Директива «Франкенштейна»
Прислано Frankenstein 07 2008 22:45:00

Именно так уже успели прозвать законопроект видного либерала Фрица Болкештейна журналисты и его политические оппоненты. Бывший еврокомиссар ЕС уже успел прославиться своими взглядами на будущее ЕС, опубликовав в своей книге мнение о том, что Европа будет состоять из ЕС, России и санитарного кордона в виде Турции, Украины, Молдовы и Беларуси, чем несказанно «порадовал» наших глупеньких «еврооптимистов».
На сей раз имя Болкештейна звучит в не менее одиозном контексте. Речь идет о попытке принятия Директивы об услугах на внутреннем рынке. Сторонники директивы утверждают, что, поскольку, на услуги в ЕС приходится более 70 процентов общеевропейского ВВП и рабочих мест, то необходимо немедленно рынок услуг сделать более либеральным, таким же, каким является рынок товаров.****СправкаДиректива охватывает широкий спектр услуг, предлагаемых физическим и юридическим лицам, — консультации по управлению, сертификация и тестирование, реклама, отбор персонала, коммерческие агентские услуги, юридические и налоговые консультации, недвижимость, строительство, архитектура, организация выставок и ярмарок, торговля и распространение, прокат машин, туризм и отдых, спортивные центры, парки развлечений, медицинские услуги, аудиовизуальные услуги, охрана и безопасность, уход и помощь престарелым и т.д.
Исключения составляют те виды услуг, которые регулируются другими директивами и нормативными актами, — финансы, транспорт, электронные коммуникации, а также услуги в области управления государственными и местными органами и общественного образования.Что планируется сделать для устранения имеющихся препятствий на пути либерализации рынка услуг?— Упростить административные процедуры, системы авторизации и лицензирования предприятий;— применить принцип страны происхождения (выделено  авт.);— усилить защиту прав потребителей (например, следует запретить музеям взимать с жителей ЕС различную плату за вход в зависимости от их гражданства);
— облегчить процесс назначения сотрудников предприятия на кратковременную работу в другой стране;
— гармонизировать определенные правила, касающиеся защиты прав потребителей.
****Нидерландское бюро по прогнозам экономической политики утверждает, что в результате введения нового законодательства, наступит «золотой век» для компаниий-экспортеров услуг, объем привлеченных ими зарубежных инвестиций увеличится на 15-35%, а прирост общеевропейского ВВП составит 1-3%. Собственно на это оптимистическая часть аргументации заканчивается. Прогнозируемый рост реальной заработной платы в странах ЕС составит 0,4%, т.е. в пределах математической погрешности исследования. Даже умеренные европейские левые успели назвать законопроект «социальным демпингом» и попыткой уничтожить остатки «социального государства».
Особым камнем преткновения стал принцип страны происхождения, который заключается в том, что на компанию, предоставляющую услуги за пределами своей страны, распространяются законодательство и правила своей родины. Конечно, творцы законопроекта предвидели возмущение левых, профсоюзов и, конечно, части консерваторов, и сделали оговорку о том, что  когда речь идет о правах работников, об уровне минимальной зарплаты, требованиях по охране здоровья и пр., фирмы обязаны соблюдать нормы страны назначения — той, в которой предоставляются услуги. Но требование соблюдение уровня минимальной зарплаты  означает на деле, что она станет максимально возможной для работников из стран Восточной Европы.
Дополнительной и, наверное, самой большой опасностью «принципа страны происхождения», является  тот факт, что надзор за соблюдением трудового законодательства будет осуществлять страна, из которой приехали работники. Представитель Партии труда Бельгии  Гевиг Леруж в связи с этим заявил: «…Хозяева фирм должны будут соблюдать законодательство, включая трудовое и социальное, той страны, где они зарегистрированы, а не той страны, в которой они предоставляют свои услуги. Например, чешская фирма по уборке помещений сможет работать в Бельгии на основании чешского законодательства, без предварительного разрешения и без контроля со стороны бельгийской рабочей инспекции.
<…> Контролировать работу данных фирм должны будут не те страны, в которых они предоставляют свои услуги, а те страны, из которых эти фирмы происходят. Но можно ли себе представить, чтобы польская инспекция в действительности контролировала, что там делают польские фирмы на бельгийских верфях?». Бельгийские коммунисты уже выдвинули свои требования, которые, скорее всего, будут подхвачены профсоюзами Европы:- отказ от «линии Болкештейна»;
- во всех странах- одинаковая оплата за одинаковый труд, и одинаковые условия труда;
- социальный контроль должен производиться инспекциями стран, в которых осуществляют свою деятельность данные фирмы.Таким образом, законопроект вызывает большие сомнения у депутатов Европарламента.
Появились попытки смягчить столь либеральную модель: депутат Европарламента Эвелин Гебхардт предлагает заменить принцип страны происхождения на процедуру взаимного признания лицензий о регистрации компании — аналогичную процедуре взаимного признания дипломов вузами разных государств.
Она считает, что контролировать соблюдение норм законодательства обязана страна назначения в сотрудничестве с государством происхождения провайдера услуги.Таким образом, либерализация рынка услуг в ЕС все же состоится, но «с оговорками», в более «мягких» формах.