Нет и никаких официальных данных, сколько уже должны российские граждане микрофинансовым организациям. Некоторые эксперты говорят о том, что объем рынка МФО составляет порядка 120 миллиардов рублей. Другие называют вдвое большую цифру. Третьи — в полтора раза меньшую. Впрочем, не суть. Зато известно, что количество микрофинансовых организаций стремительно растет. Если в 2011 году было создано 1000 МФО, в 2012 году — более 1,5 тысяч.
По данным Национальной ассоциации участников микрофинансового рынка (НАУМИР), ежегодная потребность россиян в микрозаймах составляет от 250-300 миллиардов рублей. А общий портфель микрокредитов сейчас оценивается в 100 миллиардов рублей (в 2010 году — 22-23 миллиарда рублей). Всего граждане уже назанимали в банках более 5 триллионов рублей.
Деятельность микрофинансовых организаций можно подразделить на три вида бизнеса. Первая группа МФО занимается потребительским кредитованием. Стандартные сроки варьируются от полугода до года. Эффективная ставка колеблется от 100 до 140 процентов годовых. Доля этих компаний на микрофинансовом поле оценивается примерно в половину рынка.
Вторая группа занимается кредитованием, больше похожим на «классическое» микрофинансирование. Они кредитуют малый бизнес. Здесь обычные ставки составляют 30-35 процентов годовых. Правда, тут уже не обходится без помощи государства. Если кредитуется социально-ориентированный бизнес, правительство своими субсидиями помогает снизить ставку до 15-20 процентов. Но таких компаний на рынке примерно 35 процентов.
Наконец третья — это те, которые выдают «займы до зарплаты» (в международной терминологии PDL — pay day loans). Они ссужают людей небольшими суммами на сверхкороткие сроки (несколько дней) и выдают кредиты под 2 процента в день. По данным НАУМИР, они занимают почти седьмую часть рынка микрофинансирования в России.
Григорий Коган, Лента.ру