Интифада или обострение классовой борьбы?
Прислано Frankenstein 07 2008 22:45:00
«Жизнь всегда была такова, и никто не имел желания попытаться изменить ее. Встречаясь друг с другом, ругали начальство - говорили и думали только о том, что связано с работой. Возвращаясь домой, ссорились с женами и часто били их, не щадя кулаков.
Молодежь сидела в распивочных или устраивала вечеринки друг у друга, пела похабные, некрасивые песни, сквернословила и пила. Вечером лениво гуляли по улицам, и тот, кто имел галоши, надевал их, если даже было сухо, а имея дождевой зонтик, носил его с собой, хотя бы светило солнце.
В отношениях людей всего больше было чувства подстерегающей злобы, люди рождались с этою болезнью души, наследуя ее от отцов, и она черною тенью сопровождала их до могилы, побуждая в  течение жизни к ряду поступков, отвратительных своей бесцельной жестокостью.
Жизнь рабочего везде одинакова, и никто не пытался изменить ее».
Максим Горький  «Мать»

Это жесткое описание молодежного быта начала прошлого столетия, мало чем отличается от сегодняшней жизни «плохого» квартала современного города в любой точке земного шара. Впрочем, особенностью постиндустриального капитализма  в сравнении с горьковскими реалиями являются многомиллионная армия безработных и стремительная интернационализация рабочего класса. Если в прошлом столетии космополитизм являлся прерогативой буржуазии и интеллигенции, то в эпоху глобализации был сформирован принципиально новый тип – интернациональный пролетариат.
Безусловно, среда, в которой формируется самосознание нового поколения рабочих, – крайне конфликтна. Особенно интенсивно этот конфликт протекает в богатых странах со слабо развитой социальной составляющей – США, Австралии, и Франции. В то же время недовольство рабочего класса этих стран пока принимает форму стихийного бунта, не подкрепленного идеологически. 
Вопреки распространенному заблуждению о существовании «французского социализма», Франция является страной жестко капиталистической, даже несмотря на многолетнее пребывание у власти социалистов, а знаменитые миттерановские социальные программы были направлены не на не повышение уровня жизни социально незащищенных слоев населения, а на развитие промышленности, здравоохранения, науки, образования, культуры. 
Впрочем, эта политика, которая, как полагают адепты «либерального капитализма», должна повышать самосознание народа, в итоге лишь усугубляет противоречия буржуазного общества, а французский молодежный бунт осени 2005 года можно считать самым масштабным выступлением рабочего класса в новом тысячелетии.
Молодежный бунт в постиндустриальную эпоху, или Восстание меньшинств
Первым примером реализации этой новой формы классовой борьбы, и, до недавнего времени, самым масштабным выступлением, стало восстание в Лос-Анджелесе, позднее перекинувшееся на другие города Северной Америки – Детройт, Цинцинатти, Чикаго, Нью-Йорк, Лас-Вегас, Сан-Франциско, Сиэтл и даже Торонто.
Это неоднозначное с этической точки зрения событие подвело итог двенадцатилетнего пребывания у власти сторонников социального неравенства – клана Рейгана-Буша-старшего.
Причиной для возникновения массовых беспорядков стало вынесение судом оправдательного приговора по делу лос-анджелесских полицейских, жестоко избивших темнокожего автомобилиста Родни Кинга, управлявшего машиной  в нетрезвом состоянии. Белых присяжных в суде графства Вентура не смогли убедить даже такие неоспоримые доказательства вины служителей закона, как видеозапись сцены избиения, сделанная очевидцами события.
В свою очередь, критики движения в защиту прав афроамериканского меньшинства, предпочитают акцентировать внимание на сопутствовавших бунту фактах грабежа и мародерства, забывая, что главной причиной, заставившей рабочую молодежь выйти на улицы, стал вопиющий факт даже не расовой, а по сути, классовой несправедливости.
Романтика лос-анджелесского бунта позднее была воспета в американском искусстве 90-х. Этому событию были посвящены песни звезд хип-хопа:  Ice T, Ice Cube, Sublime и Dr.Dre, а культовый фильм Спайка Ли «Малькольм Х» по мотивам биографии одного из лидеров движения «Нация Ислама» открывает сцена избиения Родни Кинга.
