Как я побывал на богослужении у протестантов
Прислано Frankenstein 07 2008 22:45:00
Несколько месяцев назад ехал я в метро. Вдруг в другом конце вагона увидел своего бывшего однокурсника, хорошего товарища. Мы не виделись почти полтора года. Я, конечно, обрадовался, протиснулся к нему через весь вагон. Разговорились, и выяснилось, что “он обрел бога”. Я спросил, что у него за секта, а он обиделся: “У нас не секта, а деноминация”.
Он ехал на богослужение и пригласил меня с собой, хотя и знал о моем отношении к религии. Чувство осторожности подсказывало не идти туда, но любопытство победило осторожность. Был повод на все посмотреть изнутри, по социологической терминологии – провести “включенное наблюдение”.
Богослужение (чтобы не подводить товарища, не будем указывать название церкви) проходило в спортивном зале одной из школ, соответствующим образом оформленном для этой цели. Вместо амвона – сцена, в зале – сидения, кругом развешаны агитплакаты с изображениями белых голубей и с надписями по типу: “Постижение бога – есть постижение абсолютной истины”, да с цитатами из библии. В углу шла бойкая торговля религиозной литературой.
Людей набилось довольно много, не меньше трех сотен. Люди разные, прилично одетые и не очень. Тех, кто ничего не может дать на развитие “церкви”, судя по всему, не было. Много на молении присутствовало людей средних лет, меньше пенсионеров. Много детей и молодежи: ребят, и еще больше – красивых девушек. Присутствовали и целые семьи.
Душевное состояние человека всегда можно определить по его лицу. У всех присутствующих лица выражали несколько необычное состояние, которого на улице не встретишь, – придурошно-радостно-приторное, от чего стало как-то не по себе.
Стало сразу понятно, что в современном капиталистическом индивидуалистическом обществе, где каждый обречен на одиночество, лучшего средства заманить людей просто не придумать, чем предоставляя им “радость” общения и приобщения к группе людей, объединенной общим интересом – “любовью к богу”. Людей ничто так не объединяет, как общий интерес. Вот люди и спешат сюда.
Первая причина популярности различных сект стала понятной. Но вывод все же следует сделать другой: секты – более сильное средство укрепления и стабилизации капитализма, чем традиционное православие, хотя принципиального различия между ними нет. Протестантизм – трансформация традиционной религии, ее приспособление к новым капиталистическим условиям. Если христианство осуждало богатство, протестантизм его освятил. Вот почему протестантские церкви на Западе столь популярны. Приобщение к богу здесь означает первый шаг к богатству.
Само богослужение можно условно разделить на четыре части: почти трехчасовое песнопение, сбор подаяний, двухчасовая проповедь, посвящение новоприбывших. Весь процесс длился чуть больше пяти часов, с 6 до 11 с лишним вечера.
А теперь, о каждой части отдельно.
Песнопение. Оркестр, хор и солистка исполняют, а весь зал принимает участие. Музыка и песни о “любви к богу” и о “любви бога к людям” написаны профессионалами: успокаивающие, проникновенные и достаточно громкие. Одна из песен длилась почти целый час, но содержала всего три слова (!): “бог любит тебя”, которые распевались на разные лады и мотивы. После столь длительного повторения одних и тех же слов нельзя не поверить, что он тебя любит, а значит – нет и сомнения в его существовании.
Цель обряда – отключить рассудок и активизировать эмоциональную сферу.
В психологии давно установлено: постоянное повторение одной и той же фразы переводит ее содержание на подсознательный уровень. Что же говорить, если это делается в течение нескольких часов, да еще под завораживающую музыку.
Происходит бомбардировка сознания любовью, чего как раз и не хватает людям, лишенным надежды на будущее. Кто из них понимает, что от истинной любви здесь присутствует только слово, пустой звук?
Стоит хоть на секунду принять предложенный ритм проведения ритуала – и вы – “в пасти у дьявола”, простите, проповедника. Рассудок больше не работает, вами руководят эмоции. Люди, не обладающие критическим мышлением, практически беззащитны перед таким напором. Они молятся, падают на колени, навзничь, плачут, смеются на грани истерики, закрывают глаза и двигаются под ритм музыки.
Полный транс достигается уже через пятнадцать-двадцать минут. Перенесение из мира рассудка в мир эмоций воспринимается как своеобразное вознесение, интерпретируемое как слияние с всевышним. Вспоминается марксово “религия – опиум народа”. Ощущение такое, что все присутствующие под сильным воздействием наркотических средств, но это лишь результат тонко продуманной психологической системы воздействия на группу людей, собранных здесь по случайному принципу, хотя и считающих, что они все связаны между собой.
