Однажды я вспомнил, что имею диплом преподавателя философии (подходящего к тому же красного цвета), пошел в Ленинскую библиотеку (она для меня всегда останется “Ленинкой”), разыскал там советское методическое пособие по диалектическому и историческому материализму, выкинул из него весь схоластический мусор вроде “Партия и правительство в заботах о советском спорте” и в “сухом остатке” вырисовалась подборка отрывков по 6-ти темам, которые вы найдете ниже.
Еще одним методическим принципом стала работа в “малых группах”. Мне с самого начала казалось очень важным уйти от формата “лектор перед аудиторией”, активный “эксперт” и пассивно внимающие ему слушатели. Сегодня ни у кого нет “окончательных” ответов и глупо претендовать на позицию “ментора” - поэтому разговор может быть только равного с равными.
Так что уже несколько лет, когда находится 4-5-6-10 человек, желающих читать и обсуждать эти тексты и способных договориться об общей встрече, мы собираемся с такой группой примерно раз в неделю в разных местах, иногда в профсоюзном офисе, иногда на травке в сквере, но чаще всего в любом кафе, где нет громкой музыки.
Предварительно каждый должен (1) прочитать ту тему, которая будет обсуждаться; и как минимум (2) отметить те места, которые непонятны или вызывают возражения. Так же очень важно, чтобы у каждого (3) был свою экземпляр текста (печатный или электронный). Во-первых, многие вопросы исчезают, если внимательно перечитать непонятый сразу фрагмент (замечал это множество раз). Во-вторых, трех перечисленных условий (прочитать, отметить непонятое, принести текст с пометками с собой) в абсолютном большинстве случаев достаточно, чтобы завязалась оживленная и главное плодотворная дискуссия. (Для того, чтобы быстро найти место, которое предлагается обсудить, все абзацы каждой темы пронумерованы по порядку.)
Поскольку это группа равных, я в качестве модератора в основном слежу за тем, чтобы высказывающиеся не перебивали друг друга и чтобы вопрос, поставленный кем-то, был понятен остальным (иногда для этого его надо повторить или переформулировать).
В малой тесной группе ни у кого практически нет шансов “отсидеться”, отмолчаться. Даже те, кто не любит и не собирается говорить, чаще всего самой энергией общей дискуссии увлекаются и вовлекаются в разговор. Кроме того, естественно, объяснение другим своей точки зрения приводит к лучшему уяснению ее себе самому.
В завершении обсуждения какого-либо фрагмента, перед тем как двинуться дальше или разойтись до следующей встречи, я подвожу итоги и высказываю свое мнение (если оно отлично от уже прозвучавших).
Что касается количества встреч; в принципе одну тему можно обсудить за час-полтора. Но обычно обсуждение длится гораздо дольше. Я никогда не останавливаю его словами типа “достаточно, пора двигаться дальше” (за исключением тех случаев, когда дискуссия очевидно начинает двигаться дважды по одному кругу или из-за признаков усталости присутствующих). Более того, чем больше встреч приходится на одну тему, тем более успешным я считаю обсуждение - значит его участникам было интересно, значит они находили все новые и новые повороты мысли, достйные внимания.
И несколько замечаний напоследок.
1. При первой встрече я всегда оговариваю - цель таких обсуждений не в том, чтобы сделать из участников кружка “истинных марксистов”. Это смешно и просто невозможно даже после подробного обсуждения этих самых базовых, но и самых начальных текстов. Без самостоятельного чтения в дальнейшем гораздо более широкого круга источников (в конце концов марксизм это громадная традиция с почти двухвековой историей, с множеством течений и школ) невозможно подлинное знакомство с “философией практики” и тем более овладение ее методом. Обсуждая эти 6 тем, мы знакомимся лишь с алфавитом марксизма. Для того, чтобы складывать из него слова, а тем более предложения и абзацы - нужно проработать гораздо больше книг. Но и без алфавита этот процесс не начнется.
2. С Марксом можно и нужно спорить. Но прежде чем спорить, нужно понять мысль классиков. Очень часто претензии к ним основаны или на добросовестном заблуждении или на прямом искажении их идей, и спор превращается в то, что в философии называется “логомахия”, когда один спорит о зеленом, а другой о квадратном. Так вот задача наших встреч, как я ее себе понимаю, не столько убедить в непогрешимости классиков, индоктринировать, сколько понять их - а потом уже спорить, соглашаться, развивать, может быть даже отвергать.
3. 90% этих текстов относятся к 19 веку. Но в процессе обсуждения неизбежно возникают параллели с веком 20-м (особенно с историей СССР) и веком 21-м. Я никогда не обрываю эти уходы в другие времена, но каждый раз подчеркиваю - чтобы судить о таких экстремально сложных вопросах, как история 20 века или история СССР, недостаточно прочитать несколько десятков страниц из Маркса и Ленина. Многое из того, что происходил в 20 веке и происходит в 21-м, было “запрограммировано” в мысли классиков - но далеко не все. На основании текстов 19 века мы можем говорить о последующих событиях и процессах только в самом первом приближении. Если это условие держать в голове, то можно и нужно, конечно, при обсуждении, например, опыта Парижской коммуны говорить об Октябрьской революции или, скажем, о мексиканских сапатистах. И это вполне может стать одним из самых интересных моментов встреч в таком кружке.
4. Неизбежно множество вопросов вызывает “экономический детерминизм” в марксизме. Поэтому после обсуждения всех 6-ти тем, полезно вернтуься к этой проблеме и обсудить главу “Противоречие и сверхдетерминация” из книги Луи Альтюссера “За Маркса”, где ставится под вопрос такой детерминизм - это придает важное “стереоскопическое” измерение данной проблеме.
Не менее жаркие дискуссиии вызывает всегда вопрос определения классов в сегодняшних обществах и вообще классовой структуры общества сегодня. Аналогично, после окончания этого “краткого курса” полезно обсудить статью ведущего исследователя классов в современном мире Эрика Райта “Марксистские концепции классовой структуры”.
И, наконец, особую сложность представляет приложение в первую очередь социально-политико-экономического метода марксизма к такому “тонкому” вопросу и проблеме как искусство. Здесь я бы посоветовал в конце курса отдельно обсудить блестящий образец такого приложения, статью Льва Троцкого “Формальная школа поэзии и марксизм” из книги “Литература и революция”.
Это - лишь 3 варианта продолжения из миллиона других возможных. Они ни в коей мере не являются “завершением” марксистского образования, даже начального, а только расширяют русло, в котором надо двигаться самостоятельно.
Владислав Софронов