Христиане и классовая борьба
Прислано Frankenstein 07 2008 22:45:00
«Если простые люди смогут увидеть, что революционные христиане также борются за преобразование страны, что они пытаются сбросить пелену молчания с тесной связи между традиционной церковью и капитализмом, то это будет наилучшим аргументом в дискуссии об отношениях религии и революции».
 
«Мы хотели бы, чтобы с одной стороны, до многих марксистов, наконец, дошло, что революционные христиане – это их союзники в борьбе, а с другой – чтобы революционные христиане поняли, что движущая сила революции – это все-таки марксизм, а не христианство».
 
«Христианство – это мотив, а не наука революции. Наука революции – это марксизм. По этой причине мы собираемся строить не христианскую организацию, не христианское общество, а марксистскую организацию и социалистическое общество».
 
Мануэль Перес Мартинес (католический священник, лидер Камиллистского союза – Армии национального освобождения Колумбии)
 
«Сегодня, глумясь над коммунизмом, распиная тех, кто остался верен его идеалам, задумайтесь: над чем вы глумитесь, против кого возвышаете голос? Вы глумитесь над Евангелием, вы распинаете Христа!»
Из листовки Российского православного движения «Христиане за коммунизм»
 
1.Исторические корни революционного христианства.
Мы, коммунисты, редко даем себе труд заглянуть в историю религии глубже XIX-го века. В результате чего, гордо именуя себя диалектиками, плаваем на поверхности и ограничиваемся повторением к месту и не к месту совершенно справедливой формулы Маркса: «Религия – опиум народа». Гораздо труднее подойти к религии с точки зрения законов развития. Если «в каждой нации есть две нации», то у каждой из этих “наций” будет и своя религия. Религия будет существовать до тех пор, пока будут существовать классы. Следовательно, делать вид, что нас религиозные вопросы не касаются, а тем более пытаться насильно запретить религию – бессмысленно. К религии, как и к любой другой форме общественного сознания, марксисты должны подходить прежде всего с точки зрения развития и классового анализа. Да, официальная религия – всегда была, есть и будет религией угнетателей, которую они используют для одурманивания народа. Но есть и другая сторона религиозного сознания, выразителями которой обычно являются представители угнетенных масс.
Раннее христианство не было государственной религией, а являлось теистическим учением неимущих классов о возможности построения Царства Божьего на земле, в котором больше всего внимания было уделено этике совершенного человека. Евангелие, которое создавалось в первые два века новой эры, изобилует высказываниями, направленными против власть имущих. «Легче верблюд пройдет сквозь игольные уши, чем богатый войдет в Царствие Небесное», «Нельзя одновременно служить Богу и маммоне», «Раздай все и следуй за мной» (слова Христа, обращенные к богатому), «Послушайте вы, богатые, плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас…вы собрали себе сокровища на последние дни».
Раннее христианство вобрало в себя представления ессеев(1)  о том, что собственность должна быть общей, все люди – сообща трудиться на общее благо и среди них не должно быть лиц и групп, возвышающихся над всеми благодаря своему общественному положению. «Но кто хочет быть большим среди вас, пусть будет слугой всем» (слова Христа, обращенные к своим ученикам). Согласно Евангелиям, первую христианскую общину создал сам Христос. В нее входили его ученики и сочувствующие. После его гибели община была разогнана фарисеями. Однако, апостолы разбрелись по землям Римской империи и организовали в разных местах множество новых коммун. Входящий в общину приносил в нее с собой все свое достояние, и оно становилось общественным. У ранних христиан была общественная касса, средства из которой распределялись на общем собрании равномерно и сообразно возникающим нуждам. В общине отсутствовало деление людей на сословия и классы, т.е. реализовывался принцип действительного равенства. Входящий в общину переставал быть рабом, плебеем или патрицием, он становился равным среди равных  – братом. Так же в коммуне были осуществлены принципы самоуправления: духовный наставник и эконом общины выбирались сообща и могли быть в любое время по решению того же собрания сменяемы.
Таким образом, раннехристианская община существовала как своеобразное государство в государстве, что естественно не могло не тревожить власть имущих Римской империи. Жестокие гонения, которые обрушивали представители имперского государства на христиан в первые века их существования, свидетельствуют о том, насколько опасны для рабовладельцев древнего Рима были христианские коммуны. При этом, конечно, власти объясняли плебсу, что крамольные христиане не подчиняются римским законам, не признают культ римского императора и почитают не того бога. Однако, те или иные действия всегда выражают интересы тех или иных классов.
