ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК КПСС И СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР от 4 октября 1963 г. "О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПЛАНИРОВАНИЯ И УСИЛЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА"
Прислано jum 01 2011 02:52:13

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК КПСС И СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР

4 октября 1963 г.

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПЛАНИРОВАНИЯ И УСИЛЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

 Народное хозяйство СССР успешно развивается по единому общегосударственному плану, обеспечивающему и направляющему деятельность всех предприятий и организаций, коллектив­ный труд советского народа.

 Социалистическая промышленность является основой нашей экономики, базой могущества страны. От уровня и масштабов ее развития, от результатов ее работы зависит успешный рост всех отраслей народного хозяйства, повышение благосостояния советского народа. В ходе выполнения семилетнего плана до­стигнуто значительное увеличение объема производства, улуч­шилась его структура; наиболее передовые отрасли растут опе­режающими темпами. Промышленное производство развивается на здоровой и прочной основе социалистических производствен­ных отношений.

 Осуществление поставленных задач по созданию материаль­но-технической базы коммунизма, неуклонному подъему мате­риального и культурного уровня жизни народа требует обеспе­чения высоких темпов развития промышленного производства, внедрения в народное хозяйство новейших достижений науки и техники, научной организации труда, улучшения качества про­дукции и повышения эффективности общественного производ­ства.

 Важнейшим условием решения этих задач является более полное использование преимуществ системы социалистического хозяйства, дальнейшее улучшение планового руководства про­мышленностью.

 Существующие методы и формы планирования и стимулиро­вания в промышленности имеют крупные недостатки и не отве­чают новым требованиям хозяйственного строительства, современным технико-экономическим условиям и уровню развития производительных сил.

 В плановом руководстве промышленностью чрезмерно боль­шое место занимают административные формы и методы, а роль экономических методов принижена. Плановые задания ориенти­руют предприятия главным образом на выполнение количествен­ных показателей. Самостоятельность предприятий в развитии производства и изыскании наилучших способов выполнения госу­дарственных планов необоснованно ограничена. Не создана должная материальная заинтересованность [659] работников в улучшении общих итогов работы предприятия, в ис­пользовании своих внутренних резервов и повышении рентабель­ности производства. Недостаточна ответственность предприятий за нарушение сроков поставки продукции потребителям и за вы­пуск продукции низкого качества. Хозяйственный договор еще не занял должного места в отношениях между предприятиями. Хозяйственный расчет на предприятиях является в значительной мере формальным. Прибыль, премии, кредит и другие экономи­ческие рычаги слабо используются в планировании и хозяйст­венной деятельности. Имеются крупные недостатки в ценообра­зовании.

 В целях повышения эффективности общественного производ­ства, увеличения темпов роста национального дохода и на этой основе дальнейшего подъема благосостояния народа Централь­ный Комитет КПСС и Совет Министров СССР считают необхо­димым изменить методы планового руководства промышленно­стью в следующем направлении:

 обеспечить наиболее правильное сочетание централизован­ного государственного планирования с широкой хозяйственной инициативой предприятий и усилением экономического стимули­рования промышленного производства;

 расширить права предприятий на основе полного хозяйствен­ного расчета. По мере повышения эффективности производства и роста ресурсов предприятий увеличивать размер средств, остав­ляемых в распоряжении предприятий для развития производства и поощрения работников;

 оценивать результаты деятельности предприятий по реализо­ванной продукции, полученной прибыли (рентабельности произ­водства) и по выполнению заданий по поставкам важнейших видов продукции;

 поставить оплату труда работников промышленности в непо­средственную зависимость не только от результатов их индиви­дуального труда, но и от общих итогов работы предприятий;

 положить в основу экономических отношений между пред­приятиями принцип взаимной материальной ответственности. Развивать постоянные прямые связи между предприятиями-из­готовителями и потребителями. Повысить роль хозяйственных договоров.

 Системы планирования и экономического стимулирования должны создавать у коллективов предприятий заинтересован­ность в разработке более высоких плановых заданий, предусмат­ривающих полное использование производственных фондов, рабочей силы, материальных и финансовых ресурсов, совершенст­вование техники производства и улучшение качества продукции.

 Повышение роли экономических методов в плановом руко­водстве промышленным производством и расширение хозяйст­венной самостоятельности предприятий должны осуществляться на основе дальнейшего совершенствования централизованного [660] планирования, проведения единой государственной политики в области финансов, цен, кредита и оплаты труда, в интересах дальнейшего роста и эффективности производства, пропорционального развития народного хозяйства. Все это позволит более полно использовать преимущества социалистического способа производства и откроет новые возможности для подъема экономики страны.

 Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР п о с т а н о в л я ю т:

 I. По улучшению планирования промышленности и  расширению хозяйственной  самостоятельности  предприятий

1. Повысить роль перспективных планов развития народного хозяйства как важнейшего условия непрерывного роста и совершенствования производства, широкого внедрения достижений науки и техники, более полного обеспечения пропорциональности в развитии отраслей народного хозяйства и районов страны.

 Установить, что пятилетний план (с распределением важней­ших заданий по годам) является основной формой государст­венного планирования развития народного хозяйства.

