Комиксы как жанр массовой культуры
Прислано Integral 27 2012 02:50:17

Обычно, читая рецензии на кинокомиксы, я только качаю головой. Нет, в целом все верно, и фильм действительно снят так, как написано, но в анализе практически всегда присутствует несколько ошибочных моментов. Во-первых, попытки рецензентов рассматривать фильм как отдельную историю отдельного героя, игнорируя контекст, который производителями фильма учитывается, потому что снимаются эти фильмы не в последнюю очередь для фанатов комиксов. Во-вторых, перечисление через запятую "супергерои Бэтмен, Супермен и Человек-паук" заставляет меня морщиться, примерно как перечисление "коммунисты Ленин, Сталин и Обама".

Понятное дело, комикс считается низким жанром (кинокомикс в том числе). Однако, не будем забывать, что комиксы придумали коммунисты, чтобы оболванить американскую молодежь. Подобная рекомендация просто обязывает левых проявить самое пристальное внимание к этому жанру массовой культуры, который на самом деле не хуже любого другого.

Супергерои, за небольшими исключениями вроде Хеллбоя, комиксы про которых печатаются независимыми издательствами, живут в двух Мультивселенных - DC и Marvel. В каждой из них есть сотни миров, десятки альтернативных вариантов развития событий, иногда очень смешных, свои боги и инопланетяне. У каждой из них по несколько запутанных хронологий, отягощенных многочисленными перемещениями персонажей во времени. Уследить за ними сложно, но возможно, и связность повествования, представленного сотнями разных комиксов, не нарушается, создавая контекст, в котором и следует рассматривать события каждой отдельной истории.

Истории героев внутри одной Мультивселенной постоянно пересекаются. Фактически кроссоверы (эпические истории с участием множества героев этой Мультивселенной) уже стали основной формой комиксов, заняв место классических историй одного персонажа, в которых изредка появлялись персонажи других комиксов. Жанр комиксов постепенно взрослеет. Из подростковой мечты о герое, в одиночку наводящем в мире порядок он эволюционировал в юношеские истории о коллективных действиях против зла, социальных проблемах и попытках найти понимание с другими.

Случаи же пересечений между Мультивселенными можно буквально пересчитать по пальцам. Я могу припомнить только два. Однажды издательства выпустили комикс об их столкновении, состоявший из череды поединков известных персонажей (оттуда взята картинка к посту), плюс еще несколько лет назад выходила настольная карточная игра VS System, которая формально была представлена как две игры, но с одинаковыми правилами, что позволяло столкнуть на игровом столе персонажей DC и Marvel.

Но это редкость. В основном продукция издательств не пересекается.

К супергероям DC относятся Бэтмен, Супермен, Чудо-женщина, Зеленый фонарь, Флэш.

К супергероям Marvel относятся Человек-паук, Фантастическая четверка, Люди X, Сорвиголова, Тор, Железный человек, Халк, Капитан Америка.

Позже появившееся издательство Marvel занимает несколько большую долю рынка в США (45%), нежели DC (31.5%).

Участники олигополии едва ли могут быть социально и политически нейтральными. Подобно тому, как Пепси-кола напиток демократов, а Кока-кола - республиканцев, два крупнейших издательства комиксов ориентируются на разную аудиторию.

Комиксы DC более консервативны. Вероятно, одной из причин этого является то, что издательство DC начало выпускать свои истории чуть ли не в 20-ые годы XX века. С тех пор многое изменилось, но не всегда это можно заметить, глядя на героев DC. Два главных персонажа DC, Супермен и Бэтмен, это по сути реднек и миллиардер. Типичный электорат "Чайной партии". Комиксы DC меньше затрагивают социальные проблемы, они более эскапистские - достаточно сказать, что и Супермен и Бэтмен, в отличие от героев Marvel, живут в выдуманных городах. Впрочем, эскапизм эскапизмом, а классовая позиция видна достаточно ясно:

Участники акции протеста «Occupy Wall Street» попадут в новый и заключительный фильм про Бэтмена. Съемки третьей части саги режиссера Кристофера Нолана «Воскрешение темного рыцаря» пройдут в Нью-Йорке. По сюжету в Готэме, вымышленном городе, в котором происходит действие фильмов о Бэтмене, будут проходить митинги и протесты, однако конкретное название акции «Occupy Wall Street» в сценарии прописано не будет.

Толпа вооруженных голодранцев, которых усмиряет Бэтмен в новом фильме - это #occupygotham, как его себе представляют правые.

Герои Marvel гораздо более живые и актуальные, эта Мультивселенная старается идти в ногу со временем (буквально). Большинство персонажей Marvel живет в реально существующих местах (преимущественно в Нью-Йорке) и сталкивается с реально существующими проблемами. Преследуемый беспринципными военными Халк, борющиеся против дискриминации люди X, легендарный боец-антифашист Капитан Америка, всеми презираемый, но убежденный в своей правоте Каратель, борющийся со своей болезнью Блейд. Даже миллиардер Тони Старк, более известный как Железный человек, гораздо интереснее Брюса Уэйна. Он конфликтует с правительством и в конце концов вообще отказывается от производства оружия, дабы сосредоточиться на полезной человечеству мирной энергетике.

Вселенная Marvel иногда прорывается в наш мир вот таким, например, образом:

Marvel создала нового супергероя ради ребенка-инвалида

Трудно представить аналогичную ситуацию для DC Comics. Их герои не носят слуховые аппараты, они носят галстуки на шее и Луис Лейн на руках. А из слабостей у них разве что уязвимость к несуществующим минералам.

P.S. Напоследок вот вам интересная таблица - религиозная принадлежность героев комиксов. Да, у них она тоже есть. Халк католик. Электра из фильма Сорвиголова, про которую потом был снят отдельный фильм, принадлежит к Греческой Православной Церкви. Интересно, что Черная Вдова, появившаяся в недавнем фильме Мстители - русская православная коммунистка (Russian Ortodox Comuunist). Я тоже таких людей знаю, ага.