Закрепощение журналиста начинается еще в вузе
Прислано Frankenstein 07 2008 22:45:00
С Сергеем мы познакомились на мероприятии, которое я должна была описать в статье, а он – увековечить в фоторепортаже. Когда возвращались в офис, разговорились о нелегкой профессии журналиста. Ему, разумеется, кривить душой, показывая серое – белым или черным, не приходится. Серия качественных фото – 20 баксов – и свободен. Но Сергей журналистикой интересуется, более того, своим делом он считает все-таки журналистику, а фотография – хобби, которое поддерживает его в период учебы.
Он рассказал о том, что учится в школе журналистики при Киево-Могилянской академии. Это – как магистратура в любом-другом вузе. Образование высшее уже имеется, но хочется дополнительных знаний по выбранной специальности. Сергей с гордостью сообщил о том, что у них, в Могилянке, преподают практики, в том числе и из западных университетов. Причем обучают всем аспектам журналистской деятельности: не просто статью написать, но и отснять и смонтировать сюжет, или же сделать репортаж в прямом эфире. Вау! – подумала я. Одно плохо – времени свободного у студентов вообще нет. Сергей объяснил, что он бы и работал с удовольствием, и предложения хорошие поступали, да нельзя – с учебой не справится, а это сейчас для него главное.
Вообще, мы нашли взаимопонимание по всем вопросам, кроме свободного времени. В том, что журналисты вынуждены работать в условиях ненормированного рабочего времени, Сергей не видел ничего странного или плохого. Такова жизнь! Хочешь быть востребованным спецом в нормальном агентстве – нужно посвящать себя работе целиком. Зарплата у журналиста, который каждый день выдает «креатив» – немаленькая. Скажем, журналист платного детища «Лиги» «Сейчас» получает $1,500. Но работенка еще та! Все должно быть очень круто и «на вчера». Когда я спросила Сергея, когда же таким специалистам общаться с детьми, он ответил, что обычно на такую работу стараются нанять человека бессемейного. Его тон дал мне понять, что сам он после окончания учебы совсем не против занять такое место, несмотря на его очевидные недостатки.
В последнем номере газеты «Зеркало Недели» напечатана статья «руководителя» Сергея – директора Могилянской школы журналистики Евгения Федченко. В ней автор очень тонко провел рекламу своего учебного заведения, описав «плюсы» ее специфики. Так как все это я  уже слышала от Сергея, меня заинтересовало другое – позиция директора школы по вопросу работы в журналистике. Все-таки, общий настрой у студентов, которые еще нигде не работали по специальности, задает преподавательский состав и их руководитель. И эта позиция меня потрясла.
Евгений Федченко сразу же настраивает своих студентов на необходимость работы в условиях «дедлайна, вне которого журналистских наработок не существует», говорит, чтобы они забыли о нормированном рабочем времени! Кто-то, может, и порадуется такому «жесткому воспитанию» будущих журналистов. Дескать, все мы хотим быть своевременно информированными о всех важных событиях в стране, и задача журналистов – нам в этом помочь. Но давайте вдумаемся, что такое – вообще забыть о нормированном рабочем времени. В современном мире представители многих профессий о нем забывают, но эти крайне неприятные особенности обычно наступают в конце месяца, квартала или года, или же когда навалилось много заказов… Но после выполнения авральной работы какой-то восстановительный период все же есть, хотя бы минимальный. А специфика работы журналиста-новостника – в постоянном стрессе из-за требования оперативности. У него «конец квартала» каждый день.
И директор школы журналистики, вместо того, чтобы обнародовать в прессе все трудности работы журналиста, вместо того, чтобы попытаться повлиять на собственников масс-медия (которые в подавляющем большинстве случаев понятия не имеют, сколько труда вкладывается в то, чтобы «все было вовремя»), чтобы призвать их нанимать больше людей, настраивает своих подопечных на такие жесткие условия труда. Более того, говорит, что они единственные являются нормой! Директор даже сетует, что нашим журналистам вольготно живется: дескать, рынок медиа бурно развивается, а рынка соответствующего образования не существует. В таком вакууме работодатели берут «кого угодно, кто хотя бы примерно соответствует требованиям».
Евгению Федченко, видимо, нравится ситуация на Западе, где «… новые рабочие места в СМИ фактически не создаются, а со старых никто не хочет уходить, поскольку некуда. Конкурсы в престижные вузы, готовящие журналистов, – от 40-60 претендентов на место в Лилльской школе, до 100-200 в Сорбонне. В Британии, например, на вакансию театрального критика в журнале Time Out претендовало 1800 журналистов, а выпускники журналистских программ университетов годами работают интернами (безвозмездно) на Би-би-си, чтобы только получить соответствующую запись в резюме». Все это я прочла в его же статье.
Мне, наверное, не стоило удивляться такой безжалостной позиции директора школы журналистики. В конце концов, он защищает свой бизнес, хочет, чтобы в стране была большая конкуренция на рабочие места для журналистов, а так как его школа дает хорошую подготовку – она получит большое количество студентов. Наверное, он мечтает о том, чтобы к нему, как в Сорбонне, множество народу стояло в очереди на обучение…
Меня удивляет позиция журналистов, которым нравится работать в тяжелых условиях. Или которые молчаливо на них соглашаются. Они губят свою жизнь в изданиях, принадлежащих собственникам предприятий и политических партий. Работая над заказными материалами в условиях дедлайна, они будут писать то, что нужно заказчику, а не говорить правду и «независимо обозревать». Только очень наивные люди могут при этом воображать, что они работают на общество или на себя. Но даже если их не волнует моральный аспект работы, побеспокоились хотя бы о физическом! Когда они от такой напряженной работы заболеют, их спокойно выкинут на улицу без оплаты больничного листа.
www.kolonka.com.ua