Первые христиане, которых отлавливали и бросали на съедение диким зверям, вели себя на аренах римских цирков настолько мужественно и достойно, что гонения дали обратный результат – популярность христианства в народе неуклонно возрастала. Разумеется, распространению христианских идей способствовали не только гонения, но и экономические условия разлагающегося рабовладельческого государства. Отживающий уклад стал экономически неэффективен, его активно вытесняли новые, раннефеодальные производственные отношения. Им, как нельзя лучше, соответствовал монотеизм христианства, но противоречил коммунистический, по сути, уклад жизни самих христиан. Следовательно, для того, чтоб поставить христианское учение на службу власть имущим, необходимо было выхолостить из него его революционно-демократическую суть. И это было виртуозно проделано христианскими епископами, желающими увековечить свое лидирующее положение среди верующих. В конце III – начале IV века н.э. была создана церковь, служители которой, не задумываясь, перекроили Евангелия и стали проповедовать своей пастве идеи покорности во имя обретения Царствия Небесного после смерти. Здесь необходимо отметить, что первые христиане исповедовали веру в построение Царствия Божьего на земле и подкрепляли эту веру делами своей жизни. Безусловно, период разделения первоначального христианства на две противоположные по своему классовому содержанию ветви отличался исключительным драматизмом. На защиту истины вставали не только целые общины, но и многие христианские философы. Одним из таких подвижников был Ориген, которого уже господствующие к тому времени епископы обрекли на пожизненное заключение в тюрьме. Свое основное сочинение «О Началах», в котором он вскрывал искажение первоначального смысла таких понятий, как Бог, Царствие Небесное и др., а так же клеймил позором епископов за их стяжательство и службу власть имущим, он написал в тюрьме. На изучение этого сочинения официальными церквями всех христианских направлений до сих пор наложен строжайший запрет.
В 314 г. при императоре Константине измененное до неузнаваемости христианство, наконец, было разрешено власть имущими, а уже в 324 г. признано официальной религией Рима. Через полтора века Римская империя, стертая с лица земли племенами варваров, перестала существовать. Лжехристианская идеология - с ее посмертным небесным царствием, вседозволенностью для эксплуататоров и рабской покорностью для угнетенных ими масс - стала основной доктриной мрачного Средневековья. Однако, как говорится, шила в мешке не утаишь, и потому во все века находились люди, которые докапывались до истины и пытались сообщить ее людям. Разумеется, их безжалостно уничтожали.
В VII в. на территории Армении сирийцем Константином была создана община павликиан. Общинники отвергали официальную церковь как защитницу порядков, созданных сатаной, выступали против эксплуатации, материального и политического неравенства. Община павликиан просуществовала 27 лет и была уничтожена представителями армянской знати и официальной церкви. Константин был казнен.
В XII в. в Лангедокском графстве возникло движение катаров - «чистых», которое охватило Северную Италию, Францию, Фландрию, Швейцарию, Германию, Англию. Катары считали, что власть в мире захватил сатана, а папа римский его наместник, и так же выдвигали идею равенства. Против катаров Римской церковью были организованы крестовые походы, которые теперь некоторые европейские ученые считают первым геноцидом в истории человечества.
Французский философ Абеляр в трактате «Введение в теологию», исследовав Библию, заявил: «Опрометчиво верит тот, кто, не разобравшись, удовлетворяется тем, что ему говорят». В 1121 г. духовенство объявило его еретиком и заключило в монастырь, добившись от него публичного сожжения трактата.
В начале XIII в. в Парижском университете возникло движение амальрикан, идеологом которого был преподаватель теологии и философии А. Бенский. Им была выдвинута идея равенства всех людей в уподоблении Богу. Последователи этого учения выступали против социального неравенства, отвергали католицизм как идеологию феодалов, а папу считали антихристом. В 1210 г. руководители амальрикан были публично сожжены церковью.
В Англии в 1381 г. вспыхнуло крестьянское восстание, предводителем которого был У. Тайлер, а идеологом – проповедник Д. Болл, говоривший, что дела пойдут хорошо лишь тогда, когда имущество станет общим, и все будут равны. Больше всего ненависть восставших вызывали епископы и аббаты. Королю были предъявлены требования: отмена крепостного права, ликвидация сословного неравенства и раздел между крестьянами церковных земель. Восстание было потоплено в крови. У. Тайлер был убит, а Д. Болл казнен.
