Москва удивительный город по лексическому строю. В Петербурге на улицах прохожие говорят, например, “питерская идеология непредсказуема”, а здесь на затененных дорожках можно услышать сказанное томным женским шепотом “администрирование стартапов специфично”.
Сейчас я наблюдал следующую сцену. Две девушки в возрасте около тридцати громко обсуждали в кафе свою личную жизнь, показывая пальцем в ноутбук. Суть проблемы состояла в том, что избранник одной из них не уделяет ей должного внимания. Девушка комментировала все следующим образом:
- Я для него типа как второй сорт. У него там такая клевая телочка завелась, ваще.
Я подумал, вот она, коммодификация, расползается по языку. Классики все правильно сказали, в буржуазном обществе семейные отношения становятся товарно-денежными.
А последующая эмансипация и становление парадигмы “нормальных долгих отношений” этот процесс только усугубляет. Мужчин и женщин выбирают как йогурт – он должен полностью удовлетворять запросы, быть достаточно модным, хорошо рекламироваться, а при росте уровня жизни должен заменяться на другой.
Конечно, нечто подобное существовало всегда. Но теперь есть два отличия. Во-первых, процессы ускоряются, и речь уже не идет о старой жене, которую сменяет молодая любовница через десяток-другой лет. Есть возможность подцепить high-class телочку, нужно делать это прямо сейчас, ведь жизнь коротка, и все йогурты портятся. Во-вторых, все это рассматривается обоими сторонами как социальная норма. Второсортная телочка понимает, что такова природа вещей, и что ей теперь нужно снизить требования в соответствии со своими покупательными способностями. Более того, она поступила бы точно также – если у ее молодого человека будут, скажем, немодные диски на авто, а она почувствует, что она стоит большего, она и сама попробует купить себе билет в более высокий класс.
Здесь полностью отсутствует идея парной динамики, когда обе стороны вроде джеклондоновского Мартина Идена предпринимают последовательные усилия для того, чтобы быть достойными и сохранять то, что в викторианскую эпоху называлось любовью. Тот, кто первый вырывается вперед, получает приз в виде более дорогих йогуртов. И прощай, бэби.
Различные мезальянсы, которые прежде рассматривались либо как социальная тирания стариков по отношению к хорошеньким девушкам, либо, напротив, как свидетельство прекрасной и свежей романтической любви, преодолевающей социальные границы, сегодня рассматриваются как простая маркетинговая ошибка. Как если бы человека в хорошем костюме застукали в очереди в “Пятерочке” с тремя литрами “Изабеллы”.
Originally published at kmartynov.com.