Примерно сто лет назад в США зародилось новая культура. Ее адепты утверждали, что технология обмена информацией, доступная к тому моменту всем и каждому, изменит мир. Люди станут свободно общаться друг с другом, преодолеют наконец национальные и языковые ограничения, станут делиться идеями, из пассивных обывателей превратятся в творцов своих жизней. Этой технологии предрекали бесконечные образовательные, научные и, главное, коммуникационные возможности. Речь, разумеется, шла о радио.
Правда, уже в 1912 году частоты свободного пользования, открытые для радиолюбителей, были ограничены, введено государственное лицензирование. Десятилетием позже американские радиоволны было поделены между тремя национальными вещательными корпорациями. Мечта об обществе свободных граждан, обменивающихся сообщениями друг с другом без посредников, ушла в прошлое. Радиоприемник с музыкой, развлекательными программами и новостями стал надежным другом каждой американской семьи, а вот немногочисленные длинноволновые передатчики остались пылиться в дальних комнатах. Оказалось, говоря сегодняшним языком, что контент приятнее потреблять, чем создавать.
Мораль этой радиосказки понятна. Мы сегодня тоже считаем интернет новаторским медиа, который перевернет социальную реальность. Пользователи сети — это совсем не те старые пустоголовые телезрители, говорим мы. Это образованные, самостоятельно мыслящие, ответственные индивиды. Жаль, что их пока не так уж много (тут мы обычно вздыхаем).
В 1990-е интернет, забывший о своих научных и военных корнях, представлял собой пеструю мешанину отдельных небольших сайтов. Даже самая захудалая веб-страничка претендовала на уникальность, а заодно на отражение уникального внутреннего мира своего автора. Термин «веб-серфинг» появился именно в ту эпоху, и тогда эта метафора путешествия в сети еще что-то значила.
Современный интернет совсем не такой. Людям не хочется возиться с созданием собственных интерфейсов, как когда-то не хотелось изучать принципы работы радио. Наступило время стандартных решений — социальных сетей и массовых площадок для блогов. Бывшие веб-революционеры, стоявшие у истоков сетевой культуры и успевшие состариться вместе с ней, проклинают эти изменения.
Подмечено, что стандартизация интерфейсов не проходит бесследно для самого содержания наших страниц. В социальных сетях мы становимся похожими друг на друга. В сети проникли профессиональные медиа, поэтому нам уже нет необходимости создавать собственный контент. Наше участие в информационной картине мира ограничивается простейшими комментариями, которые пишутся без всякой надежды найти вдумчивого читателя. До логического завершения все это доведено в концепции «лайка».
И все же время печали еще не пришло. История с радио подсказывает, что речь идет скорее о естественном ходе вещей. Нужно изучать динамику развития интернета и попутно избавляться от мифов. Одним из таких мифов является уже упомянутое утверждение, согласно которому есть «партия интернета» и «партия телевизора». Сто лет назад, наверное, что-то подобное тоже писали о передовых радиолюбителях и безмозглых читателях газет, но сейчас ошибку можно не повторять. Известно, 46% жителей России сегодня охвачены сетью, а аудитория «Яндекса» уже сравнялась с аудиторией «Первого канала». Другой вопрос — что мы можем сказать о всех этих людях сети. Ведь они действительно могут заявлять о своим присутствии.
Вершина айсберга — это трендовые социальные сети и площадки, Facebook, Twitter, LiveJournal. Они постоянно обсуждают самих себя, подобно тому, как телевизионный прайм-тайм забит «звездами эстрады», занятыми самоцитированием. Но в глубине есть и другой интернет — темный, немой, пугающий и завораживающий. Его населяют миллионы наших сограждан, которые дарят друг другу виртуальные сердечки, фотографируются на фоне бассейнов в турецких отелях, продают и покупают подержанные авто. Их дети жестоки и рано взрослеют, их женщины начинают разговор страшным словом «приветики». Зарегистрироваться на «одноклассниках» все равно, что ступить на пароход, двигающийся к истокам Конго.
Здесь, в темном интернете, есть, наверное, свои герои и свои святые, свои проповедники и ученые, свои художники и свои музыканты. Здесь свое высшее воплощение получила культура копипаста. На миллионах страничках изо дня в день появляются одинаковые приколы, коллажи, видеоролики. Речь даже не идет о цитировании, ведь это цитата без оригинала и источника. Как же работает вся это молчаливая машина? Кажется, мы совсем не знаем интернета, в котором живем. И вряд ли получится так уж просто создать из него «партию».
Да, и вот еще. Сейчас много говорят о новом народничестве. Дескать, нужно закрыть ноутбук и уйти туда, в народ, к живым людям. Так вот это тоже миф. Люди уже пришли к вам в ноутбук сами, просто вы их не заметили, как не заметите, впрочем, и при встрече на улице. Народничество сегодня начинается и заканчивается в сети. Кибернародники должны отправиться в темный интернет — учиться жизни. Так что удалите Facebook, заведите «Мой мир».
http://mn.ru/oped/20120531/319293344.html