World Wide Rebel Songs. Интервью с Томом Морелло.
Прислано Integral 02 2011 22:54:19

Когда речь заходит о Томе Морелло - «Ночном дозорном» - само понятие «Guitar Hero» приобретает совершенно иное значение, поскольку в его творчестве стирается некая грань между искусством, активизмом и личностью. Во время нашего разговора (перед его шоу на нью-йоркском «Винзаводе») Морелло, один из наиболее любимых публикой гитаристов нашего времени, признался: «Чем больше я закапываюсь в глубины собственной души, тем мне сложнее понять: которая же из этих личностей – маска? Маска – это роль «ночного дозорного», исполняющего гневные песни об экзистенциальном возмездии или же это тот весельчак, который и разговаривает сейчас с вами»?

Именно эта двойственность его личности делает последние релизы «Ночного дозорного» столь яркими и завораживающими.

Последний альбом «Ночного дозорного» - World Wide Rebel Songs достаточно сложен, но он побуждает к действию - как впрочем и сам Том Морелло: семьянин, который, если нужно, участвует в протестах; выпускник Гарварда, играющий в рэп-рок группе.

Когда человек сам по себе достаточно сильный и решительный защищает униженных и оскорбленных – это свидетельствует о глубоком чувстве сострадания. В альбоме World Wide Rebel Songs сочетаются чистота звучания «Ночного дозорного» и звуковая мощностьFreedom Fighters Orchestra: Дэйв Гиббс – бас, Карл Рестиво – гитара, фортепиано, Крис Джойнер – клавишные, Эрик Гарднер – ударные.

Вышедший в мае альбом Union Town – это непосредственная реакция на ту антипрофсоюзную позицию, которую занял губернатор Висконсина Скотт Уокер. Музыка Тома Морелло - всегда громкий призыв к действию, он говорит о том, что в наши дни никто не может себе позволить стоять в стороне.

- На создание альбома Union Town вас вдохновило выступление перед Капитолием в Мэдисоне. О чем вы размышляете, когда играете в таких местах, должно быть это сильно отличается от выступления в театре или на сцене? Вы не боитесь, что вас могут арестовать?

- Ну, угроза ареста меня никогда не останавливала. Когда я приехал в Мэдисон, там как раз был пик профсоюзного восстания и на улицы вышли 100 000 человек. В Мэдисоне тогда на улицах было больше народу, чем в Каире. Моя жена как раз должна была рожать второго ребенка. Я смотрел новости и сказал жене: «Дорогая, «Ночной Дозорный нужен в Мэдисоне». Она ответила: «Да, наши мальчики тоже будут членами профсоюза - так что, думаю, тебе надо ехать». Я сел на первый рейс, а затем меня настолько воодушевило то, что я там в Мэдисоне увидел… Я играл на сотнях демонстраций - но такого духа солидарности, как на улицах Мэдисона, я еще нигде не видел. Потом я вернулся с намерением записать Union Town и перечислить весь доход от него на профсоюзную борьбу по всей стране.

- Это так здорово! Мой отец ведь тоже член профсоюза UAW. Поэтому я искренне ценю ваш вклад в дело борьбы профсоюзов.

- В этой стране ведь ведется жесточайшая классовая война, и, похоже, что ведется она лишь с одной стороны. А профсоюзы – единственная возможность для рабочего класса выступить всем вместе, иначе это будет страна лишь корпораций и для корпораций. И, честно говоря, корпорации не имеют права действовать таким образом.

- Это точно. О  многом говорит также тот факт, что музыкант вашего калибра защищает профсоюзы.

- И я счастлив, что делаю это.

- Вы пошли на такие жертвы – решились играть там, когда ваш ребенок должен был вот-вот родиться. Это настоящая преданность своему делу...

- Слава богу, ребенок немного задержался с выходом на свет.

- World Wide Rebel Songs весьма отличается от Union Town. На этот раз вы записывали альбом с целой группой. Как вы пришли к подобному решению?

- Ну, это уже мой 14-й альбом - и если я, как музыкант, не буду доволен этим альбомом, тогда я даже не знаю, чем я вообще могу быть доволен. А идея заключалась в том, чтобы соединить вместе Джонни Кэша, Че Гевару и усилитель Marshall stack.

Я хотел соединить вместе все то лучшее, что я могу, как электрогитарист - и понял, что при этом я ничего не потеряю и как певец-композитор. Я хотел использовать гитарные рифы на этой записи, хотел играть соло, но меня все еще держал старый материал «Ночного дозорного». Как-то я исполнял «Призрак Тома Джоуда» вместе с Брюсом Спрингстином - и тогда впервые мне пришла в голову мысль об этом проекте. Впервые я пел, играя на элеткрогитаре, и понял, что могу комбинировать электрогитару и вокал.

- В альбоме World Wide Rebel Songs композиция «Господи, спаси нас всех» - весьма мощная вещь. А строчка «Мы – все то, чего боимся» просто цепляет за живое.

