Заявление Деса Далтона, председателя Республиканской Шинн Фейн, в связи с кончиной Руари О’Брэди, почетного главы и бывшего председателя партии.
Руари О’Брэди был ключевой фигурой ирландского республиканского движения второй половины XX века. Он воплощал сущность республиканской традиции, высочайший уровень верности, долга, честности и преданности делу свободы Ирландии.
С 1950 г. он работал во всех уровнях республиканского движения, и с 1956 г. он с небольшим перерывом нес нелегкие обязанности руководителя национального уровня. Руари был человеком огромных способностей и как политик, и как солдат. Он занимал высокие должности председателя Шинн Фейн, начальника штаба Ирландской республиканской армии и ТД [депутата нижней палаты ирландского парламента] от Лонгфорда и Уэстмита в 1957-61 гг.
В критические моменты истории республиканского движения Руари О’Брэди, вместе со своим близким другом и соратником Дахи О’Коннелом, противостоял реформистским силам, стремившимся превратить революционное движение за национальное освобождение в легалистскую политическую партию – впервые в 1969-70, затем в 1986 г.
Для Руари основные принципы свободы Ирландии были ясны и показывали политический путь. Он отвергал любой культ личности, всегда предупреждая, какую опасность несет подмена дела ирландской национальной независимости следованием за отдельной личностью. Во времена, когда наше чувство идентичности быстро исчезало, когда наш народ лишился гордости за свою культуру и историю, Руари О’Брэди был неустанным защитником ирландского языка, который он рассматривал как краеугольный камень нашей уникальной национальной идентичности.
Как Патрик Пирс, он считал, что Ирландия должна быть не только гэльской, но и свободной; не только свободной, но и гэльской.
Как ирландский республиканец, он полностью разделял мнение Теобальда Вольф Тоуна, что самоназвания «протестант», «католик» и «диссентер» должны уступить место общему названию ирландцев и ирландок.
Он сыграл ключевую роль в выдвижении программы Éire Nua [Новой Ирландии], федеративной Ирландии на основе четырех провинций, основанной на принципах действительной децентрализации принятия решений, при условии полной партисипативной демократии с участием всех групп ирландского народа как основателей Новой Ирландии. Такое демократическое предложение должно было обеспечить сохранение политического влияния юнионистского меньшинства в Новой Ирландии. Он был одним из республиканских руководителей, участвовавших во встрече с представителями юнионистов и лоялистов в Фикле (графство Клэр) в 1974 г. и в дальнейшем поддерживал переговоры МакБрайда-Боула, саботированные министром правительства 26 графств.
Приверженность Руари О’Брэди и Дахи О’Коннелла принципам несектантской и плюралистской Ирландии заставила их оставить посты президента и вице-президента Ирландии, когда программа Новой Ирландии была отвергнута реформистской кликой, начавшей свою деятельность в республиканском движении в начале 1980-х.
Для Руари О’Брэди вопрос британского правления в Ирландии не терпел отлагательства. Основываясь на опыте истории Ирландии, он считал, что оно было причиной конфликта и несправедливостей по отношению к Ирландскому народу. Стормонтское соглашение 1988 года он расценил как негодный документ, служащий только укреплению британского правления, и одновременно институционализирующий и таким образом усиливающий религиозное разделение. Анализ Руари О’Брэди был подтвержден рядом независимых исследований, показавших роль религиозного разделения в 6 графствах после 1998 г. Экономически и политически угнетенная, разделенная Ирландия далека от видения Новой Ирландии такими ирландскими республиканцами, как Руари О’Брэди.
В предисловии к биографии Руари О’Брэди, написанном профессором Робертом Уайтом, журналист Эд Молони назвал Руари последним или одним из последних ирландских республиканцев. В этих словах есть доля истины, но всё же дело обстоит не так. Благодаря делу всей жизни Руари О’Брэди он не стал последним республиканцем, а обеспечил преемственность ирландского республиканского движения, передав факел следующим поколениям.
Мы, члены Республиканской Шинн Фейн, гордимся им как нашим председателем и затем почетным главой, человеком большого ума, наделенным гуманизмом и сочувствием к угнетенным как в Ирландии, так и во всем мире. Мы чтим его память и клянемся в его честь продолжать его дело, следовать тем принципам, которые отличали его как человека и патриота. Мы выражаем глубокие соболезнования его жене Пэтси и семье О’Брэди. Ar dheis dé go raibh a anam dílis [Царствие ему небесное].
Биография Рори О’Брэди:
1932: Родился в Лонгфорде.
1950: Вступил в Шинн Фейн.
1951: Присоединился к ИРА.
1955: Участник атаки на казармы в Арборфильде.
1956: Заместитель командира колонны Тилинга, Юж. Фермана.
1957: Избран депутатом ирландского парламента от Лонгфорда и Уэстмита.
1958: Вместе с Дахи О’Коннеллом бежал из лагеря Курах.
1958-9 и 1960-62: Начальника штаба ИРА.
1966: Республиканский кандидат в Фермане и Южном Тироне.
1970-83: Председатель Шинн Фейн.
С 1987: Председатель Республиканской Шинн Фейн.
2009-2013: Почетный глава Республиканской Шинн Фейн.
Семья: жена - Пэтси, шестеро детей: Мэйт, Рари-младший, Конор, Дейдре, Энее, Кольм, внуки и правнук.
Профессия - учитель средней школы.
Перевел Юлий Михайлов
Примечание переводчика. Не будучи марксистским по идеологии, радикальное крыло Временной Шинн Фейн, в 1986 г. выделившееся в Республиканскую Шинн Фейн, тем не менее представляло собой альтернативу современному курсу Временной Шинн Фейн на встраивание в легальную буржуазную политику. Надеюсь также, что этот текст поможет в борьбе с превратным представлением об ирландских республиканцах как о «католиках, противостоящих протестантам», тогда как в реальности они борются за единство своей страны и народа вне зависимости от конфессии (программа РШФ, в частности, содержит требование полного отделения государства от церкви).