Оно, конечно, интересно, почему политическая тусовка только сейчас обратила внимание на то, что неплательщиков выселяют из квартир. Но гораздо интереснее, на мой взгляд, то, что в настоящее время в Москве в должниках живут примерно 150 тысяч владельцев квартир, и их никто никуда не выселяет. И это уже не первый год. По всей России, Украине и другим республикам бывшего СССР сотни тысяч, а, скорее всего, миллионы людей годами не платили за жильё и коммунальные услуги, не платят, и не собираются платить при сохранении столь же низких уровней доходов, какие они имели до сих пор. Этот факт сам по себе понятен. Непонятно другое: почему их до сих пор не выселяли и не выселяют массово, сотнями тысяч и миллионами.
Согласитесь, ситуация ненормальная, если учитывать, что за окном вот уже который год гуляет капитализм. А каковы при этом причины для такой “доброты”? На сколько их, причин, хватит? И как, в конце концов, эта ситуация разрешится?
В среде современных рабочих бытует мнение, что у нас нет капитализма. Капитализм – это хорошо, тепло и сухо. Капитализм – это далеко, там, где нас нет. Мы же стремимся убедить их, что то, что их окружает, это и есть самый что ни на есть капитализм. И если они живут хуже, чем рабочие стран большой семёрки, то это потому, что те рабочие принадлежат к золотому миллиарду. На них работают рабочие других стран, в том числе и наши отечественные пролетарии.
К этому следовало бы добавить, что окружающая нас действительность при всем при этом выглядит не так плохо, как могла бы. Взять тех же неплательщиков. И это происходит, на мой взгляд, не потому, что у нас капитализм. Как раз наоборот – это даёт о себе знать недостаток капитализма.
А существует ли чистый капитализм? Конечно, нет, но есть смысл говорить об идеальном капитализме подобно тому, как есть смысл говорить об идеальном газе. Что он собою представляет? Маркс начинает Капитал так:
“Богатство обществ, в которых господствует капиталистический способ производства, выступает как “огромное скопление товаров”, а отдельный товар – как элементарная форма этого богатства”. (Книга первая. Процесс производства капитала. Отдел первый. Товар и деньги. Глава первая. Товар).
Всё продаётся и всё покупается. Даже честь и совесть становятся товаром, говорит Маркс.
Вы не можете приобрести товар или воспользоваться услугой, не оплатив её. И это нормально. Это по-капиталистически. А если вы живете в квартире и не платите за неё – это аномалия. Это не нормально. Почему это возможно?
С 1991 года мы были свидетелями колоссального экономического спада. Миллионы людей потеряли работу или, формально оставаясь работниками предприятий, месяцами не получали зарплату. Естественно, они не могли оплачивать и коммунальные услуги. Что было бы, если бы их тогда выбросили из квартир? Возможно, это закончилась бы восстановлением социализма и СССР. Выступление миллионов новоявленных БОМЖей могло быть подавлено силой. Но не дешевле ли откупиться?
Под шумок, вместе с теми, кто действительно платить не может, перестали платить и те, кто платить может. Не все. Но были и такие. И немало. Отсортировать одних от других непросто. Заставить платить платежеспособных граждан в этой ситуации практически невозможно. Кто хочет – тот платит. Кто не хочет – тот не платит. Выходило так, что платили одни “лохи”. А “лохи”, они небогатые. Много с них не возьмешь.
Вот и получилось, что жилкомунхоз остался почти без доходов. У меня нет обобщающих статистических данных, но могу предположить, что эта отрасль постсоциалистического хозяйства всюду дотировалась. И делалось это как профилактическое средство против коммунистического ренессанса.
Прошли годы. Экономический спад мало-помалу сменился экономическим ростом. Избыточное население потенциальных безработных БОМЖей втягивается в новый экономический уклад. Платежеспособная масса постепенно увеличивается. Но как заставить её платить?
Способ №1. Припугнуть. Но и пугать можно по-разному. Можно взять да и выселить от одной до нескольких семей в городе. Но не втихую, а так, чтобы все неплательщики в городе об этом узнали. И ни в коем случае нельзя прямо запугивать обывателя со страниц газет, экранов телевизоров, динамиков радиоприемников. Наоборот, надо ему всячески сочувствовать. Главное, чтобы он наверняка узнал, что кого-то уже выселили. Напуган он будет уже самим фактом. Кроме того, надо аккуратно, исподволь, подвести его к мысли о том, что лучше все же заплатить, нежели лишиться квартиры. Если, конечно, есть, чем. Если есть хоть какой-то доход, то лучше экономить на питании, но крышу над головой сохранить.
