Интересно проходит дискуссия вокруг вопроса о «патриотизме». «Патриотизм» - хорошо это или плохо? Каждый из спорщиков полон энтузиазма и желает избавить мир от заблуждений, для чего, как известно, необходимо определять понятия. И определяют «патриотизм», кто как может.
Добросовестный школяр не поленился бы залезть по этому поводу в энциклопедию (статья из БСЭ прилагается). После прочтения статьи покажется, что «научный уровень» участников дискуссии оставляет желать лучшего. Можно было бы сказать, что вопрос исчерпан, поставить точку. Однако вопрос неспроста вызвал такое оживление.
Дело все в том, что не авторы энциклопедий, и, не в обиду будет сказано, не авторы дискуссионных статей устанавливают значения слов. Мы должны иметь ввиду не то, как слово определено в энциклопедии, а то, что оно означает в массовом сознании. Живой язык создается не по словарям, и даже не в дискуссиях, наоборот - он исходит из реальной жизни, быта народных масс. Это может найти свое отражение в словарях и статьях, а может и не найти.
Все знают, что приватизаторы не зря гнули линию на замену слов – буржуа/предприниматель, капитализм/рынок и т. п. Но не все понимают, что они НЕ ПРИДУМАЛИ сами эти подстановки - взяли их из живого творчества мелкой буржуазии советского периода. Поэтому что все, КОМУ НАДО, понимали эти слова без всяких пояснений и словарей.
Если ищите смысл слов - не ищите в энциклопедии, ищите в массах. Докопавшись до сути вещей - снизойдите до того, чтобы объясняться с массами на ИХ языке. Да они и сами, в том числе исходя из своих классовых интересов, в противовес информационному гнету господствующего класса создают свой словарь - услышьте его.
Часто даже самая прогрессивная интеллигенция гораздо дальше от народа, чем дешевые прислужники реакции. Надо слышать массы. Кстати, как пример людей, которые понимают массы – группа «69» (www.sixtynine.ru), послушайте, если кто не слышал.
Увы, на сегодня наши возможности влиять на массовое сознание ограничены. В попытках при обращении к массам подразумевать свои определения слов нам грозит участь историка, потратившего жизнь на доказательство того, что Иллиаду написал не Гомер, а другой автор, которого тоже звали Гомер.
Вернемся к патриотизму, национальной гордости и т. д. Пример:
1. Есть национальная гордость рабов. Например, она может заключаться в том, что именно русский пролетариат повел за собой народы СССР, впервые в мире свернул шею своим хозяевам.
2. Есть национальная гордость хозяев. Она может заключаться, например, в том, что они взяли реванш и вернули Россию на "столбовую дорогу цивилизации", а рабов поставили «на место».
3. В обществе господствуют мысли господствующего класса.
4. Из пункта 3 при употреблении слов "национальная гордость" массы поймут именно второе.
И действительно, посмотрите, например, на г-на Рогозина и К, бухтящих с телеэкрана о патриотизме и национальной гордости русских. Смысл этого бухтения, где «патриотизм» равняется «национализм», можно изложить в четырех словах: РУССКОМУ РАБУ – РУССКОГО ХОЗЯИНА.
И вот некоторые выходят к массам, с вопросом о патриотизме - и получают тухлый помидор. Для русских-то рабов хорошо известно, что у немца и прочих иноземных (форд, филипп моррис, сименс, кока-кола и т.д.) для рабов теплый барак, чистая роба, и харчи. И для русских рабов известно, что немец например - да, рабовладелец, мразь, но хуже местного хозяйчика один хрен никого нет. И потому массы пребывают с глубоким внутренним убеждением – «патриотизм» нам не нужен.
Что же до борцов за «истинный патриотизм» - увы, они неудачно выбрали время. Здесь уже напоминали известную историю, как Ленин объяснял Инессе Арманд, что выступая под лозунгом о "свободной любви" она непременно будет понята малость неправильно, хотя и исходит из самых лучших побуждений (освободить женщин от необходимости продаваться за деньги и т. д.).
И вот спустя столетие набираю в поисковике «Инесса Арманд», в надежде найти это прекрасное письмо, а в ссылках фразы - "почему нет борделя имени Инессы Армад, которая боролась за свободную любовь?" - т. е. имеется ввиду прямо противоположное тому, за что выступала Инесса.
Инесса хотела использовать термин «свободная любовь», имея ввиду свое, но в массах это сочетание давно и прочно получило другое значение. Надо точно знать положение дел в массах, чтобы понимать, когда можно бороться за понятие, а когда отбросить – большевики прекрасно владели этим вопросом.
Было время бороться за слово «социал-демократия», и было время его отбросить. Но мало просто отбросить – отбросить так, чтобы массы поняли смысл этого жеста. За слова, например, «коммунистическая партия» - еще поборемся. «Патриотизм» - на свалку, прощай «патриотизм» до поры следующей революции. Мы отбрасываем на свалку истории «патриотизм» - а массы понимают, что речь идет о патриотизме ХОЗЯЙЧИКОВ - рабовладельцев.