 Задания пятилетних планов конкретизируются и уточняются в годовых планах с учетом хода развития экономики и измене­ний в ресурсах и потребностях народного хозяйства и населения.

 Пятилетние и годовые планы предприятий разрабатываются ими на основе устанавливаемых вышестоящей организацией контрольных цифр.

 Предприятия-изготовители, исходя из контрольных цифр, за­благовременно договариваются с предприятиями-потребите­лями или сбытовыми и торгующими организациями об объеме, ассортименте, качестве и сроках поставки продукции и форми­руют портфель заказов.

 Вышестоящие хозяйственные органы рассматривают с уча­стием предприятий их планы и составляют отраслевые планы. Утверждаемые показатели плана должны доводиться до пред­приятий не позже чем за два месяца до начала планируемого года.

 2В целях наиболее полного учета в планах достижений науки и техники поручить Государственному комитету Совета Министров СССР по науке и технике совместно с Академией наук СССР разрабатывать с участием министерств и ведомств СССР и советов министров союзных республик и представлять в Совет Министров СССР заблаговременно, до составления народнохозяйственных планов, предложения об основных направлениях развития науки и техники, об использовании в народном хозяйстве научно-технических достижений, имеющих важное народнохозяйственное значение.

 [661] Госплану СССР, министерствам и ведомствам СССР и сове­там министров союзных республик с учетом этих предложений предусматривать в пятилетних и годовых планах конкретные задания и мероприятия по разработке и внедрению в промыш­ленное производство высокоэффективных машин, оборудования; технологических процессов, методов организации производства и труда, новых, более экономичных материалов, а также по ком­плексной механизации и автоматизации производства.

 3. Считать одной из главных задач плановых органов, хо­зяйственных организаций и предприятий обеспечение всемерного повышения качества продукции, создание более производитель­ных машин и оборудования, эффективных видов сырья и мате­риалов, удовлетворяющих требованиям потребителей и соответ­ствующих современному техническому уровню.

 В этих целях предусматривать в пятилетних и годовых пла­нах показатели технического уровня и качества продукции и не­обходимые материальные, финансовые и трудовые ресурсы, а также организационно-технические и экономические мероприя­тия, обеспечивающие надежность, долговечность и высокие по­требительские свойства изделий.

 Повысить роль государственных стандартов как важнейшего средства улучшения качества продукции. Совершенствовать стандарты с учетом достижений науки и техники и обеспечивать быстрейшее их внедрение. Всемерно расширять практику гарантирования предприятиями надежности и долговечности выпускае­мых ими изделий и установления длительных сроков гарантии.

 Признать необходимым ввести государственную аттестацию качества продукции.

 Поручить Государственному комитету стандартов, мер и из­мерительных приборов СССР разработать и представить в Совет Министров СССР предложения о порядке установления госу­дарственной аттестации качества продукции.

 4. Признать необходимым расширить хозяйственную само­стоятельность промышленных предприятий. В связи с этим сократить число показателей плана, утверждаемых предприятиям вышестоящими организациями, ограничив их, как правило, сле­дующими показателями:

 по производству:

общий объем реализуемой продукции в действующих опто­вых ценах. В отдельных отраслях в случае необходимости может применяться показатель.— объем отгруженной продукции;

важнейшие виды продукции в натуральном выражении (с указанием в том числе продукции для экспорта), включая по­казатели качества продукции;

 по труду — общий фонд заработной платы;

 по финансам:

общая сумма прибыли и рентабельность (к сумме основных фондов и оборотных средств);

[662] платежи в бюджет и ассигнования из бюджета;

 по капитальному строительству:

общий объем централизованных капитальных вложений, в том числе объем строительно-монтажных работ;

ввод в действие основных фондов и производственных мощ­ностей за счет централизованных капитальных вложений;

 по внедрению новой техники — задания по освоению произ­водства новых видов продукции и по внедрению новых техноло­гических процессов, комплексной механизации и автоматизации производства, имеющих особо важное значение для развития отрасли;

 по материально-техническому снабжению - объем поставок предприятию сырья, материалов и оборудования, распределяемых вышестоящей организацией.

 Утверждаемые предприятию показатели определяются в го­довом плане, как правило, с разбивкой по кварталам, а показа­тели производства продукции в натуральном выражении в ис­ключительных случаях устанавливаются с распределением также по месяцам, с учетом заключенных предприятием договоров на поставку продукции.

 Установить, что все остальные показатели планов предприя­тий утверждению вышестоящими организациями не подлежат, а разрабатываются самими предприятиями и используются пла­новыми органами как расчетные материалы к составлению планов.

 Поручить ЦСУ СССР по согласованию с Госпланом СССР внести необходимые изменения в государственную статистическую отчетность предприятий,сохранив в ней такие показатели, как валовая продукция, производительность труда, численность работающих, средняя заработная плата, себестоимость продукции, внедрение новой техники и другие показатели, необходимые для анализа и Оценки экономических итогов работы промышленности.