В Чехии в 1415 г. был сожжен Ян Гус за требования социального равенства и установления Закона Божьего на земле. Казнь Гуса всколыхнула Чехию и вызвала антицерковные выступления. Десятки народных проповедников призывали к борьбе против попов и феодалов, чтобы покончить с эксплуатацией. Власть в Праге перешла в руки восставших, именующих себя таборитами. Самыми последовательными из таборитов были пикарты, возглавляемые священником Мартином Гуской. Они требовали установления Царствия Божьего на земле. Требования другого крыла гуситов, состоящего из более зажиточных сословий, были более умеренны – они требовали лишь проведения церковной реформы. Представители этого крыла впоследствии открыто стали на сторону феодалов и участвовали в разгроме революционных таборитов.
В 1525 г. в Германии под предводительством бакалавра богословия Томаса Мюнцера заполыхала крестьянская война. Впервые в истории над массами восставшего народа реяли красные знамена. Программа Т. Мюнцера включала в себя революционное освобождение народа от ига эксплуатации. Мюнцер учил: «Царство Божие – без бедных и богатых, без частной собственности, надо строить на земле. Небесное – это земное, доведенное до совершенства. Земная жизнь должна быть возвышена до небес. Служение общему благу и есть служение Богу, а всякое действие против общего блага есть безбожие». Вооруженные отряды восставших занимали города, монастыри, замки и распределяли их имущество среди крестьян. Восстание было свирепо подавлено князьями и церковниками. Сам Мюнцер был схвачен, подвергнут жестокой пытке и казнен. Последователь Мюнцера М. Гайсмайер придавал особое значение революционному государству, которое должно было обеспечить подавление сопротивления господ и регулировать хозяйственную жизнь. Но Гайсмайер был предательски убит во время переговоров. С участниками восстания власть имущие расправились самым зверским образом. Современник констатирует: «Некоторых разорвали и растерзали, некоторых сожгли в пепел или изжарили на столбах, искалечили раскаленными щипцами, иных запирали в домах и сжигали всех вместе, других вешали на деревьях, казнили мечом, топили в воде».
Подобные выступления вспыхивали под разными названиями во всех странах, и со всеми ними беспощадно расправлялись. В западном движении Реформации, как и в христианстве в целом было две ветви с разным классовым содержанием. Но поскольку тогда буржуазия была восходящим классом, победило направление, утвердившее в общественном сознании бюргерский идеал. До классовых побед над эксплуататорами было еще далеко.
В православной традиции также во все века появлялись «ереси», обличающие официальное духовенство и призывающие людей к жизни по принципам ране христианской общины.
В середине XIV в. на Руси активно действовали «стригольники». Они призывали изучать Писание, не признавали официальную церковь, выступали против стяжательства и мздоимства, проповедуя на улицах и площадях. Создание «стригольниками» своего союза закончилось репрессиями, руководители были казнены.
С середины XV в. распространилось новгородско-московское инакомыслие. Это было учение антитринитариев, занесенное с Запада и дополненное элементами других протестантских учений. Последователи этой «ереси» выдвинули требование отказа церкви от накопления богатств и возвращения к жизни на основе раннехристианских ценностей. Тремя церковными соборами эта «ересь» была осуждена, одних «еретиков» сожгли, других иначе казнили, третьих заточили в монастырских подвалах.
Между тем в русском монашестве назревал протест против монастырских стяжаний и крепостного права. Появились нестяжатели, которые называли собственность монастырей греховной по причине «стяжания от чужих трудов». Течение нестяжателей связано с именами Нила Сорского, Вассиана, Артемия и др.
Вассиан Патрикеев, князь, насильственно постриженный в монахи, писал: «Господь сказал: раздай имение свое. А мы, войдя в монастырь, не перестаем, по безумию нашему, приобретать чужие села и имения… Господь повелевает: отдай нищим. А мы, заразившись ненасытным сребролюбием, различным способом оскорбляем братьев наших - налагаем на них лихву на лихву, и если они не имеют сил отдать нам лихвы, то мы без жалости лишаем их имущества».
Нестяжателей поддержал прибывший из Афона Максим Грек. Он сурово обличал монахов, доказывал неправомерность владения селами и землями, осуждал беззаконие власти. Вассиана и Грека заточили в Волоколамский монастырь.
