Ахилессова пята капитализма
Прислано Frankenstein 07 2008 22:45:00

438-страничный фолиант, поступивший на книжные прилавки мира еще летом, читается, по утверждению людей знающих, на одном дыхании. И поверить в это не так и сложно — уж слишком широкую дискуссию в зарубежной прессе вызвали идеи, высказанные в книге «Ахиллесова пята капитализма, или Как восстановить систему свободного рынка?». Ее автор Реймонд Бейкер, 45 лет посвятивший полевым исследованиям прикладных аспектов экономических теорий более чем в 60 странах, является признанным во всем мире экспертом по отмыванию денег и коррупции. И в его устах основной вопрос капитализма: что первично — соблюдение законности или максимизация прибыли — звучит совсем не так уж наивно.
Когда в 1961 году свежеиспеченный выпускник Гарварда отправился в далекую Нигерию и стал во главе старейшей в стране пекарни, этот вопрос перед ним еще не стоял, хотя необходимость давать на каждом шагу взятки изрядно ему докучала. Будучи уже тогда прекрасно осведомленным о всех существующих незаконных способах увеличения прибыли — использование «налоговых гаваней», создание фиктивных компаний, игра на трансфертных ценах, тайные банковские счета и анонимные трасты, запутанные акционерные структуры и т. д. — молодой ученый все же считал, что подобные «мелочи» являются лишь незначительными побочными эффектами развития капитализма, тогда как его истинные идеалы, как и учил Адам Смит, посредством свободной торговли и честной конкуренции, несут индивидуумам, организациям и странам богатство и процветание. Сейчас же, почти полвека спустя, авторитетный ученый заявляет, что сложившаяся система глобального капитализма ведет к легализации беззакония, усугублению экономического неравенства между странами и спонсированию преступников.
Бейкер на ярких и убедительных примерах показывает, что грань между контрабандой наркотиков и торговлей людьми, с одной стороны, и укрыванием от налогов и пошлин прибылей при помощи таких с виду «законных» операций, как перевод бизнеса в зоны с облегченным налогообложением или злоупотребление трансфертными ценами, с другой, настолько тонка, что заметить ее практически невозможно. И почти каждая такая «условно законная» махинация как раз и ведет к еще большему обогащению наркобаронов, мафиози и террористов. Годовой оборот таких махинаций составляет, по оценкам ученых, один триллион долларов. А всего в различных офшорах и на тайных банковских счетах, по данным британской организации Tax Justice Network, накоплено 11 трлн. долл. Правительства богатых стран, западные банки и крупнейшие транснациональные компании не только не осуждают подобную практику, но и тайно ей потакают. И это неудивительно: ведь половина годового тайного оборота «грязных» денег направлена из самых бедных стран в богатые. Иными словами, выделяя бедным странам ежегодную «помощь» в объеме 50 млрд. долл., богатые страны «выкачивают» из них в 10 раз большую сумму, создавая весьма опасный перекос в распределении совокупного богатства.
В масштабах всего мира соотношение между уровнем дохода 20 процентов самого богатого и самого бедного населения составляет 31 к 1. В Японии этот же коэффициент равен 3,4, в США — 8,5. Ответственность за такое положение дел Бейкер возлагает на британского философа Джереми Бентама, который «упростил» идею Адама Смита, изъяв из нее все моральные аспекты, и «подарил» миру концепцию утилитаризма. Именно эту концепцию и навязывают всему миру в качестве экономической религии свободного рынка. Однако в условиях даже минимального несоблюдения законности и неуважения моральных принципов ни о какой вольной торговле и говорить не приходится. О действительно свободном рынке, по мнению Бейкера, можно будет говорить только тогда, когда будут обнародованы все тайные счета должностных лиц, через руки которых прошли кредиты Всемирного банка и МФВ, когда транснациональные компании будут открыто публиковать все свои налоговые декларации с объяснением причин перевода своего бизнеса в офшоры, и когда ценовая политика будет открытой и прозрачной. А служащие каждого крупного банка или транснациональной компании в обязательном порядке будут посещать уроки этики.
«Зеркало недели» № 46 (574) , 26 Ноября - 2 декабря 2005 года
Г.Киев
 
От редакции комру.