 5. Установить, что предприятия самостоятельно решают во­просы производственно-хозяйственной деятельности, имея в виду при этом обязательное выполнение заданий государственного плана, и в частности:

 планируют объем производства, детальную номенклатуру и ассортимент продукции на основе доводимых до предприятий вышестоящими организациями плановых заданий, а также заказов, принятых предприятиями в порядке прямых свя­зей с потребителями или сбытовыми и торгующими организа­циями;

 планируют и осуществляют за счет нецентрализованных ка­питальных вложений мероприятия по совершенствованию производства, в частности по замене устаревшего и малопроизво­дительного оборудования, внедрению новых технологических процессов, методов и средств контроля, устранению узких мест [663] производства, и другие мероприятия, обеспечивающие повыше­ние эффективности производства;

 устанавливают и расширяют там, где это хозяйственно целе­сообразно, долговременные связи с потребителями продукции и поставщиками сырья, материалов, комплектующих изделий, обо­рудования и других изделий на основе планов материально-тех­нического снабжения;

 планируют производительность труда, численность работни­ков и среднюю заработную плату, устанавливают наиболее ра­циональную структуру управления предприятием;

 используют часть прибыли и другие средства, оставляемые в распоряжении предприятий, на материальное поощрение ра­ботников, социально-культурные мероприятия и жилищное стро­ительство, на развитие производства и совершенствование тех­ники;

 определяют наиболее рациональные формы материального поощрения, условия и размеры премирования на основе отрас­левых типовых положений.

 При разработке планов и в процессе их выполнения предприятия должны обеспечивать систематический рост производства за счет всемерного увеличения выпуска продукции, необходимой народному хозяйству и для поставки на экспорт, постоянно повышать технический уровень производства, улучшать эксплуатационные и потребительские качества продукции, снижать издержки производства, увеличивать прибыль и рентабельность.

 Особое внимание должно уделяться неуклонному повышению производительности труда, как решающему условию ускорения темпов роста производства и подъема благосостояния народа.

 6. Обязать плановые органы, хозяйственные организации и предприятия повысить уровень технико-экономического обосно­вания планов путем тщательной разработки и более широкого использования в планировании прогрессивных нормативов и балансовых расчетов — ежегодных балансов производственных мощностей и нормативных сроков их освоения, нормативных ре­жимов работы и производительности оборудования и механизмов, норм расхода материалов, сырья, топлива и электроэнер­гии, нормативов трудовых и денежных затрат, материальных и стоимостных балансов.

 Госплану СССР с привлечением заинтересованных организа­ций пересмотреть систему применяемых в планировании тех­нико-экономических нормативов и разработать методические указания по составлению и порядку утверждения этих нормативов хозяйственными и плановыми органами.

 Министерствам и ведомствам СССР на основе методических указаний Госплана СССР организовать разработку отраслевых технико-экономических нормативов применительно к особенно­стям соответствующих отраслей, с учетом широкого внедрения [664]  в производство достижений современной техники и передового опыта.

 7. Обязать плановые органы и хозяйственные организации обеспечивать устойчивость плановых заданий, устанавливаемых
предприятиям, путем тщательной увязки всех показателей плана.

 Прекратить неправильную практику внесения частых изме­нений в утвержденные планы, а также изменений отдельных показателей плана без соответствующего уточнения других по­казателей. Изменения планов предприятий вышестоящими орга­низациями могут допускаться в исключительных случаях после предварительного обсуждения этих изменений с руководством предприятия, с одновременным внесением в установленном порядке необходимых поправок во взаимосвязанные показатели плана и взаимоотношения с бюджетом.

 Поправки в планы производства товаров народного потреб­ления, вызванные обоснованным изменением заказов торгую­щих или сбытовых организаций, могут вноситься в течение года самим предприятием в пределах установленных ему плановых заданий по прибыли, а при необходимости уменьшения плате­жей в бюджет поправки вносятся по согласованию с вышестоя­щей организацией за счет имеющихся у нее резервов, с тем чтобы не допустить при этом сокращения объема товарных ре­сурсов и доходов государства.

 8. Поручить Госплану СССР с привлечением министерств и ведомств СССР и Госпланов союзных республик разработать и представить в Совет Министров СССР проект Положения о порядке и сроках составления, утверждения и доведения до предприятии контрольных цифр и плановых заданий на соответствующие периоды.

 Министерствам и ведомствам СССР на основе методических указаний Госплана СССР разработать и утвердить формы техпромфинпланов предприятий и инструкции по их составлению с учетом особенностей соответствующей отрасли промышлен­ности.

 9. Поручить разработать и утвердить номенклатуру промышленной продукции, предусматриваемой в пятилетних и годовых планах:

 Госплану СССР — по продукции, включаемой в Государст­венный план развития народного хозяйства СССР;

 министерствам и ведомствам СССР, советам министров союзных республик по согласованию с Госпланом СССР — по планируемой ими продукции.

 Номенклатуру планируемой продукции, по которой задания предприятиям в планах утверждаются вышестоящей организа­цией, следует сократить, особенно по товарам народного потреб­ления, производство которых планируется непосредственно пред­приятием с учетом заказов потребителей.