В XVI в. о себе заявляют идеологи народной Реформации Матфей Башкин и Феодосий Косой. Матфей, мелкопоместный дворянин, изучив Писание, разорвал кабальные документы на зависимых от него крестьян, собрал группу единомышленников и стал проповедовать Царство Божие на земле. По доносу духовника Матфея арестовали, обвинили в «лютерских ересях», пытали, предали анафеме и заточили в монастырь. Но на смену проповеди Башкина по Московской Руси распространилось «новое учение» монаха Феодосия Косого. Беглый холоп, нашедший защиту в монастыре у нестяжателя старца Артемия, Феодосий изучил Писание и начал проповедовать. Феодосий с товарищами собирались тайно в обыкновенных домах. Свои проповеди о разумности общественной собственности и о божественности разума феодосиане несли людям. Однако, официальная церковь их неустанно преследовала, и они вынуждены были бежать в Великое княжество Литовское, куда, собственно, в разное время бежали и старец Артемий, и первопечатник Иван Федоров, и историк Андрей Курбский.
К сожалению, реформационное движение XIV-XVI вв. не сумело разбудить русское крестьянство, и церковь справилась с ним сравнительно легко без особых потрясений.
 
2.     Некоторые малоизвестные факты из истории сотрудничества большевиков с христианскими сектами, отколовшимися от официального православия.
В России в период разложения феодально-крепостнической системы в конце XVIII – первой половине XIX вв. начали образовываться секты, так называемого духовного христианства. Главными течениями среди них были: духоборчество и молоканство. С самого начала эти движения провозгласили общность имущества, равенство и братство всех людей независимо от их имущественного и государственного положения, национальной и религиозной принадлежности. Отвергая современную им действительность и официальную церковь, они считали главными добродетелями братолюбие и трудолюбие на пользу общины. Общинная собственность как движимая, так и недвижимая была общим достоянием, избранные на совете лица регулировали труд и потребление, кассы были общими. Самодержавие ответило на возникновение этих сект гонениями. Несколько раз проводились акции массового насильственного выселения сектантов в отдаленные губернии и Закавказье. Травля сектантов была бешенной, ведь согласно тогдашнему законодательству споры против догматов казенного православия, совращение в иную веру или раскол были уголовно наказуемыми деяниями. Ленин называл сектантство «выступлением политического протеста под религиозной оболочкой». По воспоминаниям Бонч-Бруевича Ленин не отвергал возможности религиозного революционного восстания, и по его предложению среди сектантов было налажено распространение «Искры».
В 1903 г. на II-м съезде РСДРП Ленин выступил с докладом «Раскол и сектантство в России». В принятой резолюции сектантство характеризовалось как одно из демократических течений. Внимание всех членов партии обращалось на работу среди сектантов в целях привлечения их к сотрудничеству. Была предпринята даже попытка издания специальной газеты для сектантов.
Но основное сотрудничество с прогрессивными сектантами сложилось у большевиков в годы НЭПа. Строительство жизни на новых коммунистических началах встречало в среде крестьян пассивное, да и активное сопротивление. Крестьянство в целом принимало Советы, но отвергало «коммунию». Однако, среди многомиллионного русского крестьянства было до 10 миллионов сектантов, которые уже более полувека жили «коммуниями». Почти вся эта десятимиллионная масса, разбросанная по огромным пространствам Советской России, протянула большевикам дружескую руку помощи в деле строительства новой жизни.
Толстовцы И. Трегубов и П. Бирюков еще в конце 1920 г. составили проект документа о сотрудничестве сектантов с советскими и партийными работниками. Этот документ был обсужден и одобрен Совнаркомом и Наркомземом. В 1921 г. Ленин поставил перед правительством вопрос о привлечении сектантов к сотрудничеству. Было принято решение заселить распадающиеся совхозы сектантскими коммунами.
Первым образцом реализации этой программы стал организованный в Подмосковье совхоз «Лесные поляны» во главе с Бонч-Бруевичем. Это место находится недалеко от Горок, где прошли последние месяцы жизни Ленина. На запрос Ленина от 2 августа 1921 г. Бонч-Бруевич отвечал: «Я пригласил в совхоз лично мне известных сектантов, членов общины «Начало века». Это убежденные люди, которые тайно начали устраивать общины еще в 1908 г., и я им еще тогда всемерно помогал в этом деле. Приехали они в совхоз с величайшей радостью. У них решительно все общее: от столовой, детского общежития до общего гардероба и белья… Работают изумительно хорошо. Они совершенно признают всю программу нашей партии, потому охотно вступают в коммунистическую ячейку и желают серьезно заняться теорией марксизма и историей партии».
9 августа было принято Постановление ЦК РКП(б), которое предписывало членам партии быть особенно внимательными «по отношению к тем религиозным группам и сектам, которые являются прогрессивными и несут в себе зачатки коммунистического взгляда».