PR, как и вся процедура запугивания, должен быть мягким и добрым еще и для того, чтобы не спровоцировать “социальный взрыв”. Запугивание нельзя проводить одновременно во всех населенных пунктах. Тогда если и рванет, то не все сразу, а где-то в одном месте. Местный пожар легче тушить.
Да и экономическая обстановка, позволяющая выкачивать деньги, созревает не везде одновременно.
Штуки с выселением еще и тем хороши, что показывают, насколько высок протестный потенциал населения. Это термометр, глядя на который можно определить, пришло ли время выселять остальных. Если народ воспринимает случаи выселения вяло, если часть людей крайне негативно относится к неплательщикам, то можно выселять всех неплательщиков подчистую (способ №2). Кто сможет расплатиться – тот расплатится. Кто не сможет – тот будет выселен и не сможет представлять опасности. Во-первых, в силу своей непредрасположенности к активным действиям. Во-вторых, потому, что их будет нейтрализовать возмущенная масса граждан, оплативших коммунальные услуги. Тут важно знать, в каком соотношении находятся плательщики к неплательщикам. И как каждая из групп настроена. Одиночные случаи выселения из квартир, да еще и с широким обсуждением в СМИ, как раз и помогают выявить это.
Подытожим. Смена общественных формаций, переход от социализма к капитализму сопровождается экономическим кризисом с последующей депрессией, сменяющейся пологим экономическим подъёмом. Весь этот процесс накладывается на ситуацию в ЖКХ. Мы сегодня являемся свидетелями перехода от социализма к капитализму. Вот когда жить в квартирах будут только те, кто за них платит – вот это и будет полный… капитализм.
На первый взгляд может показаться, что начавшийся экономический рост в итоге ликвидирует избыточное население как класс. Соответственно, так или иначе, будет решена проблема неплательщиков в ЖКХ. Проще говоря, в конце концов, все будут иметь работу, зарплату и крышу над головой. Но, как доказал Маркс в "Капитале", избыточное население – атрибут, неотъемлемое свойство, капиталистического способа производства. А это значит, что БОМЖ – спутник капитализма.
Но это идеальный капитализм, которого мы на сегодняшний день не имеем. А искажается он тем, что окрепший за годы реформ национальный капитал в своем стремлении к самосохранению и дальнейшему развитию вынужден противостоять более крупному и более сильному хищнику – мировому, транснациональному капиталу. Причем наш доморощенный капитал не одинок. В аналогичном положении находятся и другие национальные хищники. И это накладывает свой отпечаток буквально на все процессы, протекающие сегодня в мире. От падения небоскребов в США и войны в Ираке до цветных революций и доброте жилкомунхоза на постсоветском пространстве.
Национальный капитал не может сегодня взыскать со своих должников в полной мере. Любое неосторожное движение с выселением тех же неплательщиков может выйти боком. Любая почва для недовольства и протестных настроений будет тут же использована представителями транснациональных корпораций. И тогда в Москве на Красной площади будет такой цирк… не хуже, чем на Киевском Майдане прошлой зимой.
Поэтому я думаю, что массового выселения неплательщиков не будет. Скорее всего, мы являемся свидетелями применения первого из вышеописанных способов заставить заплатить тех, кто это может сделать.
Ну и что же нам делать в таком случае?
Вопрос, конечно, интересный. Не могу же я вот так и закончить статью, ничего не предложив. Ну, невелика беда. Чем у нас обычно заканчивают статьи? Призывом к социалистической революции. Пусть будет так:
Каждый рабочий должен понимать, что власть капитала, каким бы он ни был, национальным или транснациональным, не гарантирует права на жизнь. Непредсказуемо меняющаяся конъюнктура на мировом рынке завтра может лишить тебя работы, а судебный исполнитель по решению буржуазного суда буржуазного государства выгонит тебя и твоих детей из твоей собственной квартиры. Не надейся, что тебя это не коснется, пройдет стороной. Не жди. Уже сегодня надо объединяться и сообща бороться за свои права. Обретая опыт в борьбе, помни, только победоносная социалистическая революция способна раз и навсегда решить жилищный вопрос в интересах человека труда.
Годится? Вроде бы и слова все правильные. Все так. Но я думаю, что даже очень правильные слова могут быть неуместными.Сегодня для будущей революции гораздо больше пользы может принести толковый анализ протекающих процессов, а не голые лозунги, брошенные в пустоту. Если рабочие наших лозунгов не слышат (а если и слышат, то не спешат ими руководствоваться), то надо внимательнее присмотреться к рабочим и к тому положению, в котором они находятся. В том числе надо рассмотреть жилищный вопрос. Вопрос о долгах. А, рассматривая этот вопрос, приходится признать, что до тех пор, пока будет сохраняться противоречие между транснациональным и национальным капиталом, всякие предпосылки для активного протестного движения будут мягко устраняться экономическими методами. Т.е., в большинстве случаев выселять неплательщиков из квартир не будут. Более того, ЖКХ по-прежнему при необходимости будет дотироваться.