Состояние транса выполняет несколько функций. Главная – последующий сбор дани за полученное блаженство (благодать от благодетеля требует платы); подготовка к последующему некритическому восприятию проповеди. Транс, действительно, как наркотик. У побывавшего несколько раз в состоянии транса возникает психофизиологическая потребность в нем. Поэтому члены секты вновь сюда стремятся, чтобы получить свою долю счастья. Обеспечение повторного посещения молебна – еще одна функция транса.
После песен все радостно обнимают стоящих рядом “братьев и сестер”. Это необходимый ритуал, ибо только вместе можно войти в то психическое состояние, которое приносит состояние блаженства и раскрепощения после повседневных забот.
Все, что говорит проповедник в своей проповеди, –  говорит сам бог. Следовательно, отвергнуто и опровергнуто быть не может. Сохранить холодный рассудок и не поддаться ритму и общему, хотя и временному, умопомешательству, очень тяжело.
Потом объявили приглашение на какую-то христианскую вечеринку по поводу 8 Марта (абсолютный цинизм: коммунистический праздник становится поводом для сбора паствы, да еще и с “наказом” приводить всех своих знакомых, кому еще не ведом бог). Только теперь стало понятно, что паства и есть стадо, которое водит пастырь, а проще – пастух.
Дальше пошли небольшие официальные объявления для кураторов различных районов Киева о встрече в “офисе церкви” (название звучит просто здорово), из чего можно предположить, что эта церковь, как спрут, охватила весь Киев и, по-видимому, не только Киев. Если есть офис, то, наверное, есть и бизнес-план?
Начался сбор подаяний. Сборщики всех обходят дважды, и люди оба раза подают. Обязательно уточняется, что бог никого не заставляет, но стоит не дать – и на тебя посмотрят как на прокаженного, отверженного, сумасшедшего, как на исчадие ада: как можно не дать богу.
Наступило время для проповеди, очень длинной. Темнокожий проповедник отлично говорит по-русски. Он рассказывает о разных своих злоключениях и как он успешно из них выбирался при помощи “господа”. После каждой его дурацкой истории все дико радовались и громко кричали “аминь”, ибо свершалось чудо, в которое нельзя не поверить, ибо говорит устами проповедника сам бог. Дальше начался настоящий “ликбез” по библии. У каждого библия и конспекты, и выражение лица самого примерного школьника, боящегося пропустить какое-нибудь слово учителя, без которого нельзя постичь величайшую истину бытия. Весь бред и идиотские шутки проповедника строчками ложились в сотни конспектов, под ликующий смех всего зала. Они убеждались в чудотворной силе бога и чудотворном слове божьем, которое только что услышали от своего пастуха.
Вот основные идеи, изложенные пастырем, ведающим вселенскую истину:
а) бог творит чудеса с твоей жизнью (масса глупейших примеров, которые воспринимаются на ура и вызывают отзвук всего зала: “Аминь!”. Оно произносится так, как будто все восклицают: “Верим!”);
в) берегись всех, кто против бога, даже если это твои родители, дети, братья, друзья. Можешь даже отказаться от них. Ибо именно через них дьявол способен тебя совратить. Остерегайся женщин, не женись на нехристианках, потому что женщина требует у мужчины  ради нее отказа от бога, либо поклонения ее богам. Кстати, когда он говорил про женщин, то давал понять женщинам, что они должны в первую очередь вести мужчин к богу (кстати, именно этим, по-видимому, и объясняется то, что там так много молодых девушек. Они главная “ударная” сила распространения учений секты);
б) откажись от себя ради бога: от чести, достоинства, гордости, славы, богатства, образования (так и было сказано: образование неважно), если поверишь, бог все тебе и так даст, если не в этом мире, так в ином.
Интересно, что богатство не осуждается, но если оно преграждает путь к богу, оно вредно. Отдай его церкви;
г) ведите к богу (в секту то есть) людей, всех, кого можно “спасти”! Особенно ведите детей, не только своих, а так как дети еще ничего не понимают, внушите им мысли о боге;
д) бог ненавидит идолов: не сотвори себе кумира, выбрось из своего дома все изображения и образа и никому их не дари, как не подарил бы яд своему близкому. Каждый, кто способен влиять на сектанта, – идол, кумир. Следовательно, не верь никому, кроме своего проповедника, в этом и есть суть веры в бога. Он и есть твой бог, хозяин твоей души;
е) не злите своих лидеров, слушайте их (ибо вы овцы, козлы и куры, и вам нужен пастух, причем сказано это было прямо так, дословно. Вроде бы как в шутку, но шутка эта – проверка на лояльность). Одновременно прозвучал призыв к лидерам, что они не имеют права злиться на подчиненных, ибо, если разрывается связь между лидером и подчиненными, группа гибнет;
ё) всегда помните о боге, о том моменте, когда вы с ним “встретились”. Т.е. никогда не забывайте, что вы члены секты и подчиняетесь ее правилам;
ж) бог даст вам все, что пожелаете. Он сделает вашу одежду такой крепкой, что она не будет ветшать (вплоть до того, что молитесь о своих носках, чтоб они не порвались), молите о том, чтоб ваш желудок не урчал, когда вам это надо (это было сказано в шутку, но можно понять: не думайте и не бойтесь своего голода и нищеты, придет время и вы обрящете). Откажитесь от своих страхов (хотя и не было сказано о том, что следует забыть о страхе перед богом). Но всегда помните: если вы получите все, что хотели, от бога, и после забудете о боге, то он у вас все отберет, обберет вас до ниточки (хорошее оправдание: потерял что-то, только хочешь сказать: “Но я же верил”. А тебе в ответ: “А сильно ли ты верил?”).