5 октября 1921 г. Наркомземом было принято воззвание «к сектантам и старообрядцам, живущим в России и заграницей». Наркомзем предлагал им землю, конфискованную у помещиков, для организации хозяйств, основанных на коммунистических началах. Воззвание было составлено по предложению Ленина и одобрено им.
Но у такой линии ЦК были противники. Они превратили вопрос о сотрудничестве с сектантами в арену ожесточенной партийной борьбы, а тем временем сторонники его взглядов на местах стали тайно и явно ставить палки в колеса, как хозяйственной деятельности сектантских совхозов, так и их сотрудничеству с Советской властью.
Бонч-Бруевич в 1945 г. написал воспоминания, в которых говорится: «Все указывало на то, что дело должно было хорошо идти и широко развернуться… Однако, вся эта, весьма плодотворная, агитация вскоре была круто приостановлена. Сначала Красиков стал возбуждать вопрос о влиянии сектантов на население; потом стали говорить о политической неблагонадежности сектантов. Начались аресты сектантов, слухи о которых дошли до Америки. Те духоборы, которые вернулись на Украину, после столкновения с местными властями вновь уехали в Канаду, привезя туда недобрые вести. Поэтому переселение сектантов прекратилось. Враги сектантов скоро обнаружили себя как враги народа. С наказанием этих вредителей прекратились и преследования сектантов. Но замечательная мысль Владимира Ильича осталась до сих пор не осуществленной», - так заканчивал Бонч-Бруевич эту историю.
 
3. Католики-революционеры в борьбе за освобождение Латинской Америки
Так исторически сложилось, что на гребне борьбы за освобождение народов Латинской Америки от национального и социального гнета империализма очень часто оказывались католические священнослужители.
В феврале 1966 г. в своем первом бою с правительственными войсками Колумбии смертью храбрых пал пламенный революционер священник Камилло Торес. Этому трагическому событию посвятил песню известный поэт, музыкант и исполнитель Виктор Хара. Привожу ее поэтический перевод в качестве основного лейтмотива этой главы.
«Над местом, где пал Камилло,
Явился крест.
Материалом не дерево было –
Свет.
Хотел винтовку поднять борец –
И убит.
Во имя жизни Камилло Торес
Погиб.
И после выстрела слышал,
Кто слышать мог,
Как в революцию звал всех Всевышний
Бог.
Видишь: свинцом пробита сутана,
Мой генерал?
Может в одежде церковного сана
Быть партизан.
Пулями вражьими был он прибит
К кресту.
Контрас ему орали: «Бандит»,-
Как Христу.
Однако, спустившись после расправы
С горы,
Они народ, знающий правду,
Нашли.
Тысячи тысяч было его число,
В бой за Камилло
Целое войско шло.
Умер Камилло Торес!
Камилло Торес погиб!
Ради того,
                  Чтобы каждый
                                            Остался жив».
 
При жизни его действиями руководило убеждение, что «каждый христианин обязан стать настоящим революционером». Отец Камилло Торес начал создавать массовое революционное движение для «установления народовластия и построения социализма». Преследования со стороны колумбийских властей вынудили его уйти в подполье и присоединиться к партизанам из Армии национального освобождения. Для такого бастиона консервативного католицизма как Колумбия это было беспрецедентным событием. Но кубинский журнал Bohemia так прокомментировал это событие: «Для отца Камилло никогда не было противоречий между чистой формой христианства и марксизмом, социализмом и даже коммунизмом – наоборот, он находил огромное сходство между ними, считая, что если марксисты и христиане объединятся, то смогут избавить человечество от угнетения и эксплуатации». Уругвайский журнал Marcha констатировал: «В его платформе лозунги национального освобождения соединились с традиционно социалистическими. Его метод – вооруженная борьба масс ради захвата власти и выполнения этой программы, - это начало социалистической революции». Камилло Торес стоял у истоков зарождающегося освободительного движения в Колумбии и своей деятельностью проторил дорогу последователям.
После гибели Камилло Тореса 50 священнослужителей во главе с епископом Герардо Валенсиа Кано бросили дерзкий вызов церковной иерархии и правящему классу, провозгласив, что «полностью готовы посвятить себя различным формам революционного действия против империализма и неоколониальной буржуазии» и организовали группу Голконда. Деятельность этой группы полностью соответствовала лозунгу Фиделя Кастро, что «задача каждого революционера – совершить революцию».
