В России, тем временем, сняли экзистенциальный боевик из жизни полиционеров — «Майор» (2013).
Дивное зрелище, сделанное по всем правилам жанра, слизанное с лучших американских образцов, но с местным колоритом, ох.
Длинные бессмысленные рязанские зимние пейзажи. Куда-то мчится черная бэха, заработанный честным полицейским трудом.
Потом череда случайностей, какая бывает в кино, и много трупов.
Пересказывать сюжет, пожалуй, не стоит, потому что предугадывать его и разочаровываться — главный смысл экзистенциального боевика.
В целом, думаю, фильм добросовестно передает нравы, роль и функции российской полиции в современном обществе. То есть очерняет по-страшному, приближая к истине.
Чего не бывает в реальности, так это двух вещей.
Во-первых, почти никогда нет человека с ружьем, который приходит убивать полицейских. Это даже в фильме сыграно страшно ненатурально. То есть паника в РОВД сыграна хорошо. Страх мента изображен в полный рост, как нужно. А вот актер с ружьем не знает, куда деть руки и выражения лица у него игрушечное. В этом вся наша проблема.
Во-вторых, в природе не существует совестливых майоров с открытыми моральными ранами. Они все отсеиваются и увольняются еще на ранних стадиях службы. Говорят, кстати, героический Дымовский сейчас сидел по административке за то, что скрылся с места ДТП. Ну, в любом случае, на службе остаются только самые рафинированные образцы, других система не держит, Достоевского в полиции не читают. Гуманистический посыл режиссера Быкова о том, что майор тоже человек — чистейшее фэнтези.
Бомж в изоляторе эту неправду вскрывает, когда фантастический майор в душевных терзаниях не дает ему спать. Вообще, доверие народа к полиции в фильме показано хорошо. Все одним миром мазаны: прежде чем довериться, нужно войти в положение подонков, иначе никак.
Что вдохновляет несказанно: современное искусство настойчиво демонстрирует, что единственный язык, который понимает российский мент, — это когда к нему приходят с ружьем, убивать. Шанс на правосудие и справедливость у вас появляется, если вы приморский партизан. Не знаю, насколько это соответствует действительности на самом деле, но это нам показали в «Счастье моем» Лозницы, в «Долгой счастливой жизни» Хлебникова и даже, прости господи, в «Саньке» Прилепина. Вот и тут тоже.
Честный мент, работающий не за палки, а на совесть, остался в качестве эндемика только в поделках НТВ, снятых для лохов. С чего бы это такой заговор против вас, а, товарищи офицеры?
Этико-экономический вывод, который напрашивается: рыпаться не нужно, а то всем хуже будет. Нужно жить по традиции и не противоречить начальнику РОВД ни в чем. Начальник лучше знает, как все устроено. Куча людей остались бы живы, если бы все было, как принято.
Социально-политические резюме, по-моему, в том тривиальном тезисе, что именно полиция является цементирующим компонентом, каркасом нынешнего российского дерьма. Воруют и гадят все по мере сил, но полиция еще и охраняет этот порядок вещей с оружием в руках.
Ну, вы посмотрите фильм. Приятного просмотра. И с днем милиции.
Originally published at kmartynov.com. You can comment here or there.