 [665] 10. В интересах последовательного осуществления хозрасчет­ных отношений между предприятиями, а также между пред­приятиями и сбытовыми, снабженческими, торговыми, сель­скохозяйственными, заготовительными и другими организациями установить, что хозяйственный договор должен являться основ­ным документом, определяющим права и обязанности сторон по поставкам всех видов продукции, включая продукцию, распре­деляемую в централизованном порядке. В соответствии с этим, как правило, отказаться от действующего ныне порядка реали­зации продукции по квартальным, месячным и разовым наря­дам, имея в виду, что наряды на централизованно распределяе­мую продукцию должны служить преимущественно основанием для заключения договоров.

 Договоры на поставку продукции должны заключаться прежде всего в соответствии со сложившимися рациональными производственно-хозяйственными связями, при этом предприя­тие-изготовитель не может нарушать эти связи без согласия за­казчика. Новые связи по поставкам централизованно распреде­ляемой продукции устанавливать по согласованию с соот­ветствующими сбытовыми и снабженческими организациями. Заключать, где стороны найдут это целесообразным в интересах устойчивых связей, хозяйственные договоры на несколько лет, с ежегодным уточнением ассортимента и количества продукции, сроков и других условий поставок.

 Повысить материальную ответственность предприятий и ор­ганизаций за невыполнение договорных обязательств по постав­кам продукции, с тем чтобы, как правило, возмещать причинен­ные убытки. Установить, что платежи по возмещению убытков, штрафам и пени относятся на результаты хозяйственной дея­тельности предприятий или организаций, по вине которых нару­шен договор.

 Усилить материальную ответственность железнодорожных, водных, автомобильных и других транспортных организаций за несвоевременный вывоз с предприятий и задержку доставки потребителям продукции, а также за сохранность продукции при ее перевозке.

Установить материальную ответственность проектных и кон­структорских организаций за допущенные ими в проектах, тех­нологических схемах и конструкциях дефекты, приведшие к потерям и дополнительным затратам в строительстве и при ос­воении введенных в действие объектов.

 Поручить Государственному комитету Совета Министров СССР по, материально-техническому снабжению, Госстрою СССР, Государственному арбитражу при Совете Министров СССР и Юридической комиссии при Совете Министров СССР совместно с заинтересованными организациями разработать и представить в Совет Министров СССР предложения о матери­альной ответственности промышленных, транспортных, [666] проектных и конструкторских организаций, а также должностных лиц этих организаций за невыполнение соответствующих заданий обязательств.

 11. В целях улучшения организации материально-техниче­ского снабжения считать необходимым:

 а) разработать рациональные схемы устанавливаемых на длительное время прямых связей между предприятиями, имея в виду создание наиболее целесообразно территориального и отраслевого разделения общественного труда и обеспечение наименьших издержек на производство продукции и ее транспортировку;

 б) обеспечить дальнейшее расширение системы снабжения предприятий материальными ресурсами через территориальные снабженческие и сбытовые базы в районах потребления и организовать оптовую торговлю средствами производства;

 в) укрепить хозяйственный расчет в деятельности снабженческих и сбытовых органов, усилить их материальную заинтересованность и ответственность за организацию рациональных хозяйственных связей между предприятиями, обеспечение бесперебойного снабжения народного хозяйства и ускорение оборачиваемости товарно-материальных ценностей.

 Поручить Государственному комитету Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению и Госплану СССР с привлечением министерств и ведомств СССР и соответ­ствующих республиканских органов в 3-месячный срок разра­ботать и представить в Совет Министров СССР конкретные предложения по улучшению организации и планирования материально-технического снабжения в указанных направлениях.

  II. По усилению экономического стимулирования предприятии и укреплению хозяйственного расчета

12. Признать необходимым усилить роль прибыли в экономическом стимулировании предприятий и повышении материальной заинтересованности коллективов и отдельных работников предприятий в достижении лучших результатов работы. Размеры прибыли, оставляемой в распоряжении предприятий, должны находиться в зависимости от улучшения результатов их хозяйственно-финансовой деятельности.

 Прибыль должна быть источником образования фондов пред­приятий, финансирования собственных капитальных вложений, прироста оборотных средств и других затрат предприятий.

 13. Установить, что в распоряжении предприятий за счет прибыли и других собственных ресурсов создаются:

а) фонд материального поощрения;

б) фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства;

[667] в) фонд развития производства.

Неиспользованные остатки указанных фондов переходят на следующий год и изъятию у предприятия не подлежат.

14. Фонд материального поощрения предназначается для премирования работников предприятий, вознаграждения за го­довые итоги работы предприятий, а также для оказания едино­временной помощи работникам.

15. Фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства используется для строительства и капитального ремонта жилых домов и культурно-бытовых учреждений, а также улучшения культурно-бытового обслуживания рабочих, инже­нерно-технических работников и служащих предприятия.

Предприятия могут использовать средства указанного фонда для долевого участия в совместном строительстве жилых домов и учреждений культурно-бытового назначения.

Установить, что вся жилая площадь, построенная за счет средств фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, используется для удовлетворения нужд работни­ков предприятия и распределяется самим предприятием с после­дующим сообщением исполнительному комитету Совета депута­тов трудящихся.