Впрочем, организованная и раскрученная желтой прессой кампания по разжиганию взаимной вражды рэпперов Западного и Восточного побережья США (итогом которой стала смерть лидеров хип-хоп-сообщества Тупака Шакура и Notorius B.I.G.), а также показательный процесс, оправдавший афроамериканского миллионера – спортсмена и актера О’ Джея Симпсона, убившего свою белую жену и ее любовника, временно остановили волну массовых протестов, сформировав в сознании американского обывателя образ «черного погромщика».
Документальные съемки лос-анджелесских событий, в свою очередь, были использованы французским режиссером Метье Кассовицем в фильме «Ненависть» (смотрите: http://ghetto.in.ua/article.php?ID=6&AID=147&PHPSESSID=9eae629457e9d18f8954b968a450fa41), главной темой которого, также стала тема молодежного бунта против бытующего в бедных пригородах Парижа полицейского произвола. Ретроспекция американского бунта, а также происхождение главных героев фильма (негр, араб и еврей) недвусмысленно символизируют интернациональный характер традиции молодежной протестной культуры постиндустриального гетто.
Следует отметить, что описанные Кассовицем события происходят в период, когда действующий президент Франции и лидер правой голлистской партии Жак Ширак занимал пост мэра Парижа. Сегодня Ширак, окончательно избавившийся от коалиции с левыми, вынужден столкнуться с проблемой бунтующей молодежи уже в масштабах страны. Кстати, сам генерал Де Голль в 1968 году под давлением волны протестов левого студенчества был вынужден подать в отставку.
Катализатором новых молодежных протестов в рабочих гетто, как в свое время в университетских городках, служит полицейский террор, вызванный стремлением властей очистить города от социально неблагополучного элемента и  обеспечить тем самым рост цен на недвижимость. Нужно понимать, что единственным способом обеспечить себя средствами к существованию у безработных является прямое или косвенное участие в деятельности мелкого криминалитета и, таким образом, полиция, приезжая в любой пользующийся дурной репутацией район, имеет основания арестовывать буквально каждого встречного.
Это стремление к «зачисткам» городских кварталов от социально неблагонадежного элемента подталкивает землевладельцев и власти к осуществлению террора не только полицейского. Например, в июле 2005 года в дешевых парижских отелях, где снимали квартиры иммигранты из африканских стран, произошли несколько загадочных пожаров, унесшие жизни десятков людей, в том числе, детей. Французские власти в лице популистского политика и министра внутренних дел Николя Саркози назвали в качестве основной версии причины пожара неосторожное обращение с огнем. То есть, обвинили самих жителей отелей. Иммигранты, в свою очередь, настаивают на версии поджога, резонно заявляя, что возгорания возникли в нескольких зданиях почти одновременно. Тем более что сами здания расположенные на границе трущоб и респектабельных кварталов были после этого насильственно расселены, а некогда принадлежавший пролетариату квартал будет в ближайшее время перестроен и заселен буржуазной публикой.
Выселение неимущих городскими землевладельцами с целью обеспечить повышение цены на недвижимость также нередко становится причиной социальных протестов в американских городах. Например в Нью-Йорке – в «Лоуэр Ист Сайд» и Гарлеме. Но в полной мере цинизм буржуазной власти по отношению к населению рабочих районов проявился в ходе техногенной катастрофы в Новом Орлеане. Тогда единственной социально незащищенной категорией населения оказались потерявшие работу и крышу над головой жители бедных кварталов. В то же время, масштабная операция по восстановлению разрушенного города уже сегодня стимулировала повышение цены на недвижимость в Луизиане на 50 – 100%.
Массовые протесты жителей города, были представлены мировыми массмедиа исключительно как  преступные действия банд мародеров, в то время, как безупречные мужчины в белых рубашках подсчитывали будущие доходы от щедро оплачиваемых государственных подрядов на восстановление города.
Во многом именно опыт жителей Нового Орлеана, продемонстрировавший бессилие системы в условиях чрезвычайной ситуации, вдохновил на массовый бунт молодежь европейского гетто.