Хоронить «патриотизм» стихийно, просто исходя из внутреннего убеждения – не есть задача коммунистов. Некоторые же товарищи, которые пусть даже чувствуют массы, пытаются делать именно это, порой без повода упрекая «патриотов» в недобросовестности.
Коммунисты же стремятся привнести сознание в массы, а значит хоронить сегодня «патриотизм» надо сознательно. Имея ввиду, что интеллигенция, даже вполне прогрессивная – т. е. желающая быть на стороне угнетенных масс, подчас далека от них, не понимает их. И тем более имея ввиду, что эта категория интеллигенции способна далее привносить сознание в массы, будучи образована на этот счет.
Надеюсь, товарищ Неупокоев, вообще ДОБРОСОВЕСТНЫЕ сторонники борьбы за «патриотизм», приблизятся к пониманию вопроса и согласятся с тем, что время развернуть знамя патриотизма рабочих и служащих еще не пришло. Возможно, для этого достаточно внимательного прочтения статьи из БСЭ, где вопрос рассмотрен в исторической перспективе, плюс знание - что думают угнетенные массы на этот счет.
Есть серьезная социальная подоплека для борьбы за «патриотизм». Дело в том, что отбросить сегодня «патриотизм» - это равнозначно признанию того факта, что наша родина, наша страна - Союз Советских Социалистических Республик – разгромлена, более не существует на карте. Но товарищи, признать факт - не значит смириться с этим. Долой «патриотизм» - «патриотизм» хозяйчиков-рабовладельцев и надсмотрщиков, приватизаторов и их прислужников. Не бежать от реальности - но творить свою, новую реальность - социалистическую революцию. И да здравствует Союз Советских Социалистических Республик!
Патриотизм
(от греч. patriótes - соотечественник, patrís - родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. П. - "... одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 37, с. 190).
Исторически элементы П. в виде привязанности к родной земле, языку, традициям формируются уже в древности. В классовом обществе содержание П. становится классовым, ибо каждый класс выражает своё отношение к отечеству через присущие ему специфические интересы.
В условиях развития капитализма, формирования наций, образования национальных государств П. становится неотъемлемой составной частью общественного сознания. Однако по мере обострения классовых антагонизмов, с превращением буржуазии в господствующий класс её П. перестаёт отражать общенациональные моменты, как это было в период борьбы с феодализмом, смыкается с национализмом и шовинизмом, ограничивается эксплуататорскими интересами, ибо "... выше интересов отечества, народа и чего угодно капитал ставит охрану своего союза капиталистов всех стран против трудящихся..." (там же, т. 36, с. 328-29). Для мелкой буржуазии характерны национальная ограниченность и национальный эгоизм, определяющие её отношение к отечеству и к др. народам.
В буржуазном обществе пролетариат выступает выразителем коренных национальных интересов народа, а потому и носителем подлинного П. В ст. "О национальной гордости великороссов", написанной в годы 1-й мировой войны 1914-18, В. И. Ленин отмечал: "Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы её трудящиеся массы (то есть 9/10её населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов" (там же, т. 26, с. 107). Подлинный П. несовместим ни с космополитизмом, ни с национализмом.
В ходе социалистической революции меняется социальная сущность отечества, главным содержанием этого понятия становится социализм - объект национальной гордости и подлинное отечество трудящихся, формируется социалистический всенародный П., гармонически сочетающий любовь к лучшим национальным традициям своего народа с беззаветной преданностью социализму и коммунизму и с уважением к другим народам. Социалистический П. неразрывно связан с пролетарским интернационализмом.
По словам Ленина, "без этого патриотизма мы не добились бы защиты Советской республики, уничтожения частной собственности... Это лучший революционный патриотизм" (там же, т. 42, с. 124). Наиболее яркое проявление социалистического П. нашёл в годы Гражданской войны и военной интервенции 1918-20 в России и Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-45. В условиях консолидации и развития новой исторической общности людей - советского народа - происходит формирование общесоветских политических и социально-психологических ценностей.
Возникает общенациональная гордость советского человека - важный элемент социалистического П. С образованием мировой социалистической системы "... патриотизм граждан социалистического общества воплощается в преданности и верности своей Родине, всему содружеству социалистических стран" (Программа КПСС, 1974, с. 120).
Идеи и чувства социалистического П. выступают как важный фактор политической и трудовой активности масс в ходе коммунистического строительства. Воспитание советских людей в духе органического сочетания социалистического П. и интернационализма КПСС считает одной из своих важнейших задач.
Лит.: Ленинизм и национальный вопрос в современных условиях, 2 изд., М., 1974; Рогачев П. М., Свердлин М. А., Патриотизм и общественный прогресс, М., 1974. См. также лит. при статьях Интернационализм, Национальный вопрос.
М. М. Скибицкий
Материалы предоставлены проектом Рубрикон