16. Фонд развития производства предназначается для финансирования капитальных вложений по внедрению новой техники, механизации и автоматизации, модернизации оборудования, обновлению основных фондов, совершенствованию организации производства и труда, а также на другие мероприятия по развитию производства, направленные на освоение новых видов изделий, рост производительности труда, снижение себестоимости и улучшение качества продукции, повышение рентабельности производства.

 Этот фонд образуется за счет отчислений от прибыли пред­приятия, части амортизационных отчислений, предназначенных для полного восстановления основных фондов, и выручки от реализации выбывшего и излишнего имущества (основных фондов).

 Размеры амортизационных отчислений, направляемых в фонд развития производства, устанавливаются Госпланом СССР и Министерством финансов СССР дифференцированно по отрас­лям промышленности в пределах от 30 до 50% амортизацион­ных отчислений, предназначенных для полного восстановления основных фондов, с учетом структуры, технического состояния основных фондов и особенностей развития отрасли.

 Отчисления в фонд развития производства от прибыли про­изводятся по нормативам, определяемым в зависимости от уве­личения объема реализации продукции или размера прибыли (в сопоставимых ценах) и от уровня рентабельности, предусмот­ренных в годовом плане. Нормативы устанавливаются стабиль­ными на ряд лет исходя из указанных показателей в процентах [668] к стоимости производственных основных фондов по отраслям промышленности, а в необходимых случаях — по группам пред­приятий с учетом также состава и возраста фондов.

 В планово-убыточных предприятиях фонд развития производства образуется за счет части экономии (против прошлого года) от снижения уровня убыточности (в пересчете на фактический объем реализованной продукции и услуг) и от снижения себестоимости продукции, части амортизационных отчислений, предназначенных для полного восстановления основных фондов, и выручки от реализации выбывшего и излишнего имущества.

 Поручить Министерству финансов СССР, Госплану СССР и Госбанку СССР с участием министерств и ведомств СССР и со­ветов министров союзных республик:

 а) подготовить и представить в Совет Министров СССР проект нормативов отчислений от прибыли в фонд развития производства по отраслям промышленности, предусмотрев при этом, что указанные нормативы в необходимых случаях могут дифференцироваться министерствами и ведомствами по группам предприятий;

 б) утвердить инструкцию о порядке образования и использования средств фонда развития производства.

 17. Установить, что капитальные вложения, производимые за счет фонда развития производства и фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, а также кре­дита банков, должны полностью обеспечиваться в государствен­ном плане развития народного хозяйства необходимыми мате­риально-техническими ресурсами и фондом заработной платы и включаться в планы подрядных строительно-монтажных работ (в части строительства, осуществляемого подрядным способом).

 18. Установить следующий порядок использования аморти­зационного фонда:

 а) амортизационные отчисления в части, предназначенной для капитального ремонта, остаются в распоряжении предприятия для использования по прямому назначению. Разрешить предприятиям расходовать эти средства также на модернизацию основных фондов, приобретение деталей и узлов, необходимых для проведения капитального ремонта, и нового оборудования взамен устаревшего, капитальный ремонт которого экономически нецелесообразен.

 Предоставить вышестоящим организациям право создавать резерв за счет амортизационных отчислений, предназначенных для капитального ремонта, в размере до 10% общего объема этих отчислений для использования на тех предприятиях, у ко­торых собственных средств на осуществление капитального ре­монта недостаточно;

 б) амортизационные отчисления, предназначенные для полного восстановления основных фондов, в размерах, установленных [669] в соответствии с п. 16 настоящего постановления, остаются в распоряжении предприятия и включаются в фонд развития производства.

 Остальная часть амортизационных отчислений, предназна­ченных для полного восстановления основных фондов, в соот­ветствии с действующим порядком используется как источник финансирования централизованных государственных капиталь­ных вложений.

 19.  Разрешить за счет средств фонда освоения новой техни­ки производить не только плановые затраты предприятий на конструкторские, опытные и другие работы по подготовке про­изводства новых видов гражданской продукции, осуществлен­ные до начала серийного выпуска продукции, но и единовремен­ные дополнительные затраты, связанные с повышением качест­ва, долговечности и надежности готовых изделий, а также по­вышенные затраты первого года массового производства от­дельных вновь осваиваемых изделий (разницу между себестои­мостью, принятой при утверждении цен на эти изделия, и плановой себестоимостью первого года их массового производ­ства).

20.  Установить, что предприятия, допустившие по своей вине невыполнение плана прибыли (сверхплановые убытки) и не обеспечившие в связи с этим сохранность собственных оборот­ных средств, обязаны возмещать образовавшийся недостаток собственных оборотных средств путем проведения организацион­но-технических мероприятий, обеспечивающих получение сверх­плановой прибыли (экономии) в последующие периоды, а в необходимых случаях также за счет временного (до двух лет) снижения отчислений от прибыли (экономии) в фонды пред­приятий в размере до 30%.