Исламский фактор
Миф о «войне цивилизаций», созданный и муссируемый современной буржуазной пропагандой, служит идеальным инструментом манипуляции сознанием западного обывателя в условиях надвигающегося экономического кризиса. Впрочем, если в США враг является скорее виртуальным, то в странах Европы, где выходцы из мусульманских стран составляют существенный процент населения, актуализация темы международного исламского терроризма грозит обернуться прямым гражданским конфликтом. Последствиями которого станет не только растущее отчуждение городского гетто, но и рост национализма среди европейского населения страны, направленного против иностранных рабочих. Сегодня, наблюдая за французскими беспорядками, мы становимся свидетелями попыток буржуазных СМИ представить классовый конфликт в парадигме христианско–мусульманского противостояния. Даже изданные исламскими лидерами Франции «фетвы», осуждающие участников протестов, не могут изменить спекулятивную позицию европейских медиа, а образ французского рабочего, выступившего против полицейского произвола, прямо связан с образом агента международного терроризма.
Антиисламская карта как инструмент дискредитации массовых протестов разыгрывалась американской прессой в ходе освещения событий 2001 года в Лос-Анджелесе. Впрочем, на тот момент пугало «исламского терроризма» не было столь популярным, и для дискредитации афроамериканской молодежи были использованы другие средства антирабочей пропаганды – обвинения в необразованности, аморальности, мародерстве и отсутствии каких-либо позитивных целей. Правда, некоторые СМИ уже тогда акцентировали внимание зрителя на участии в беспорядках членов общины афроамериканской мусульманской общины «Нация Ислама».
Обвинения в варварстве звучат и в адрес участников бунта во Франции, а политкорректный «Ковбой» (прозвище, которое дал французскому президенту заокеанский коллега) Ширак даже сделал соответствующее заявление, мол, нация, в целом  оказалась под ударом хулиганов, не имеющих ни родины, ни убеждений, ни религии. Впрочем, образования современным хулиганам хватило не только на то, чтобы организовать гражданское сопротивление на территории всей Франции (и некоторых соседних государств), но и координировать действия посредством Интернета.
А участников прошлогоднего антиполицейского бунта в Сиднее обвинить в симпатиях к боевикам «Аль-Каиды» просто невозможно. Многочисленная мусульманская община Сиднея и иммигранты (пусть даже в третьем поколении) не имели никакого отношения к массовым протестам, инициаторами которых стали представители коренного населения страны – община австралийских аборигенов.
Последствия
Независимо от результатов уличного противостояния, положение французского правительства является критическим, а восстановление гражданского мира в стране  возможно лишь в случае отставки последнего и проведения досрочных выборов.
Несомненно, на выборах будет наблюдаться поляризация общественного мнения, а основными претендентами на победу станут не правоцентристы из партии «Союз демократов в защиту республики» – Ширак и Вильпен, а социалисты (возможно, в тактическом союзе с коммунистами и троцкистами) и ультраправые. При этом симпатии большинства французов, будут, скорее, стороне левых. В таком случае, после поражения социал-демократов на выборах в Германии, завершившего эпоху правления левых в странах центральной Европы, зона «евросоциализма» сместится на юго-запад континента и будет включать Францию, Испанию и Португалию.
Французское правительство, которое согласно планам Белого Дома должно было осуществлять международное давление на Сирию, будет вынуждено пересмотреть свои внешнеполитические приоритеты, а проживающая в стране арабская диаспора впервые заставила французский политический истеблишмент уважать собственное мнение.
Антон Малер
"Новый Понедельник"
Справка:
Согласно результатам опроса общественного мнения, который в октябре 2005 года проводила по заказу газеты «Либерасьен» социологическая компания LH2, более 70% населения Франции выступает против капитализма, который, по мнению 41% респондентов, означает эксплуатацию человека человеком. В то же время 45% охарактеризовали капитализм как накопление богатства небольшой группой лиц.
Также смотрите:
Взгляд на "Мечеть Парижской богоматери" - http://communist.ru/root/archive/culture/mechet.notre.damm
Политэкономия иммигрантских волнений - http://communist.ru/root/archive/world/politeconomy.of.immigrants.riots
"Хорошо, Париж, горишь..." - http://communist.ru/root/archive/struggle/horosho.gorish.paris
Они жгут Париж. И не только - http://communist.ru/root/archive/world/they.burn.paris
Хип-хоп Франции – голос бунта - http://ghetto.in.ua/article.php?ID=6&AID=147&PHPSESSID=9eae629457e9d18f8954b968a450fa41