Я последнее время редко пишу в ЖЖ - и дел хватает, и вообще. Но тут я просто не могу пройти мимо.
Пост у Людмилыпсихолога про то, что нужно спасать бедных педагогов, которых превратили в рабов и за людей не считают, и заставляют на митинги Единой России ходить.
А когда ей написали, что спасать там собственно некого, то появилась вот эта вот сентенция:
В остальном же -- они тупые уроды без чувства собственного достоинства, пусть сами выберут свободу и уж тогда. И если их насилуют психологически и административно, то они сами виноваты. Кто б сомневался. Старо как мир.
Их виктимность, насильничество государства, наша -- свидетелей -- идентификация с агрессором. Все пригнано и слажено. Конструкция на века.
Я некоторое время думал, а где же там подвох? Вроде бы всё правильно написано, про осуждение жертв и т.д.
А оказалось всё просто. Они, эти педагоги, вовсе не жертвы. Они проводники насилия.
Как охрана в концлагерях, которая только приказы выполняла. Как многолетние участники "эксперимента Милграма", которые бьют жертву током, потому что так сказал авторитетный участник эксперимента. Они часть этой системы, для которой нормально дегуманизировать людей.
На уроках литературы, эти люди говорят нашим детям про нравственный выбор Андрея Болконского, непримиримую борьбу партизан из "Молодой Гвардии" (настоящей), и мораль.
А на выборах, они теми же частями тела выполняют план по фальсификации.
Райан занялся новым делом. Он стал подстригать газоны. За час брал 20 долларов, но поскольку был слишком юн, чтобы управляться с газонокосилкой, нанимал старших товарищей,которым платил по 15 долларов в час.
- Так что он получал 5 долларов в час, хотя при этом ничего не делал,- говорит Саванна Росс, его мать. – Похожая ситуация была со следующей компанией. За поливку газона Райан брал 200 канадских долларов с клиента, а работнику, который за него все делал, платил сотню. И все это были его идеи. Мы с мужем удивлялись, насколько он все блестяще понимал. Весь процесс работы.
У меня была возможность лично поговорить с учителями, которые на последних и всех предыдущих выборах работали в качестве членов избиркомов и вбрасывали, фальсифицировали, выдавали бюллетени карусельщикам... Теперь я знаю, что этими людьми двигало. Обычный страх. Большинство моих собеседников признались мне в том, что им противно от самих себя, что они прекрасно осознают, что они совершали, что они не знают, как смотреть в глаза своим ученикам. Но они были поставлены перед выбором, простым и одновременно очень сложным. Либо они работают на выборах и дают "план", либо 5 декабря в их школу приезжает КРУ, прокуратура, СЭС, пожарные, 7 декабря по итогам проверок снимают директора, учителя попадают в черный список: никаких аттестаций, никаких наград, никаких публикаций в педагогических изданиях, никаких побед в профессиональных конкурсах. В одной школе пошли дальше и пригрозили сделать учителей "невыездными".
Можете называть меня какими угодно словами - я знаю, что с определенной точки зрения написанное ниже выглядит некрасиво; но я не вижу в этом выборе ничего сложного. Более того, если бы я попал в такую ситуацию, то вообще не воспринял бы ее как ситуацию выбора. И не считаю это каким-то героизмом - уж какой из меня герой (если бы мне, скажем, приставили к голове пистолет и велели бы подделывать протоколы выборов - подделал бы без раздумий).
Мне кажется, не воспринимать такие ситуации как ситуации "выбора" - это некая нижняя граница, ниже которой уже прекращается человеческое существование и начинается какое-то другое. Недочеловеческое.