Книга Реймонда Бейкера «Ахиллесова пята капитализма, или Как восстановить систему свободного рынка?» интересна не только собранным в ней богатым эмпирическим материалом по отмыванию денег и коррупции но и как классический образчик буржуазного социализма в котором вульгарный экономический материализм преспокойно уживается с не менее примитивным субъективным идеализмом. Пытаясь разобраться в том, почему капиталистический строй, который по идее должен был бы посредством свободной торговли и честной конкуренции, принести индивидуумам, организациям и странам богатство и процветание, а на практике ведет к легализации беззакония, усугублению экономического неравенства между странами и спонсированию преступников, Реймонд Бейкер после 45 лет «полевых исследованияй прикладных аспектов экономических теорий» пришел к выводу, что во всем виноват философ Джереми Бентам, который «упростил» идею Адама Смита, изъяв из нее все моральные аспекты, «подарил» миру концепцию утилитаризма».
Таким образом, фигура заурядного, пошлого и мелкого философа, который только то и сделал, что обобщил и изложил в связной форме представления современных ему обывателей о том, как добиться богатства, славы и успеха, под пером Реймонда Бейкера (и Оксаны Приходько) выростает на наших глазах до размеров настоящего демиурга истории, по прихоти которого творятся вот уже многие десятилетия подряд всякие безобразия на планете.
И когда же наступит всему этому конец, спросите вы?
Не раньше, чем «будут обнародованы все тайные счета должностных лиц, через руки которых прошли кредиты Всемирного банка и МФВ, когда транснациональные компании будут открыто публиковать все свои налоговые декларации с объяснением причин перевода своего бизнеса в офшоры, и когда ценовая политика будет открытой и прозрачной». А это произойдет только тогда, (слушайте!), когда «служащие каждого крупного банка или транснациональной компании в обязательном порядке будут посещать уроки этики».
Следуя логике Реймонда Бейкера (и Оксаны Приходько), это произойдет не раньше, чем появится не менее грандиозная личность, чем Джереми Бентам, только с высокоморальной проповедью, которая заставит всех этих богатеньких проходимцев и мошенников в обязательном порядке прилежно штудировать этику.
Вот такая вот получается благая весть от «товарища» Реймонда Бейкера.
Это о таких социалистах как он К.Маркс и Ф.Энгельс писали еще в «Манифесте» буквально следующее:
«Известная часть буржуазии желает излечить общественные недуги для того, чтобы упрочить существование буржуазного общества.
Сюда относятся экономисты, филантропы, поборники гуманности, радетели о благе трудящихся классов, организаторы благотворительности, члены обществ покровительства животным, основатели обществ трезвости, мелкотравчатые реформаторы самых разнообразных видов. Этот буржуазный социализм разрабатывался даже в целые системы…
Буржуа-социалисты хотят сохранить условия существования современного общества, но без борьбы и опасностей, которые неизбежно из них вытекают. Они хотят сохранить современное общество, однако, без тех элементов, которые его революционизируют и разлагают. Они хотели бы иметь буржуазию без пролетариата. Тот мир, в котором господствует буржуазия, конечно, кажется ей самым лучшим из миров. Буржуазный социализм разрабатывает это утешительное представление в более или менее цельную систему. Приглашая пролетариат осуществить его систему и войти в новый Иерусалим, он в сущности требует только, чтобы пролетариат оставался в теперешнем обществе, но отбросил свое представление о нем, как о чем-то ненавистном.
Другая, менее систематическая, но более практическая форма этого социализма стремилась к тому, чтобы внушить рабочему классу отрицательное отношение ко всякому революционному движению, доказывая, что ему может быть полезно не то или другое политическое преобразование, а лишь изменение материальных условий жизни, экономических отношений. Однако под изменением материальных условий жизни этот социализм понимает отнюдь не уничтожение буржуазных производственных отношений, осуществимое только революционным путем, а административные улучшения, осуществляемые на почве этих производственных отношений, следовательно, ничего не изменяющие в отношениях между капиталом и наемным трудом, в лучшем же случае — лишь сокращающие для буржуазии издержки ее господства и упрощающие ее государственное хозяйство.
Самое подходящее для себя выражение буржуазный социализм находит только тогда, когда превращается в простой ораторский оборот речи.
Свободная торговля! в интересах рабочего класса; покровительственные пошлины! в интересах рабочего класса; одиночные тюрьмы! в интересах рабочего класса — вот последнее, единственно сказанное всерьез, слово буржуазного социализма.
Социализм буржуазии заключается как раз в утверждении, что буржуа являются буржуа, — в интересах рабочего класса».