Одна из странных вещей в современном мире – это статус так называемого цифрового пиратства.
Под этим термином понимается как минимум два совершенно разных явления, которые в угоду корпорациям и с их подачи сведены в языке и массовом сознании воедино.
С одной стороны, есть пираты, которые копируют чужую музыку, фильмы и программы, а затем продают их в полупромышленных масштабах, обогащаясь за этот счет. Такие пираты вполне заслуживают свое прозвище. Да и то с их статусом в культуре все не так просто – трудно однозначно записать их в негодяи. Во-первых, если вы крадете цифровую копию для продажи (а чаще покупаете ее), то оригинал не исчезает. Представьте себе настоящих пиратов, которые плавают по Карибскому морю, грабят корабли, но товара на кораблях не становится меньше – разве что его ценность несколько снижается за счет роста предложения. Во-вторых, пираты сыграли очень важную роль в образовании и просвещении развивающихся стран. Если бы не пираты, мы бы никогда не узнали, что такое Photoshop, его легальная копия слишком дорогая.
Что еще более важно – и это вторая сторона – сегодня большая часть “пиратов” занимается просто тем, что выкладывает купленный цифровой контент в сеть, через торренты и файлообменники, не извлекая из этой никакой выгоды и в сущности никого не грабя. Скажем, если я хочу задать студентам книгу, то по правилам нынешнего мира университет должен ее купить в библиотеку, ее должны привезти, и только потом студенты идут ее читать, а “сбросить по почте файл” с Amazon Kindle вообще-то нельзя, незаконно. Когда я так делаю, я пират. Или если я дам друзьям послушать копию нового альбома Боуи, то это тоже очень плохо и за такие вещи теоретически могут посадить. В мире, где копирование информации ничего не стоит, а число “друзей” может насчитывать тысячи человек на Facebook, все эти правила из старого мира выглядят как полный абсурд. Никто же не пытался привлекать к ответственности людей, которые давали почитать книги товарищу? Или библиотеки, занимающиеся тем же самым? Или музыканта, играющего “нелицензионный” домашний концерт по нотам Прокофьева? Но если выбирать между абсурдом и защитой прибыли – зачастую воображаемой, недополученной, всегда побеждает именно защита прибыли.
Интересно, что многие “пираты” второго вида с радостью соглашаются с таким романтическим определением своей деятельности и своих ценностей и даже образуют различные “Пиратские партии”, использующие соответствующую символику. Тем самым, по-моему, совершается подлог. В современном мире пиратством называют просто наше желание делиться тем, что нам нравится, с теми, кто по каким-то причинам дорог нам.
И вот это последнее уже просто свинство.
Originally published at kmartynov.com. You can comment here or there.