Вскоре к мятежным священнослужителям присоединилось еще трое. Это были молодые священники, прибывшие в Колумбию из Испании с целью служить делу освобождения страждущих и угнетенных, - Мануэль Перес Мартинес, Доминго Лаин и Хозе Антонио Хименес.
Случай,  который позволил им проявить свои организаторские и пропагандистские способности, вскоре представился. Власти Картахены приняли решение о сносе бедняцкого квартала Сан-Хосе без предоставления его жителям нового жилья. Перес, Хименес и Лаин призвали жителей соседних районов к солидарности с обитателями Сан-Хосе и затем возглавили акцию протеста, которая не только остановила бульдозеры, но и встала на пути армии и полиции. Сила народного гнева вынудила власти пересмотреть решение о сносе района. Однако, по указанию «отцов города» был отдан приказ об аресте священников и высылке их из страны.
Спасаясь от преследований, священники приняли решение присоединиться к борьбе колумбийских партизан. Они покинули страну, установили контакты с колумбийскими революционерами за рубежом, посетили Кубу и затем тайно вернулись в Колумбию для борьбы в одном из отрядов Армии национального освобождения (ELN). В своем официальном заявлении для прессы, данном отцом Лаином и подписанном так же его друзьями, говорилось: «В соответствии с общественной природой роли священников как наставников народа, я решил исполнить свой долг до конца и с этой целью присоединился к партизанам… Я избрал путь социалистической революции, потому что это единственный способ ликвидировать эксплуатацию человека человеком».
Когда священники попали в партизанское движение, оно переживало острый организационный и идеологический кризис. Вызван этот кризис был неимоверно тяжелыми условиями борьбы и жизни в изоляции при отсутствии какой бы то ни было помощи. Тогдашние руководители ELN Фабио Васкес и Лара Парада часто действовали по своему произволу, руководствуясь отнюдь не соображениями о пользе общего дела. На словах движение следовало заветам отца Камилло Тореса, а на деле в отрядах царила застойная атмосфера, межличностные разборки и полное отсутствие какой бы то ни было политической работы среди крестьянского населения. В пик кризиса в 1978 г. отряд, в котором боролся Мануэль Перес, не насчитывал и 40 человек. К тому же эта горсточка людей была разделена на два фронта, находящихся на значительном расстоянии друг от друга.
Именно в это тяжелейшее для колумбийских партизан время Мануэль Перес и Николас Родригес решили взять на себя ответственность за возрождение ELN. Участники ELN сочли необходимым возродить принцип коллективного руководства, а также сочетать военное командование с внутренней политической демократией, практический военный опыт – с теоретической учебой, военные операции – с массовой политической работой, а борьбу в сельской местности – с борьбой в городах. Следующим шагом обновленной ELN было официальное признание своих ошибок, осуществленных по приказу прошлого руководства. Из этого болезненного опыта Мануэль Перес вынес три вывода: «Во-первых, одной из самых важных задач должна стать гуманизация революции; она не всегда возможна, но должна быть нашим идеалом. Во-вторых, публичная самокритика революционных организаций – это лучший способ преодолеть ранее совершенные ошибки и чему-то научиться на основе этого опыта. В-третьих, человеческие существа обладают определенной ценностью и достоинством, а потому мы всегда должны стараться соблюсти правильный баланс между нуждами личности и нуждами коллектива».
В целом процесс возрождения ELN продолжался до 1983 г. И его успех в большой мере связан с тем, что к этому времени в различных городах и регионах страны уже были созданы подпольные революционные группы, которые потом влились в ряды ELN. Еще одним фактором укрепления ELN была поддержка  со стороны левых христиан. И третьим немаловажным фактором явилось присоединение к ELN Партизанского фронта Доминго Лаина, который возник в результате активизации крестьянского и забастовочного движения.
В сентябре 1983 г. впервые было образовано общенациональное коллективное руководство. Мануэль Перес и Николас Родригес были избраны в качестве первого (политического) и второго (военного) команданте ELN. В период между этим событием и первой общенациональной ассамблеей ELN (1986 г.) численность организации выросла в 3,5 раза, кроме того, в ее составе действовали 4 региональные организации городских подпольщиков. В 1987 г. произошло слияние ELN с организацией бывших маоистов, и она была переименована в Камиллистский союз – Армия национального освобождения (UCELN). Мануэль Перес сыграл выдающуюся роль в том, что UCELN стала влиятельной силой на политической арене Колумбии. Он не только выдвинул большое количество новаторских идей, но и был одним из тех лидеров, которые строили организацию по принципу: «развитие революционной борьбы основано и теснейшим образом зависит от постоянно возрастающей роли масс, а роль революционной организации усиливается в той же степени и одновременно с нарастанием лидирующей роли народных масс».
