В 2008 году вышел фильм War, Inc., некое преувеличение про ближайшее будущее. В этом мире войны это бизнес, их в открытую ведут американские корпорации и в своих интересах захватывают целые страны. Авторы фильма отправляют нас в одну из таких стран — вымышленную страну Туракистан, оккупированную американцами и обладающую всеми стереотипными чертами типичной ближневосточной страны, и при этом в ней угадываются черты одной из бывших советских республик (советские авто, бронетехника, названия). Картина задумывалась как политическая сатира, гротеск. Автор в чёрной, злой манере высмеивает всех: и социопатов американцев, утративших всякую человечность и превратившихся в автоматические придатки бизнес-процессов; и их продукт, местных коллаборационистов — освобождённое из под гнёта тиранов население, тупых, жадных и злобных болванов, имитирующих «западный образ жизни», лишённых всяких моральных принципов (боратоподобные люди-манкурты); и окончательно выродившихся журналистов. При этом авторы не скатываются в огульный фатализм или шовинизм, человеческое проявляется в представителях разных социальных групп: и у американского наёмника, и у журналистки, и у местного политика, и у пошлой попсовой певички. Сама система, в силу своей невыносимости, как бы, такова, что делает неизбежным такие проявления. Предполагается, что аналогичные человеческие чувства по отношению к происходящему разделяет и зритель.
Красной чертой через весь фильм проходит мотив лживости и двоемыслия всего декларируемого и творимого «освободителями». На это указывается как прямо, так и во многих злых деталях. Эта тема повторяется постоянно. Дикость и цинизм ни в чём себе не отказывают под маской благих пожеланий. В 2008 г. всё это, может быть, и выглядело как преувеличение, сегодня этот фильм может запросто сойти за реальность.
Посмотрите его, это меткое изложение происходящего в образной художественной форме.
Да, и знаете, что: по-моему, это один из лучших фильмов последних лет, с отличными актёрами, но в прокате фильм провалился (при бюджете порядка 10 млн собрал всего порядка 0,6 млн), вероятно потому, что крайне не понравился американским критикам, формирующим общественное мнение на предмет «чего смотреть» и «что по этому поводу думать». Оно и неудивительно. В Свободной™ стране, где в совершенстве владеют управлением стадом, цензуры нет, ага.
Несколько скриншотов-иллюстраций:
На разбомбленном, выгоревшем здании надписи на английском: «Спасибо тебе, Америка», «Спасибо тебе, США». Знакомо до оскомины, правда?
Всюду висят зачётные корпоративные плакаты, типа: «Мы строим — счастье» (есть и другие, не стал делать скриншоты). Эти плакаты вступают в дикий контраст с тем, что происходит вокруг.
Вообще, следует обратить внимание на постоянно мелькающую рекламу. Это в своём роде шедевры со множеством противоречивых смыслов. Вот, напр., реклама с утюгом. Надпись: «Современная женщина любит /марка/». Сам образ «современной женщины» доставляет. Утюг поставленный на голую ладонь вызывает внутренний дискомфорт и знакомое ощущение типичного «креатива» рекламных опездолов из совершенно невыдуманной, окружающей нас реальности (я одно время, даже, подобный «креатиф» из серии «нарочно не придумаешь» коллекционировал). Ну и сама фраза вместе с брендом читается двояко, также как: «Современная женщина дофига любит /вот это вот занятие/».
Ещё одна реклама: «Демократия лайт».
Спонсорская реклама на танках. Блин, что-то ливийские крысы упускают такие оппортюнитиз.
Ещё одна двусмысленность. Надпись на баннере: «BeTolerant.com (Будь толерантным.ком)». Как водится толерантность проповедует величайшее в мире зверьё, превратившее истребление людей в индустрию. Если лицемерить, то лицемерить во всём. И дальше слоган: то ли «Разомкни наручники», то ли «Бесплатные наручники».
А у чела, этот баннер монтирующего, на спине сделана тату: «Ебать мусульман».
(hadji ['hæʤɪ] сущ.; араб.; рел.; = hajji, hajiхаджи — а) мусульманин, совершивший хадж — паломничество к святыням в Мекке, Медине; б) уважительное обращение к мусульманину, совершившему хадж).
У тётки зачётная должность.
Спонсор представляет «Вживлённые журналистские ощущения». Как это выглядит и во что превратилась уже сейчас, по сути, работа журналистов, это стоит посмотреть. Не в бровь, а в глаз. Причём там показано, что сами журналисты на полном серьёзе начинают воспринимать эту профанацию («позволяющую снизить потери среди журналистов») за чистую монету. То есть, как бы, не врут. : )
Один из сильнейших моментов в фильме. Ради перформанса на корпоративе, специально прибывший из Нью-Йорка хореограф дрессирует группу женщин-инвалидов на протезах от корпорации, «лишившихся конечностей в ходе освобождения». Благодарные калеки танцуют что-то типа канкана. Опять же, обратите внимание на рекламу за ними: на ней калеки на протезах, радостно играющие своими искусственными культями в волейбол.
Дебильное выступление типа арабской поп-звезды из освобождённых. Она поёт двусмысленную песню (не знаю, как это переведут на русский), где сочетается хвастливая, показная воинственность крыс и их потребность пресмыкаться перед хозяином (тем же самым, кому они грозят).
Текст примерно следующий:
You say you want to invade me, baby…
You say you want to enslave me, baby…
I want to blow you…
I want to blow you up!
Последние строчки могут значить как «Я хочу взорвать тебя», так и «Я хочу у тебя отсосать». При этом певица недвусмысленно облизывает бутафорский заправочный пистолет.
Все эти перформансы проходят в защищённой зоне в выставочно-торговом комплексе c громким названием «Freedom Grand», что резко контрастирует с окружающими это заведение блокпостами, укреплениями и множеством напряженных военных.
Рядом со входом висит плакат «муджахидин анти-что-то там (не разобрал последнее слово)».
Неугомонная журналистка нашла возможность выбраться за пределы защищённой зоны и, в результате, получила психическую травму. Там идёт постоянная война: режут головы (просто «ради искусства»), уличные бои, расстрелы мирных жителей, повешенные американские солдаты… В общем, полное освобождение и демократия™.
Блин, и как этот фильм мог провалиться в прокате?