Про церковь и революцию
Прислано Integral 19 2012 13:57:04
В рамках поддержания формы и частично на злобу дня я решила перевести и выложить немного странный для местной картины мира текст. Его автор, фрей Бетто (Карлуш Алберту Либаниу Кристу), бразильский священник-доминиканец, представитель "теологии освобождения", в годы диктатуры спасал преследуемых, нелегально переправляя их через границу, за что был арестован, подвергнут пыткам и на несколько лет сел в тюрьму. По выходе поселился в фавелах Сан-Паулу, где отправлял пастырское служение, там же познакомился и завёл дружбу с будущим президентом Лулой да Силва. В 80-е по мере сил способствовал сближению церкви и государства, побывал с этой целью на Кубе, в Никарагуа, в Китае, СССР и Польше. Написал, в числе прочих, книгу "Фидель и религия", в которой изложил беседы с кубинским лидером по вопросу. Ну и так, в текущем порядке: пишет, работает, служит, занят делом; человек он, на мой взгляд, достойный, а достойного человека послушать не грех, даже если он поп, а вы афей. В общем, вот мой скромный перевод, цель которого просто показать, что бывает и по-другому.
ДЕСЯТЬ СОВЕТОВ ЛЕВОМУ АКТИВИСТУ
Фрей Бетто
1. НЕ СМИРЯЙТЕСЬ
Время от времени проверяйте, левый ли вы. Пользуйтесь принципом Норберто Боббио: правые считают социальное неравенство таким же естественным, как разница между днём и ночью; левые борются с ним как с отклонением, которое должно быть ликвидировано.
Осторожно: вы можете заразиться социал-демократическим вирусом. Его носитель пользуется методами правых для достижения целей левых, а в случае конфликта обидит малых, чтобы не ссориться с большими.
2. ГОЛОВА ДУМАЕТ ТАМ, ГДЕ СТУПАЮТ НОГИ
Невозможно быть левым, не «испачкав обуви» там, где народ живёт, борется, страдает. Радуйтесь вместе с ним и разделяйте с ним его надежды и победы. Теория без практики — это игра по правым правилам.
3. НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ ВЕРИТЬ В СОЦИАЛИЗМ
Позор инквизиции не заставил христиан отринуть евангельские идеи и ценности. Так и поражение социализма в Восточной Европе не должно убедить вас в том, что он полностью ушёл с исторического горизонта человечества.
Капитализм, существующий 200 лет, стал бедой для большинства населения Земли. Сегодня нас 6 миллиардов. По статистике Всемирного банка 2,8 млрд. человек выживают на сумму менее 2 долларов в день. Ещё 1,2 миллиарда — на сумму меньше доллара в день. Глобализация нищеты не возросла лишь благодаря китайскому социализму, который, несмотря на свои ошибки, обеспечивает питанием, образованием и медицинской помощью 1,2 миллиарда граждан.
4. КРИТИКУЙТЕ, НО НЕ ЗАБЫВАЙТЕ О САМОКРИТИКЕ
Многие левые активисты, однажды начав «искать блох», позже окончательно переходят на чужую сторону. Не добившись власти, они впадают в подавленное состояние духа и обвиняют товарищей в ошибках и колебаниях . Как сказал Иисус: «Ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь». Они не пытаются ничего сделать, чтобы улучшить положение вещей, и остаются простыми наблюдателями-судьями; впоследствии многих из них заглатывает система.
Самокритика состоит не только в том, чтобы признавать собственные ошибки, а ещё и в том, чтобы принимать критику товарищей.
5. ПОНИМАЙТЕ РАЗНИЦУ МЕЖДУ АКТИВИСТОМ И АКТИВНЫМ ДУРАКОМ
Активный дурак хвастает тем, что везде бывает, участвует во всех движениях и событиях, воюет одновременно на всех фронтах. С его языка то и дело слетает теория, а результат его действий всегда поверхностен.
Настоящий активист углубляет связи с народом, учится, рассуждает, размышляет; правильно оценивает своё поле деятельности и свою работу, осознаёт важность естественных связей и совместных действий.
6. НЕ ИЗМЕНЯЙТЕ ЭТИКЕ БОРЬБЫ
Левые борются за принципы. Правые — за интересы. Левый активист может потерять всё: свободу, работу, жизнь — только не моральный дух. Деморализованный активист обесценивает идею, которую представляет и защищает. Этим он оказывает неоценимую услугу правым.
Бывают карьеристы, маскирующиеся под левых. Это люди, которые участвуют в борьбе лишь затем, чтобы добиться власти. Под прикрытием общего дела они преследуют прежде всего личные интересы.
Настоящий активист, как Иисус, Ганди или Че Гевара, служит делу, всегда готовый отдать собственную жизнь за то, чтобы жили другие. Он не чувствует себя униженным, не имея власти, и не гордится, получив её. Он не отождествляет себя с занимаемой должностью.
7. ПИТАЙТЕСЬ ЛЕВОЙ ТРАДИЦИЕЙ
Чтобы поддерживать веру, нужна проповедь. Любовь хранит семейный очаг. «Возвращение к истокам» необходимо, чтобы не угасал огонь борьбы. Изучайте историю левого движения, читайте (авто)биографии, например «Боливийский дневник» Че, романы, такие как «Мать» Горького или «Гроздья гнева» Стейнбека.
8. ЛУЧШЕ ПРОИГРАТЬ С ОБЕЗДОЛЕННЫМИ, ЧЕМ ДОСТИЧЬ УСПЕХА БЕЗ НИХ
Иметь дело с бедняками непросто. Вначале их обычно идеализируют. Потом понимают, что среди них живут те же пороки, что и в других классах общества. Бедные не лучше и не хуже всех остальных людей. Разница лишь в том, что они бедны, то есть несправедливо и невольно лишены благ, необходимых для достойной жизни. И поэтому мы на их стороне. Это вопрос справедливости.
Левый активист никогда не ставит под сомнение права неимущих и учится вместе с ними.
9. ВСЕГДА ЗАЩИЩАЙТЕ УГНЕТЕННЫХ, ДАЖЕ ЕСЛИ ОНИ НЕПРАВЫ
Страдания беднейших столь велики, что нельзя ждать от них поведения, на которое бывают неспособны даже люди, получившие наилучшее воспитание.
Коррупция и бандитизм пронизывают общество сверху донизу. Однако среди элиты беззаконие совершается под прикрытием закона, а бандиты пользуются сложными экономическими механизмами, которые позволяют одному спекулянту ввергнуть в нищету целый народ.
Жизнь — наибольший дар Божий. Поэтому бедность вопиет к небесам. Не ищите понимания у тех, кому выгодно притеснение бедных.
10. МОЛИТВА — ПРОТИВОЯДИЕ ОТ ОТЧУЖДЕНИЯ
Молиться значит внять вопрошанию Духа Святого. Часто мы оставляем молитву, чтобы не слышать, как Господь призывает нас к преображению, а значит — к перемене жизненного пути. Мы говорим, как активисты, а живём, как буржуа, которым удобнее всего судить тех, кто борется.
Молиться значит позволить Господу перевернуть всю нашу жизнь и научить нас любить так, как любил Иисус — свободно.
Источник на испанском языке: http://www.elortiba.org/camilo.html (сама страница посвящена колумбийскому падре-партизану Камило Торресу Рестрепо, а переведённый текст там висит в качестве послесловия). Замечания и дополнения приветствуются.
Источник