Все это было сказано не прямо, а в виде поучений, советов, примеров, афоризмов, шуток, не навязчиво. Мол, все это ваш собственный выбор, вам решать, как вести себя с богом, только следует учитывать, что если будете вести себя неправильно, то он вас покарает, как справедливый отец, а потому вести себя надо именно так, как вам говорят. А поступил неправильно – помолись. Замаливание грехов – способ постоянного контроля над верующим, который он сам и осуществляет.
Не думающему человеку все кажется правильным и красивым. Якобы никто не заставляет давать деньги “на церковь”, но если не дадите десятину от своих доходов, то и бог вам ничегошеньки не даст, так что вам выбирать самим. Это говорится не прямо, но довольно понятно.
Оратор там, конечно, талантливейший, он использовал все чувства: чувство покорности, страха, надежды, эгоизм и прочее. Смешил, как клоун, применял много других приемов. Но свое ораторское искусство, как говорили древние, он использует “на погибель души” манипулируемых им людей.
Вывод: люди чаще всего следят за словами, а не за контекстом сказанного. Но, не научившись “вылущивать” реальный смысл из слов, вы становитесь объектом для манипуляций.
После проповеди сразу заинтересовались, кто пришел впервые, кто еще сомневается в своем решении прийти к богу. Мой товарищ посоветовал мне выйти вместе с теми, кто пришел первый раз. Вышло несколько человек, и все громко захлопали. Пришло время для посвящения неофитов. Обряд довольно унизительный: стоишь под трибуной (сценой), над тобой стоит человек и заставляет тебя повторять за ним, что господь един и что он твой господин, и ты всецело готов ему поклоняться и отдаться ему. Потом к тебе подходит “спец” и начинает тебе втирать прописные истины, как дальше жить и что делать. Ко мне тоже подошла женщина средних лет, с ней у меня и вышел небольшой спор.
Я ей сказал, что в бога не верю и верить не собираюсь. Сразу началось запугивание адом, дьяволом, бесами, неисчислимыми проблемами и болезнями. Когда я заявил, что не боюсь, то началось совращение решением всех проблем, богатствами, здоровьем, любящей женой, которую бог предоставит за отдельную плату отданной ему душой, стоит только в него поверить. Когда я сказал, что способен добиться в жизни всего сам, мне было сказано, что это во мне говорит человеческая гордость, и что я еще сильно осекусь в жизни, когда начнутся проблемы. Потом меня стали совращать светом и истиной, сказали, что я нахожусь во тьме и невежестве, что истина только здесь. Я им сказал, что все это мракобесие, что настоящую истину способны дать только философия и наука. И так далее. Попытка перевести спор на серьезный уровень вызывала только раздражение. Мне было сказано, что я пытаюсь поставить бога на свой уровень, но понять его деяния невозможно и бессмысленно, в него надо только верить. В спор ввязалось еще несколько человек, и оказалось, что все они попали сюда после какого-нибудь случившегося с ними несчастья. На что я заметил, что видимо их бог редкостный садист, раз вынуждает приходить к нему при помощи пыток (испытаний). В общем, обо мне и моей “заблудшей” душе дважды помолились, я их поблагодарил, пожелал удачи и убрался восвояси.
После этих событий мой бывший однокурсник еще долго названивал, пытаясь затащить меня снова на свое собрание.
Вывод: в любой религии все держится на страхе и надежде, которая неизвестно когда сбудется. Нас призывали всегда уважать чувства верующих, но сами верующие считают, что чувства атеистов можно не уважать, ведь бог не в ладах с атеистами.
Сегодня у нас много говорят о так называемых “неправильных” верах, тоталитарных сектах, протестантских церквях, и о том, что только традиционное православие, дескать, является  единственно истинным вероучением. Утверждаю: в сущности все религии одинаковы и отличаются друг от друга только способами одурачивания масс. Кто-то, применяет старые испытанные методы, кто-то разрабатывает новейшие технологии. Идет обычная при капитализме конкурентная борьба...  за верующего.  Но главное остается неизменным: религия (во всем многообразии ее форм) сегодня – мощнейшее средство отвлечения трудящихся масс от борьбы за социализм.