В своих воспоминаниях Мануэль Перес признавал, что именно христианство сыграло главную роль в том, что в конечном итоге он встал под знамена революционного движения. Придавая исключительное значение идее, высказанной в свое время Фиделем Кастро, что для успеха социальной революции в Латинской Америке необходим «стратегический альянс между революционными марксистами и революционными христианами», Мануэль Перес пошел дальше и смело заявил: «Мы теперь должны говорить не о стратегическом альянсе между христианами и марксистами в ходе революции, а о реальном единстве». И это убеждение было реализовано им на практике. В UCELN была создана специальная христианская секция. Христиане боролись плечом к плечу с марксистами. И хотя отношения между ними вплоть до начала 90-ых годов были непростыми, благодаря упорной разъяснительной работе отца Мануэля Переса Мартинеса и совместной борьбе это взаимное отчуждение в основном удалось преодолеть.
Мануэль Перес Мартинес умер 14 февраля 1998 г., оставив колумбийскому народу мощную, идейно сплоченную, насчитывающую до 5 тысяч бойцов, организацию, которая борется за его освобождение от ига капитализма во многих регионах Колумбии.
К сожалению, в рамках одной статьи невозможно даже вкратце осветить деятельность революционеров христиан в  Латинской Америке. Однако, следует отметить, что они играли и играют довольно значительную роль во всех уголках региона.
 
4.«Христиане за коммунизм» - движение православных верующих России.
В современной России так же происходит становление движения «Христиане за коммунизм». Безусловно, оно еще очень малочисленно, но, тем не менее, его развитие идет. У движения есть собственный сайт. Его сторонники выпускают и распространяют среди верующих листовки и другие агитматериалы, призывающие их переосмыслить свое отношение к коммунистам и нашему социалистическому прошлому. Активисты движения пытаются сотрудничать с коммунистами и помогать им в их борьбе. К сожалению, приходится констатировать, что до мировоззренческого уровня их западных собратьев в смысле: «Христианство ее это мотив, а не наука революции. Наука революции – это марксизм», - нашим верующим сторонникам еще далековато, как и до понимания того, что «каждый христианин должен стать настоящим революционером». На мой взгляд, их убеждение, что «можно победить мечом духовным», т.е. мирным путем, в условиях обнаглевшего капитализма является опасной иллюзией. Но в их теоретических разработках есть моменты, которые обнадеживают. Во-первых, четко обозначена позиция против частной собственности: «Нет культу мамоны – капитализму!» Наши официальные коммунисты из КПРФ и КПУ по сравнению с верующими, выступающими за коммунизм, выглядят в этом вопросе откровенными пособниками буржуазии. Во-вторых, проведена жесткая черта между церковью казенной фарисейской, которая является одной из основных опор правящего режима, и между религиозными воззрениями, восходящими к истокам первоначального христианства, которое в основе своей, как уже было сказано выше, несло в себе зачаток коммунистического взгляда. А это уже классовый подход. В-третьих, ведется критика коммунистов за их бесплодное и вредное для них же заискивание перед официальной православной церковью, являющейся выразителем классовых интересов буржуазии. Так, например, в работе «Отношения между коммунистами и православными» одного из лидеров движения «Христиане за коммунизм» А.И. Бусел приводятся многочисленные выдержки из периодики официальной православной церкви о коммунизме и коммунистах. Цитировать всю эту, провонявшуюся трупным смрадом Средневековья, чушь, я думаю, смысла нет. Пусть это читают те, кто толкает коммунистическое движение в объятия этих плезиозавров феодализма. Но комментарии к этим перлам невежества верующей христианки А. Бусел впечатляют: «Призывая православную церковь объединиться с коммунистами ради спасения России, КПРФ принимает, чуть ли не все, ее обвинения. Это при том, что государственные СМИ свыше десяти лет изо дня в день изображает коммунистов, чуть ли не людоедами.., а православные верующие обвиняют их в богоборчестве, сатанизме, идолопоклонстве, гонениях на церковь, раскулачивании, насильственной коллективизации и т.д. Не секрет, что православная церковь сыграла первую скрипку в развязывании антикоммунистической истерии.