Возможно, где-то в системе произойдет сбой, и начнут массово выселять людей. Это вполне может привести к массовым выступлениям. Конечно же, в этой ситуации мы должны будем “соединять социализм с рабочим движением”. Надо будет помочь как в организации самого протеста, так и в его направленности. Для этого надо отслеживать ситуацию и быть начеку. В случае появления конфликта – тут же на него реагировать.
Все это хорошо, но сомневаюсь, что это нам по силам. А почему так? Потому, что людей у нас мало. А почему людей мало? А как раз потому, что национальный капитал перед лицом транснационального вынужден смягчать ситуацию. И доказательством тому вопиющий факт: 150 тысяч неплательщиков, в одной только Москве, живут себе в квартирах, и никто их не выселяет. Невыселение этих тысяч и миллионов – это одна из причин слабости коммунистического движения. Не так ли?
И еще одно. Если национальный капитал и даст сбой на каком-то участке, и это создаст предпосылки для массовых выступлений, то, скорее всего, этой ситуацией успеют воспользоваться транснациональные корпорации, а не мы. (Это, конечно, не значит, что их директора соберутся где-нибудь в Нижнем Новгороде и будут организовывать митинги новоявленных бездомных. С этой работой вполне справляются «оранжевые». При этом они будут искренне убеждены в том, что борются за чисто демократические принципы. Впрочем, одно другому не мешает, и даже наоборот). У мирового капитала гораздо больше возможностей для отслеживания ситуации, гораздо больше опыта организационной работы, гораздо больше людей и материальных средств.
Но ситуация, когда национальный капитал ласков к бедным, а транснациональный капитал тратится на организацию "революций", не вечна. Как только противоречие между транснациональным и национальным капиталом будет разрешено и исторический процесс выйдет на новое основание, вышеописанная ситуация перейдет в свою противоположность. Национального капитала, претендующего на какую-то самостоятельность, больше не будет. А его величество Мировой капитал будет господствовать безраздельно. Не будет больше конкурента, против которого понадобилось бы поднимать "революции". С этих пор всякие революции будут безжалостно подавляться. Труд будет эксплуатироваться по законам капиталистического производства – затраты на рабочую силу будут сводиться к минимуму, необходимому для её воспроизводства. Без национальных перегородок закон стоимости будет действовать в более чистом виде. А это неизбежно приведет к обострению противоречий между трудом и капиталом и к созданию предпосылок для массового коммунистического, рабочего движения. На смену противоречия между транснациональным и национальным капиталом станет противоречие между трудом и капиталом.
Это не значит, что нам надо ждать сложа руки, когда придет время массовых революционных выступлений. Хотя и делать хоть что-нибудь для того, чтобы хоть что-нибудь делать – это тоже большой пользы для будущей коммунистической революции не принесет.Для того, чтобы соединять социализм с рабочим движением, надо иметь, по крайней мере, две составляющие. Во-первых, социализм. Во-вторых, рабочее движение. И если рабочее движение, как фактор объективный, от нас зависит мало, то социализм, как наука, на данном историческом этапе зависит от нас, и зависит сильно. Мы несем ответственность за то, чтобы к тому времени, когда поднимется рабочее движение, у нас было, что с ним соединять.
Исходя из этого, главной нашей задачей должно быть изучение марксизма, его пропаганда (кружки, рефераты, конференции, обсуждение теоретических вопросов в печати и в электронной сети – трудно даже предсказать, какие формы этого процесса завтра может породить жизнь).
Но это должно быть не зазубривание научных истин, а живое применение метода Маркса к пониманию действительности, поиск ответов на вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Попробуйте объяснить, используя диалектический материализм, почему не выселяют из квартир миллионы неплательщиков. Не ограничивайтесь точкой зрения обывателя. Возьмите вопрос конкретно, т.е. в его всеобщей связи, в развитии. Посмотрите, как к аналогичным вопросам применяли свой метод классики. Проработайте с этой точки зрения работу Ф.Энгельса “К жилищному вопросу” (Собрание сочинений К.Маркса и Ф.Энгельса, издание 2, т. 18, с.203—284 и предисловие к этой работе там же т. 21, с. 334—344. А еще проще найти эту работу вместе с предисловием во втором томе любого трехтомника избранных произведений К.Маркса и Ф.Энгельса). Думаю, во вред такое занятие никому не пойдет.