Мы – все то, чего боимся. Это песня о росте чувства безысходности в наши мрачные времена. В основном ведь я пишу не диадические песни о сопротивлении угнетению. Я пишу о… возможно ли найти личное искупление через борьбу за справедливость с помощью музыки? Вот и я не знаю. Это уже четвертый альбом «Ночного дозорного», и чем больше я закапываюсь в глубины своей души, тем сложнее мне понять: которая же из этих личностей – маска. Вот вы знаете: это сейчас маска или нет? Маска – это роль «ночного дозорного», исполняющего гневные песни об экзистенциальном возмездии или же это тот весельчак, который и разговаривает сейчас с вами? Все смешалось, а в результате появляются весьма интересные записи.

- Сегодня объявили об освобождении «Мемфисской тройки». Некоторые музыканты выступали в их защиту. (Трое подростков-школьников, осужденных, в том числе и к смертной казни за убийство других пропавших подростков - освобождены в августе 2011, за недостаточностью улик после 18-летнего заключения – прим. перев.).

- Я не следил за этим процессом достаточно пристально. Но я знаю, что там имела место предвзятость в зале суда. Один из ребят был не такой как все - и все повесили на него.

- Потрясающе, что правосудие, в конце концов, все-таки восторжествовало.

- Бывает и так, что победа надолго задерживается. Первая песня, подтолкнувшая меня к созданию альбома, так и называется - World Wide Rebel Songs. Это было полтора года назад. Корейские рабочие, делавшие гитары «Гибсон» и «Фендер», объединились в профсоюз. Фабрика по производству гитар тем временем была закрыта и переведена в Китай. Эти корейские рабочие приехали в США, в надежде заработать денег как для себя, для своих семей, для своего забастовочного фонда. Я предложил сыграть для них - но за день до выступления на Гаити произошло землетрясение. И вот эти корейские рабочие, которые сами нуждаются и едва сводят концы с концами, решают перечислить всю выручку от концерта в фонд ликвидации последствий землетрясения на Гаити. И тогда, под впечатлением этого акта международной солидарности, я и написал песню World Wide Rebel Songs, исполнил ее в тот же вечер - она и послужила толчком к созданию всего альбома. А цель его – попытаться, с помощью музыки и концертов, создать хоть частичку того мира, который бы мы желали видеть вокруг, попытаться создать и осмыслить эту частичку мира, который мы хотели бы видеть.

- Меня поражают подобные истории – когда люди, которые сами бедны, отдают то немногое, что имеют, людям еще беднее их.

- Верно, но насколько подобные примеры контрастируют с поведением людей, имеющих все, и желающих еще больше и больше - и ради достижения своих целей уничтожающих тех, у кого нет ничего.

- Хотелось бы поговорить о книге комиксов, которую вы пишете. Вы ведь настоящий творческий «моторчик».

- Мне просто нравится всегда чем-нибудь заниматься. Книга называется «Орхидея» и она выйдет в октябре в издательстве Dark Horse Comics. Я хотел создать некую эпическую историю, вроде «Властелина колец» или «Звездных войн», но, привнеся в нее классовую сознательность – то, чего, по моему мнению, не хватает подобным сказкам о королях и принцессах. Это история о шестнадцатилетней проститутке, которая становится Спартаком уличных девок. Действие происходит в будущем, когда люди уже более не стоят на верхушке пищевой цепочки. Уникальность комикса будет заключаться еще и в том, что я собираюсь каждую серию комикса сопроводить саундтреком. Вы покупаете комикс и к нему бесплатный диск с музыкальным сопровождением.

- Похоже, из этого мог бы выйти и фильм – вы об этом не задумывались?

- Нет, таких намерений у меня нет. Я не желаю становиться еще одним голливудским козлом, носящимся со сценарием. У меня есть некая история, и я хочу ее издать в виде графической повести – и тут важно сохранить творческий контроль над ней. Только я ее пишу – и никто кроме меня. Я пишу комикс, музыку к нему и хочу быть уверен, что могу регулировать весь процесс от начала до конца и делать все так, как я хочу. Просто это совершенно иная форма образного выражения, которая сочетается с другими моими интересами.

- Как долго вы работали над комиксом?

- Последние три года. Он выходит в октябре в 12 сериях.

- Вы ведь дебютировали на «Комик Кон»? (ежегодный международный фестиваль комиксов в Сан Диего – прим. перев.).

- Да, мы его представили на «Комик Кон». Я там никогда раньше не был – это было круто.

- Удивительно, но кроме всего прочего, вы еще и выступили на коммерческом шоу с Rage Against The Machine.

- Да, только это не было коммерческое шоу. Это был наш собственный фестиваль под названием L.A. Rising. Мы организовали его в двадцатилетия группы (в этом месяце). Было классно. Мы собрали вместе всю группу, организации активистов, сделали там «лагерь перевоспитания» (форум активистов по проблемам бедности, войны, профсоюзных объединений, действовавший во время фестиваля – прим. перев.).

Мы организовали шоу на громадном стадионе, причем без всякой спонсорской поддержки. Это выглядело так, словно пираты захватили Колизей.

- Примите мои поздравления. Записываете ли вы сейчас еще что-нибудь?

- Да, и много чего. Сейчас у меня все время уходит на проект «ночной Дозорный», но и Rage Against The Machine – группа, которая еще не исчерпала себя, а за весь год мы выступили всего лишь один раз.

 

Источник