 В связи с этим:

 прекратить возмещение за счет бюджета недостатка собст­венных оборотных средств, образующегося по вине пред­приятий;

 разрешить Госбанку СССР предоставлять предприятиям кре­дит на срок до двух лет на временное восполнение недостатка собственных оборотных средств под их обязательства о проведе­нии конкретных мер, обеспечивающих восполнение недостатка собственных оборотных средств.

 Обязать Министерство финансов СССР и Госбанк СССР:

установить порядок восполнения недостатка оборотных средств, предусмотрев при этом льготы для вновь вводимых в строй предприятий;

 подготовить и представить в Совет Министров СССР пред­ложения об обеспечении необходимыми оборотными средствами промышленных предприятий.

 21.В целях повышения заинтересованности предприятий в лучшем использовании производственных основных фондов  и [670] оборотных средств установить отчисления предприятий в бюджет из прибыли в зависимости от стоимости производственных основных фондов и оборотных средств — плату за основные фонды и оборотные средства.

 Отчисления от прибыли производить в процентах к стоимости: производственных основных фондов; сверхплановых не прокредитованных банком запасов неустановленного оборудования на действующих предприятиях;  не прокредитованных банком нормируемых запасов товарно-материальных ценностей (кроме сверхнормативных сезонных запасов).

Не взимать плату за производственные основные фонды, созданные за счет фонда развития производства, в течение двух лет и за счет кредитов банка — до погашения ссуды. Освобо­дить вновь вводимые в действие предприятия, а также действу­ющие предприятия в части производственных фондов вновь вво­димых цехов от платы за основные фонды и оборотные средст­ва на срок освоения производственных мощностей, установлен­ный отраслевыми нормативами.

Разрешить министерствам и ведомствам СССР и советам министров союзных республик по согласованию с Министерст­вом финансов СССР устанавливать временно, в пределах пла­новых сроков освоения мощностей, льготы по платежам за ос­новные фонды и оборотные средства для отдельных предприя­тий, на которых в течение короткого времени в значительных размерах вводятся в действие новые основные фонды.

Уровень банковского процента по кредитам, предоставляе­мым под сверхнормативные запасы (кроме кредитов под сезон­ные запасы материальных ценностей и сезонные затраты на производство), устанавливать применительно к размерам платы за основные фонды и оборотные средства.

Министерству финансов СССР и Госплану СССР с участием министерств и ведомств СССР и советов министров союзных республик определить размеры, порядок введения у. взимания платы за производственные основные фонды и оборотные сред­ства, предусмотрев при этом установление платы за основные фонды и оборотные средства в отраслях промышленности, где уровень рентабельности позволяет ее ввести, с тем чтобы после осуществления пересмотра оптовых цен распространить плату за основные фонды и оборотные средства на другие отрасли промышленности.

Разрешить министерствам и ведомствам СССР и советам министров союзных республик в пределах установленной нормы платы за производственные основные фонды и оборотные сред­ства в необходимых случаях дифференцировать ее по группам предприятий.

Нормы платы за производственные основные фонды и обо­ротные средства (в процентах к их стоимости) устанавливаются на ряд лет, при этом должно быть обеспечено оставление у [671] нор­мально работающего предприятия прибыли, необходимой для образования фондов предприятия и покрытия плановых затрат (прироста собственных оборотных средств, капитальных вложе­ний и других). Следует исходить из того, что в перспективе пла­та за фонды, являющаяся частью прибыли (чистого дохода) предприятия, должна стать основной формой платежей в бюджет и важнейшим источником централизованных финансовых ресурсов государства.

22.   В связи с тем что у предприятий, находящихся в особо благоприятных природных и транспортных условиях, образуется дифференциальный чистый доход, установить для таких пред­приятий, в отношении которых не применяются расчетные цены, фиксированные (рентные) платежи в бюджет за счет при­были.

23. Установить, что проценты за пользование банковским кредитом относятся на результаты деятельности предприятий и не включаются в себестоимость продукции.

24. Установить следующий порядок распределения прибыли, полученной предприятием:

а) из прибыли предприятие в первую очередь вносит в бюджет плату за основные фонды и оборотные средства и фиксированные платежи, а также уплачивает проценты за банковский кредит;

 б) после внесения указанных платежей прибыль предприятия направляется на образование фонда материального поощрения, фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и фонда развития производства. Для определения нормативов отчислений эти фонды принимается прибыль за вычетом из нее платы за производственные основные фонды и оборотные средства, фиксированных платежей и процентов за банковский кредит;

 в) из оставшейся части прибыли осуществляется погашение кредита, предоставленного на капитальные вложения (кроме кредита, погашаемого за счет фонда развития производства), финансирование централизованных капитальных вложений, прироста собственных оборотных средств и других затрат в пределах сумм, предусмотренных по плану, а также производятся отчисления в резерв для оказания финансовой помощи и на другие цели в соответствии с решениями правительства СССР. Разница между общей суммой прибыли и указанными платежами и отчислениями, а также частью прибыли, используемой на покрытие плановых затрат, направляется в бюджет в виде взноса свободного остатка прибыли.

