Последние полвека в господствующих над миром странах действовала экономическая система, основное содержание которой можно охарактеризовать как «запишите на мой счёт». Иначе говоря, метрополии жили в долг, щедро заимствуя как у зависимых стран (зачастую их даже об этом не спрашивая), так и у будущих поколений. Штатные экономисты и пропагандисты от науки железно доказывали нам, что эпоха повторяющихся кризисов безвозвратно ушла в прошлое, наступила эра бескризисного развития и все такое. Что классов в старом понимании больше нет (и вообще все это злобные выдумки обиженных на жизнь марксистов), теперь всюду на смену приходит т.н. «средний класс». И т.д., и т.п. Но всему есть предел. И вот глобальную экономику настиг очередной экономический кризис, по мощности пропорциональный масштабу экономики, и усугубленный практикой отсрочки кризиса за счет долгового финансирования. Наступившая было бесконечная эра бескризисного развития внезапно завершилась мощнейшим системным кризисом, конца которому, если честно, пока не видно.
Вернулись к нам (на самом деле они никуда ни не исчезали) старые добрые классы. Возникшие у капитала проблемы, капитал решает за счет эксплуатируемых: урезает их доход, сокращает рабочие места, социальные выплаты и пр., и пр., направляя освободившиеся ресурсы на помощь крупному капиталу. А вы думали капиталист будет решать проблемы за свой счет? Как бы не так. Эксплуататор живет за счет эксплуатируемых. И прежде чем сокращать собственные аппетиты, он любыми средствами будет стараться выжать недостающее из кормовой базы. С тех, с кого драли три шкуры, будут драть четыре. Те, кто вообще находился за чертой, просто взвоют от безысходности (мы, в конце концов, в свободном мире живем, вне найма за тебя, трудовой ресурс, капитал не отвечает, выживай как хочешь).
Это экономический закон, совершенно не зависящий от цвета кожи вашей бритой репы, степени мракобесности ваших религиозных и проч. фантазий, степени самодовольности ваших представлений о себе и своей культуре, сложившегося уровня жизни, уровня технологического развития и т.д. Это происходит или будет происходить абсолютно во всех странах, включенных в систему капиталистической экономики.
В силу того, что господствующие классы решают свои проблемы за счет жизненных средств эксплуатируемых классов, неизбежна реакция. Она может быть разной. Одни начнут шуметь даже при малейшем посягательстве на их права, другие будут терпеть («бох терпел, и нам велел!») даже когда с них живьем будут спускать шкуру, третьи уйдут в криминал, четвертые будут накапливать в себе напряжение и в один прекрасный момент по какому-нибудь совершенно казалось бы ничтожному поводу, вдруг, устроят такой бунт, бессмысленный и беспощадный, что сами ужаснутся. Угроза жизненным интересам толкает массы на протест в тех формах, какие им только доступны. И чем сильнее задавлены массы, чем ниже уровень их образования и самосознания, тем более уродливые формы будет принимать такой протест. Нравится вам это или нет. Не обессудьте.
Это стихия. Да, этим удобным случаем могут воспользоваться и национально озабоченные, и бандиты, и отморозки, и спецслужбы (чтобы проехаться нахаляву или под шумок решить свои задачи). И революционеры, в чьи обязанности, если верить теории, это должно входить напрямую, и чье место в их отсутствие занимают те самые национально озабоченные, бандиты, отморозки, спецслужбы. Но суть происходящего не в этом. Суть происходящего это классовая борьба, переходящая в острую фазу в силу обострения основного противоречия между трудом и капиталом. Революционер не может придумать революцию, его задача возвести существующую классовую борьбу на сознательный уровень. Показать угнетенной стороне, что на самом деле происходит, каковы перспективы, к которым следует стремиться, и что делать. Задача озабоченных, отморозков, спецслужб и т.д. совершенно обратная: заморочить всем голову и сделать частный профит. Когда революционеры не ловят своих мышей, на их место приходят отморозки ловить своих.
А фантазии на тему, что беспорядки возникают от нечего делать, ради прикола или по прихоти, — это объяснение для слабоумных. Сведение сути беспорядков к наличию или отсутствию отморозков, бандитов и прочих «безбилетников», как и «плач Ярославны» по поводу неправильной формы протестов — «сделайте мне также, но приятно и красиво, и чтобы никого не потревожить» (как будто от ваших моральных укоров/одобрений что-то меняется) — занятие для них же.
