Чем болеет коммунистическая пресса?
Прислано Frankenstein 07 2008 22:45:00
С начала образования первых политических партий в 18-м веке и до наших дней, печатные партийные издания остаются главным социально-информационным звеном, связывающим общество с элементами политической системы. Начиная якобинцами c Маратовским ”Другом народа”, через “Колокол” Герцена, Ленинскую “Искру”, и наконец к современным коммунистическим изданиям - вот путь эволюции революционной прессы.
Независимо от последних пятидесяти лет научно-технического прогресса, давшего возможность современным СМИ по истине неограниченные возможности подачи и обработки информации, политическая пресса по прежнему, непоколебимо является доминирующим и массовым каналом взаимодействия социума и его партийных представителей.
Это утверждение тем более покажется правильным, если речь идет об оппозиционных партиях. Даже в странах с развитой демократией, подобные партии в большинстве своем являются ущемленными в количестве отпущенного им эфирного времени. Это прежде всего связано с корыстной спецификой распределения правящими кланами властных ресурсов, к которым в первую очередь принадлежат СМИ. В последнее время наиболее серьезным конкурентом печатным изданиям является интернет, охватывающий все более большое количество пользователей во всем мире. Если сравнивать Россию и развитые страны по использованию населением интернет-технологий, то в отличие от почти 80% показателя на западе только каждый 10-й россиянин имеет такую возможность.
Так что в нашей стране, единственным бесконкурентным каналом доступа к информации политической оппозиции еще долгое время будет оставаться газета.
Российские коммунистические организации имеют большое количество собственных и “сочувствующих” печатных изданий как регионального, так и федерального уровня. Однако такое многообразие отнюдь не явилось залогом успеха и популярности у населения. В последние годы социологами отмечается заметное полевение электората, но при этом, подобный качественный рост почти не отразился на увеличении поддержки российских компартий, а в некоторых регионах наблюдается противоположная картина. Так же увеличивается количество исследователей и политических деятелей, которые связывают эту тенденцию с наличием глубокого кризиса в левой среде.
Этот кризис носит сложный структурно-теоретический характер и может быть охарактеризован только будучи разложенным на несколько более простых составляющих. Одной из таких составляющих являются партийные печатные издания. Именно проведя их подробный анализ, мы попытались выявить несколько совокупных схожих признаков, отражающих общие негативные тенденции к восприятию широких слоев общества левой идеологии.
Во первых: В большей своей массе подача информации осуществляется в виде старомодных штампов и набивших оскомину призывов советской пропаганды. Общий стиль вызывает даже опасения во вменяемости автора. В материалах можно часто увидеть строки сочетающие в себе радикальный сталинизм с откровенной юдофобией, что по всем параметрам не может быть легитимно воспринято большинством населения.
“Трудящиеся братских республик! Разоблачайте агрессивную сущность мирового сионизма”” (Гласность №4(313) 2005 г.).
Так же у читателя может возникнуть образ “Des jives”, так как многие заметки не отличаются друг от друга, составлены в одинаковом агрессивном тоне и даже с набором все время повторяющихся ругательств типа: кровососы, держиморды, рожи и т.д. Соответственно возникают сомнения о целесообразности ознакомления со следующим номером, так как он полностью будет повторять предыдущий.
Можно констатировать серьезный симптом безликости и однотипности подачи информации в левой прессе, жесткое навязывание стереотипов и повторяемость тем.
К большому сожалению, в современном обществе в последнее время человек с коммунистической газетой в руках ассоциируется или с полусумасшедшим, или со стариком. Удивителен тот факт, что читать в том же метрополитене откровенно порнографические журналы людям не стыдно, но попробуйте открыть номер, например “Советской России”, и встретите на себе множество недоуменных взглядов. Увы, но то массовое охаивание средствами массовой информации коммунистической идеологии за последние 15 лет принесло свои горькие плоды, и для преодоления этого необходима большая и серьезная работа, позволившая бы на качественно новом уровне раскрыть привлекательность и правоту марксистского учения.
Во вторых: Так или иначе, но левая пресса стала заложницей “поколенческого фактора”. При всем уважении к старшему поколению, являющимся на данный момент, ядром поддержки коммунистической оппозиции, последняя допустила грубейшую позиционную ошибку, полностью трансформировав свой информационный поток в русло восприятия пенсионеров. В результате этой трансформации возник вакуум заинтересованности остального населения, людей среднего возраста и молодежи. Если проанализировать действия властей в последние годы и реформы по монетизации льгот, начавшиеся с пресловутого 122-го закона, то становится очевидным, что оппозиция испытывает значительные трудности по привлечению всех возрастных категорий граждан под свои знамена, в связи с сугубо векторными непопулярными мерами, направленными, прежде всего на самые незащищенные слои населения - пенсионеров.
Если привести в пример среднестатистического работающего гражданина России, то конечно он негативно относится к реформам по монетизации льгот, но не чувствует их, как говорится, “кожей”. Кремль проводя в жизнь непопулярные реформы позволяет оппозиции задействовать так называемый “живой” cлой населения, тех людей, которых непосредственно затронули эти нововведения и ни процента больше.
Подобные стратегически правильные действия “партии власти” дают последней безусловные преимущества для проведения своей политики, проталкивая нужные ей законы практически безболезненно, что называется, не переходя черту, и не давая шанса оппозиции мобилизировать широкие массы. Речь по сути идет о “классовом”, адресном подходе антисоциальной доктрины. И действительно, если непродуманно ввести закон, затрагивающий живой негатив всего общества в целом, например борьбы с пьянством, или введение нового подушного налога (все помнят знаменитые горбачевские 5%), то последует социальный взрыв, который может привести в лучшем для Кремля случаи к обвалу рейтинга президента, а в худшем, - смене власти в стране. Поэтому непопулярные реформы прививаются властью адресно и “послойно”.
В третьих: Сама специфика раздробленности коммунистической оппозиции порождает клонирование малотиражных изданий с одинаковым содержимым, вводящих читателя в заблуждение своим количеством, а иногда и откровенными нечистоплотными приемами против коллег по флангу.
В данный момент необходимо констатировать отсутствие сильной единой, независимой от междоусобных склок, газеты левой оппозиции. Газеты, которой просто необходимо стать альтернативой проправительственным СМИ. Настало время современным коммунистам использовать ту самую методику влияния на общество запрещенной диссидентской литературы, противниками которой они в свое время были.
В Российском обществе в атмосфере пресыщенности и вседозволенности любого “чтива” уже возникли предпосылки настальгирования по времени запрещенных изданий. В то же время, все более отдаляясь от народа, властная элита и президент, вводя цензуру и контроль за федеральными СМИ, тем самым реально способствует появлению нелегальной литературы.
Все три вышеописанных фактора сегодня, к сожалению, являются реалиями левых печатных изданий и неизбежно ведут к маргинализации и исчезновению самих коммунистических организаций с политической арены. Необходима качественная реформа, как модернизации марксистко-ленинского учения к современным условиям, так и механизмов подачи информации в прессе. Похоже, все это понимают и сами коммунисты. Все чаще в своих выступлениях Г.Зюганов, В.Тюлькин, Пригарин и другие лидеры ставят на первое место задачи реформирования собственных СМИ и программных документов для преодоления кризиса легитимности.
aglob.ru