 Поручить Министерству финансов СССР, Госплану СССР и Госбанку СССР с участием ВЦСПС, министерств и ведомств СССР и советов министров союзных республик:

 а) подготовить и представить в Совет Министров СССР предложения о порядке образования резерва министерств и [672] ве­домств для оказания финансовой помощи предприятиям и хо­зяйственным организациям;

 б) разработать и утвердить Положение о порядке распре­деления прибыли (плановой и сверхплановой).

 III. По усилению материальной заинтересованности работников  в улучшении  работы  предприятий

25. В целях усиления материальной заинтересованности ра­ботников промышленных предприятий в повышении эффектив­ности производства, улучшении качества продукции, росте объ­ема реализации продукции и прибыли признать необходимым увеличить в оплате их труда ту часть, которая непосредственно зависит от улучшения общих итогов работы предприятия.

В соответствии с этим наряду с периодическим пересмотром в централизованном порядке тарифных ставок (окладов) по­вышать долю премий в заработной плате рабочих, инженерно-технических работников и служащих, а также ввести выплату вознаграждения работникам за улучшение общих годовых ито­гов работы предприятия за счет использования части фонда ма­териального поощрения.

Предусматривать в планах, по мере роста прибыли и рен­табельности производства, увеличение размеров прибыли, остав­ляемой предприятиям для материального поощрения работ­ников.

26. Установить, что в фонд материального поощрения кроме отчислений от прибыли включаются суммы премий, выплачива­емых рабочим по фонду заработной платы.

В целях стимулирования заинтересованности работников в повышении качества продукции отчислять в фонд материально­го поощрения предприятий по установленным нормам дополни­тельно часть прибыли, полученной за счет надбавки к цене за улучшение качества продукции, а также часть прибыли от ре­ализации новых высококачественных и улучшенных товаров народного потребления.

27. Размер отчислений от прибыли в фонд материального по­ощрения определяется по нормативам в зависимости от увели­чения объема реализации продукции (или размера прибыли) и уровня рентабельности, предусмотренных в годовом плане. Нор­мативы устанавливаются в процентах к фонду заработной платы:

за каждый процент увеличения объема реализации продук­ции в сопоставимых ценах (или размера прибыли), предусмот­ренный в плане данного года, по сравнению с предыдущим го­дом;

за каждый процент рентабельности, предусмотренный в годовом плане

[673] Нормативы предусматриваются стабильными на ряд лет и дифференцируются по отраслям (а при необходимости по груп­пам предприятий внутри отрасли). Предельные размеры отчис­лений в фонд материального поощрения не устанавливаются.

При утверждении показателей годового плана каждому пред­приятию в соответствии с установленными нормативами опре­деляются, размеры отчислений от прибыли в фонд материально­го поощрения.

При расчете годового уровня плановой и фактической рен­табельности в стоимость основных фондов не включаются фон­ды, вводимые во втором полугодии планируемого года.

Размеры фонда материального поощрения увеличиваются при повышении удельного веса новой продукции в общем объ­еме производства.

В планово-убыточных предприятиях фонд материального поощрения образуется за счет части экономии (против прошлого года) от снижения уровня убыточности (в пересчете на фактический объем реализованной продукции и услуг) и от снижения себестоимости продукции.

28. Отчисления от прибыли в фонд материального поощрения производятся ежеквартально по итогам работы за истекший пе­риод с начала года нарастающим итогом (квартал, полугодие, девять месяцев, год), исходя из данных о выполнении плана по реализации продукции и прибыли.

Отчисления в фонд материального поощрения в установленных размерах производятся при выполнении предприятием плана по прибыли и реализации продукции в номенклатуре, предусмотренной в плане.

При перевыполнении предприятием плана прибыли и реали­зации продукции производятся дополнительные отчисления в фонд материального поощрения.

При невыполнении предприятием плана прибыли и реализа­ции продукции в установленной номенклатуре отчисления в фонд материального поощрения производятся в пониженных размерах. Номенклатура продукции, при невыполнении плана по которой снижаются отчисления в фонд материального поощ­рения, устанавливается предприятиям вышестоящими органами при утверждении показателей годового плана. Другие ограничения по отчислениям в фонд материального поощрения не уста­навливаются.

Установить, что на поощрение работников предприятия рас­ходуется ежеквартально не более 90% средств, поступающих в фонд материального поощрения. Остальная часть фонда расхо­дуется на эту цель по окончании года при условии выполнения предприятием годовых плановых заданий по реализации про­дукции (или по прибыли) и рентабельности производства.

 На предприятиях с длительным циклом производства при отсутствии или незначительном объеме реализации продукции в [674] отдельные кварталы отчисления в фонд материального поощрения могут производиться в зависимости от выполнения плана производства.

 29. Установить, что фонд материального поощрения используется:

 а) на премирование рабочих, руководящих, инженерно-технических работников и служащих по устанавливаемым премиальным системам;

 б) для единовременного поощрения отличившихся рабочих, руководящих, инженерно-технических работников и служащих за выполнение особо важных производственных заданий;

 в) для выплаты вознаграждения рабочим, руководящим, инженерно-техническим работникам и служащим за общие результаты работы предприятия по итогам за год;

 г) для оказания единовременной помощи работникам предприятий.

