы, покаяние в грехах не от мира сего (от мирских грехов Вы отгорожены глухой стеной и монастырской братией), исповедь, благочестивые размышления, чтение...
О! Чтение!! Чтение - единственная щель, через которую Вы можете подсматривать мир. Вот и подсматривайте! В Вашем нынешнем положении и настроении я советую Вам разыскать и внимательнейшим образом прочитать книгу французского католического писателя Дю Гара "Жан Баруа".
Это о семинаристе, который из глубоко верующего человека стал сначала тихим, а потом активным и воинствующим атеистом. Издавал атеистический журнал, среди анонимных авторов которого был всеми уважаемый и авторитетный в церковном мире настоятель монастыря, аббат. Попав однажды в дорожную катастрофу, Жан Баруа из-за животного страха стихийно взмолился Богу. После закончившийся ничем дорожной катастрофы Жан Баруа вспомнил свое неатеистическое поведение в минуту опасности. Здраво оценив свое поведение, он пишет завещание в таком духе. Я сейчас 40-летний такой-то, в здравом уме заявляю, что если мои физические или психические силы иссякнут, будут повреждены, и я начну заявлять, что вернулся к вере в Бога, то вы учтите, что это не я буду говорить, а будет говорить маразматик, нездоровый человек. Не слушайте маразматиков и психически больных проповедников... Вот в таком духе. 
В дальнейшем Жан Баруа, действительно, "обращается" к Богу, начинает осуждать атеизм, в том числе свои бывшие атеистические выступления. На публикацию своих "обращенных" убеждений у Баруа нет сил. Чувствуя приближение смерти, он просит пригласить на предсмертную исповедь всеми уважаемого и святого аббата. Аббат приходит и из исповеди узнает в рабе божьем Жане бывшего воинствующего атеиста, в журнал которого он в свое время пописывал въедливые антирелигиозные статейки. Аббат и сейчас - убежденнейший атеист. Он намеревается провести с кающимся клиентом откровенную беседу, но видит, что Баруа, действительно, умирает. Чтобы облегчить ему смерть, избавить от танатофобии (психическое заболевания от боязни - фобии - перед смертью -танатос), он дает ему положенное католичеством и оправдываемое на практике утешение. Получил полное прощение атеистических грехов, Жан умирает успокоенным и счастливым...
Аббат, оставаясь убежденным атеистом, роется в завещаниях Баруа, находит его атеистическое завещание и после глубокого атеистического и гуманного размышления, уничтожает его. Потом он осознает, что сделал это во вред атеизму и на пользу католической церкви... "Впрочем, - думает он, оправдывая себя, - позволив человеку избежать страха смертного и спокойно умереть, католическая церковь заслужила это".
Вы писали, что на Вас сильно повлияли мои атеистические статьи о Библии. Но ошибки Библии, - это только один из малосущественных аргументов против веры в Бога вообще. Я свою критику религиозного мировоззрения не ограничивал Библией, хотя и рад, что моя критика Библии помогает людям просвещаться. Высылаю Вам две свои статьи: "Откуда мы знаем, что Бога нет? - Оттуда!" и "Теорема о смысле жизни", - которые, по моему мнению, Вам будут очень и очень кстати.
И в заключение. Иудеи отпраздновали Пасху 10 дней тому назад, католики 6 дней. Православные сегодня погребли Христа. В субботу он будет телом почивать в гробу, а душой (а если у Него душа единосущная с Его божеством, то и своей божественной личностью) Сын Божий, согласно православному вероучению, пробудет в Аду. Вот когда православный  "Сус" Христос будет почивать «во гробех» и будет занят чтением душеспасительных евангельских притч обитателям Ада, Вы будете читать моё письмо и размышлять. Размышляйте на здоровье. А я Вам желаю здравого смысла, чистой совести и дерзаний. Рад буду, в конце концов, лично свидеться с Вами.
С Праздником! Если Иисус, который называл себя (Его называли) Христом, существовал некогда (я писал о вероятности такого), то он уж точно не воскресал,  а если он не существовал (такое допускают некоторые исследователи), то тем более - не воскресал! Но праздник есть Праздником, с чем я вас и поздравляю!
Евграф Дулуман.
Киев,
Страстная Суббота.
22 апреля 2006 года.
 
P.S. Сегодня – День реального Рождения Владимира Ильича Ленина. Только завтра – День мнимого Воскресения евангельского Иисуса Христа. С праздником на опережение!