Артемий Лебедев был прав?
Прислано Frankenstein 07 2008 22:45:00
Самый популярный дизайнер России Артемий Лебедев в интервью Adme.ru недавно сказал о том, что «некоммерческий дизайн – это не дизайн». Что он имел в виду?
Зная эпатажное поведение этого гуру, можно подумать, что он попросту «съехал» с темы. Зачем ему говорить о некоммерческом дизайне, если он занимается дизайном коммерческим. Причем непонятно, что в этой связке для Артемия главнее: коммерция – или все же дизайн.
Однако, все не так просто. Вдруг в этих словах Лебедева гораздо больше правды, чем эпатажа?
Давайте разберемся.
Что такое некоммерческий дизайн? Дизайн ради… дизайна? Но что такое дизайн вообще?
Как пишет онлайн-энциклопедия «Википедия»:
Дизайн – это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребности человека, как утилитарным, так и эстетическим.
В этом определении, пожалуй, акцент нужно сделать на проектировании промышленных изделий, которые в капиталистическом обществе, как известно, делаются «на продажу».
Таким образом, если верно подходить к понятию дизайна, ясно, что «чистого дизайна» быть не может.
С дизайном, вроде бы, разобрались. А вот как быть с самими дизайнерами? «Профессиональными» и так называемыми любителями. Причем любителями не в смысле «чуть-чуть умеют», а теми, кто делает дизайн не за деньги.
Тут есть вот какой момент. Даже очень хорошему некоммерческому дизайнеру необходимо, хотя бы время от времени, делать коммерческие проекты, иначе… его работы рискуют остаться только в виде чертежа. Нет, не из-за отсутствия финансирования! (хотя и такое может быть). Дело в том, что в капиталистическом обществе хорошей работой считают ту, которая хорошо продается. А если она не продается? Ну, об этом, видимо, и вел речь Артемий Лебедев.
Сейчас человеку, чтобы получить хорошую оценку своей работы, просто необходимо где-то еще получить ее в денежном эквиваленте. И чем больше будет такая «оценка», тем вероятнее, что все другие его работы будут оценены всерьез.
Хороший пример такой ситуации дал Джек Лондон в своем романе «Мартин Иден». Главный герой этого блестящего произведения не получил никакой одобрительной оценки, ни за одно из своих произведений, из уст любимой девушки (кстати, литературоведа), мнением которой он дорожил более всего, до того, как солидные издательства не признали его писателем и не отметили его работы большими гонорарами. Предоставим слово самому Джеку Лондону. Напомним, этот эпизод – почти в финале романа, когда Руфь приходит к Мартину в гостиницу:
Почему ты не решилась на это раньше? – резко спросил он. – Когда у меня не было работы? Когда я голодал? Когда я был тот же, что теперь, – как человек, как художник, тот же самый Мартин Иден? Вот вопрос, над которым я бьюсь уже много дней, – это не только тебя касается, но всех и каждого. Ты видишь, я не изменился, хотя меня вдруг стали очень высоко ценить и приходится все время напоминать себе, что я – прежний… Я не стал ни сильнее, ни добродетельнее. И голова у меня все та же. Я не додумался ни до единого нового обобщения ни в литературе, ни в философии. Как личность я стою ровно столько же, сколько стоил, когда никому не был нужен…
Сказать тебе, в чем соль? Я получил признание. Но признание – вовсе не я. Оно обитает в чужих умах. И еще я всем нужен из-за денег, которые заработал и зарабатываю…
Когда все мои книги были уже написаны, никто из тех, кто читал рукописи, ни в грош их не ставил. В сущности, сочинительство даже роняло меня в их глазах. Словно это занятие если не вовсе позорное, то предосудительное. Все и каждый твердили: "Иди работать"…
Со времени написания этого романа в данном отношении ничего не изменилось. Общество оценивает нас, во многом, по тому признаку, где мы работаем и сколько мы зарабатываем. Даже тогда, когда мы что-то делаем просто так.