На все эти обвинения надо отвечать с точки зрения Апокалипсиса – конца ветхого мира, надо утверждать правду Нового Мира, завещанного Христом, который строили коммунисты, и строительство которого нуждалось в обороне от внешних и внутренних врагов. Но, увы, коммунистам некогда разбираться в вопросах религии, а потому они не могут защитить марксизм-ленинизм с позиций христианства».
«К сожалению, товарищи коммунисты не читают православных изданий и не знают, что там пишут о них и о марксизме-ленинизме. Сегодня среди воцерковленных (т.е. принадлежащих к официальной церкви – прим. авт.) православных марксизм-ленинизм считается одним из проявлений глобализма. Марксизм отнесен ими к учениям сиономассонства и сатанизма. Ленин назван Антихристом из Апокалипсиса. Увы, подобное затмение разума типично для верующих. И эта болезнь грозит вылиться в эпидемию».
«Православные реакционеры осуждают коммунистов за то, что те хотели построить Царство Божие на земле. Реакционная церковь проповедует Царство Божие в загробном мире на небе, отдавая землю на откуп мамоне.
Именно с реакционной религией, которая освящала частную собственность и эксплуатацию, служила защите старых, отживающих порядков и препятствовала дальнейшей эволюции, совершенствованию общественных отношений, боролись Маркс, Энгельс, Ленин и их ученики. Истинные марксисты-ленинцы боролись с «религией частной собственности», с «религией капитала», как называл ее Маркс, но не с общинными формами религии».
Заметьте, на все это указывают не высокопоставленные идеологи из современных коммунистических партий, а верующая христианка. И, на мой взгляд, именно потому, что в вопросе о частной собственности коммунисты, провозглашающие себя «верными ленинцами», предстают как защитники интересов мелкой и средней буржуазии, они с таким рвением навязываются в союзники официальной православной церкви, освящающей и благословляющей незыблемость эксплуатации человека человеком. Именно потому ими безбожно искажается и ревизуется не только учение Маркса, но и скрывается подлинное революционно-демократическое лицо первоначального христианства. В результате чего среди рядовых коммунистов, как по вопросам марксистской теории, так и по вопросам истории религии царит девственное невежество, и происходят эксцессы, на которые обращает внимание в воззвании к коммунистам уже процитированная мной выше активистка движения «Христиане за коммунизм» А.И. Бусел: «Двенадцать лет прошла я с вами плечо в плечо с красным знаменем Христа Спасителя, с ним стояла на вахте у музея и Мавзолея Владимира Ильича Ленина. Красное знамя Христа освящало ваш крестный путь в сентябре – октябре 1993-го, развивалось на баррикадах у стадиона «Красная Пресня». Мы вместе стояли насмерть 13 дней и выходили вечером 4 октября из горящего Дома Советов. При этом мне приходилось выслушивать вашу атеистическую пропаганду и выносить нападки некоторых из вас за то, что учение коммунизма для меня начинается не с Маркса, а с Христа; кто-то недавно даже назвал меня «пособником классового врага». Все это очень показательно, и говорит о том, что большинство коммунистов не знают домарксистской истории коммунистического движения. Они не знают, что идейный источник научного коммунизма, так называемый утопический социализм, берет свое начало от первой христианской коммуны, что Энгельс называл первых христиан социалистами и революционной партией переворота. Он писал, что социализм прежде существовал и даже достиг своего господства в лице христианства, но потом христианство подверглось перерождению. Энгельс так же указывал на связь, идущую через все средневековье, между первоначальным христианством, массовыми религиозными движениями народной Реформации и рабочим коммунистическим движением уже с красным знаменем в руках. Он говорил, что пролетарские требования равенства вытекают из христианских требований равенства. Добавлю, более того, сам марксистский «Союз коммунистов» образовался в Германии из христианского «Союза справедливых», идеологом которого был проповедник раннехристианского коммунизма В. Вейтлиг, организатор и агитатор рабочих. Ленин так же отмечал, что первоначальный социализм был утопическим социализмом, что классовая борьба вначале велась под знаком религии».
От себя добавлю: коммунистам все это необходимо знать, чтобы определять своих союзников и противников не по вере или неверию в Бога, а по реальным действиям, направленным на защиту интересов тех или иных классов.
 
1 Ессеи – религиозное течение в древней Иудее, сторонники которого выражали протест против практики тогдашней религиозной верхушки, проповедовали отказ от материального богатства, уходили из городов и создавали отшельнические общины, практикующие примитивный уравнительный коммунизм. По мнению многих исследователей истории религии, именно из этого течения впоследствии выросло христианство.