Всё это моралите, которое тут развели по этому поводу левые, псевдолевые и проч. со стенаниями на тему «Кража — плохо! Плохие, плохие нищеброды!» указывает на то, что собственное самосознание у этой публики (которая, вообще-то, претендует на целеполагающую роль интеллигенции) отсутствует напрочь, понимание своего места в мире — отсутствует напрочь (всякий нищеброд-виртуал из какой-нибудь сферы услуг мнит себя некой над схваткой стоящей силой, транслирует буржуазные симулякры, поплевывает на, как ему кажется, «нижестоящих» свысока и на полном серьезе рассуждает каким образом раз и навсегда просвещенном человечеству окончательно решить проблему «ни на что не годных и неисправимых» масс неудачников и безработных (классов, принципиально неустранимых и постоянно воспроизводимых при капитализме); как правило, предлагается их всех убить каким-нибудь изощренным способом, чтобы не мешали состоявшимся «господам» жить, здесь в полной красе вылазит глупое мещанское социал-дарвинистское мурло, даже Мальтус и идеологи фашизма с их насквозь буржуазной теорией «жизненного пространства» бы позавидовали). Это означает только одно: всей этой публике еще только предстоит определиться со своей классовой принадлежностью и тем, на какой стороне каждый из них будет стоять. Жизнь об этом позаботится. Либо ты берешь подходящие средства (в том числе и предлагаемые властью) и идешь давить вышедших из повиновения нижестоящих, угрожающих твоим классовым интересам; либо идешь к массам, пытаясь образовать их, организовать их и показать как следует действовать правильно и эффективно. А все эти душные псевдолевые разговоры на счет «моралек» и «как правильно тебе сделать, чтобы я одобрил» то же самое лицемерное поведение, как и у героя Тома Эдисона из фильма «Догвилль» или у писателя Бунина, перекошенного от классовой ненависти к примитивному и неотёсанному большевистскому быдлу: «просвещенные» и «прогрессивные» могут годами пиздеть о несправедливости мира, высоких идеалах и борьбе ради них, но на самом деле готовы перегрызть глотку любому, кто хотя бы поставит под вопрос их текущее комфортное пребывание (т.е. удобная позиция из серии «и рыбку съесть, и на ёлку влезть»).
Иди бери ружье и го «За царя и отечество!» и свой текущий уют давить вышедшее из повиновения быдло. Тебе в этом никто не препятствует, это твой выбор, и, в общем-то, ожидаемое поведение. Работай на совесть, помни, что доведенная до ручки чернь с вертухаями и клевретами обходится сурово по своему разумению, сполна отвечая за «всё хорошее», что от них видела сама (ах-ах, «русский бунт, бессмысленный и беспощадный!», с Томом тем еще по-божески обошлись). Особенно сурово если нет целеполагающей и организующей силы, направляющей действия масс исходя из критерия рациональности (а вы сами сделали всё, чтобы ее не было, какая ирония).
Или иди работай с этими неприятными в общении массами морлоков, с этими тупыми кухарками и их асоциальными детьми, давая им то, чего у них нет, помогая им решить их острые проблемы и тем самым, в конечном счете, преследуя свои собственные цели и идеалы (долгосрочные, общественные и весьма прагматичные). И как только ты перейдешь к реальным делам, станешь оценивать явления с точки зрения реальных дел, а не «библейских заповедей» («воровать нехорошо» и проч.), твоё мнение перестанет быть просто моралфажеством, а станет конструктивной, ориентированной на практику критикой.
Господа мещане, хватит прикрывать свои реальные интересы моральными личинами и наводить тень на плетень. Господа леваки, хватит очернять и попрекать убогостью объективно убогих участников стихийных бунтов, когда на самом деле (по кр. мере до сих пор) это именно вы — дерьмо с претензиями, болтливое, самодовольное, ни на что практически значимое не способное и вечно стоящее в стороне. Вам ли ещё других попрекать?
Беспорядки пауперов в Великобритании это взрыв социального недовольства. Неконтролируемый выброс социальной энергии. Подавление или самозатухание их не значит ничего, ибо речь идет о временном купировании отдельных симптомов болезни, а не об устранении причин заболевания. Левые же, вместо обсуждения возможных мер лечения (про практические предложения я уже и не говорю), занимаются переливанием из пустого в порожнее о том, как этот симптом неприятен, и благими пожеланиями на тему, что было бы лучше, если бы неприятных симптомов не было и т.п. банальностями. Странно, когда этих же «тиоретиков» будет рвать кровью или колбасить в лихорадке, их ни разу не устроит совет «доктора» расслабиться и представить, что как будто бы этого нет («Мы отрицаем рвоту и температуру под 40!») или, что это приятно или, что «А давайте Вас не будет рвать кровью?»; давать же подобные рекомендации в социальном плане у наших «тиоретиков» в порядке вещей.