 Распределение фонда материального поощрения по указан­ным в настоящем пункте направлениям производится админист­рацией предприятия с участием профсоюзной организации.

 30. Ввести систему премирования, обеспечивающую заинтересованность всех работников предприятий в росте объема реализации продукции или прибыли, а также повышении рентабельности производства.

 Руководящие работники предприятий и работники аппарата управления предприятий премируются за выполнение и перевыполнение плана по реализации продукции или прибыли при соблюдении условий премирования, устанавливаемых вышестоя­щей организацией с учетом особенностей отдельных отраслей и предприятий. В отдельных отраслях для руководящих, инженерно-технических работников и служащих аппарата управления предприятий могут быть, установлены другие показатели премирования.

 Показатели и условия премирования инженерно-технических работников и служащих цехов, служб и участков предприятия и размеры премий этим работникам устанавливаются руководителем предприятия по согласованию с профсоюзной организацией в пределах сумм, выделяемых из фонда материального поощренияпредприятия.

 Премирование рабочих производить по показателям и условиям премирования, устанавливаемым директором предприятия по согласованию с профсоюзной организацией на основе типо­вых положений, утверждаемых по отраслям промышленности.

 В хорошо работающих предприятиях, у которых за счет при­были образуется достаточный фонд материального поощрения, премии рабочим, выплачиваемые из фонда заработной платы, увеличиваются за счет фонда материального поощрения.

 Показатели, условия и размеры премирования устанавливаются ежегодно при утверждении годового плана. При этом не [675] должна допускаться множественность условий и ограничений в выплате премий.

 Премирование руководящих, инженерно-технических работников и служащих производится по месячным или квартальным результатам работы.

 При поощрении работников исходить из того, что размеры индивидуальной и коллективной оплаты труда должны нахо­диться в прямой зависимости не только от количества, но и от качества произведенной продукции. Сочетать принцип матери­альной заинтересованности с материальной ответственностью работников за результаты труда, для чего наряду с повышени­ем оплаты труда при улучшении качества продукции уменьшать оплату труда при ухудшении качества продукции и выпуске брака по вине работников предприятия.

31. Установить, что премии, начисленные руководящим работникам аппарата управления предприятий, при относительном перерасходе фонда заработной платы по предприятию в целом уменьшаются на сумму допущенного перерасхода, но не более чем на 50% от начисленных премий. Если предприятие в период до шести месяцев возместит допущенный перерасход фонда заработной платы, указанным работникам выплачивается 50% той части премии, которая не была выплачена в предыдущие периоды в связи с перерасходом фонда заработной платы.

В таком же порядке производится выплата премий при пе­рерасходе фонда заработной платы руководящим работникам цехов и служб предприятия. При этом перерасход фонда зара­ботной платы учитывается только по соответствующему цеху и службе предприятия.

Предприятие может использовать полученную в истекших кварталах данного календарного года экономию по фонду за­работной платы, пересчитанному в соответствии с процентом выполнения плана, на выплату заработной платы и премий в последующих кварталах этого же года.

При наличии экономии фонда заработной платы по пред­приятию в целом руководитель предприятия имеет право вы­плачивать премии в полном размере также руководящим работ­никам цехов и служб, улучшивших свою работу, но еще не воз­местивших перерасход фонда заработной платы, допущенный за прошлый период.

32. Выплата вознаграждения работникам предприятий за улучшение общих годовых итогов работы производится за счет части фонда материального поощрения в соответствии с полученной ими заработной платой и с учетом продолжительности непрерывного стажа работы на данном предприятии. Руководителям предприятий предоставляется право по согласованию с профсоюзной организацией уменьшать или увеличивать работникам эти поощрительные выплаты в зависимости от результатов их работы.

33.  [676] Премии и вознаграждения, выплачиваемые из фонда материального поощрения, учитываются при исчислении средней заработной платы работающего. I

34.  В целях повышения материальной заинтересованности рабочих в снижении трудоемкости производства и освоении, но­вых норм выработки и норм обслуживания при пересмотре норм на основе внедрения организационно-технических мероприятий; использовать часть средств полученной в связи с этим экономии для дополнительной оплаты труда рабочих в течение 3—6 месяцев.

Разрешить руководителям предприятий за счет этой экономии премировать также мастеров и других инженерно-технических работников производственных участков, принимавших непосредственное участие в разработке и внедрении указанных организационно-технических мероприятий.

35.  Предоставить право руководителям предприятий по со­гласованию с профсоюзной организацией при недостатке соответствующих категорий рабочих доплачивать за счет экономии фонда заработной платы (пересчитанного на процент выполне­ния плана) рабочим за совмещение профессий в размерах до 30% тарифной ставки или оклада заменяемого рабочего при со­кращении численности по сравнению с численностью, полагаю­щейся по установленным нормам обслуживания.

36.  При введении новой системы премирования работников, предусмотренной настоящим постановлением, сохранить дейст­вующий порядок премирования рабочих, инженерно-технических работников и служащих:

за создание и внедрение новой техники; за поставку продукции на экспорт;

за выпуск предметов широкого потребления из отходов про­изводства;

за лучшие результаты работы по итогам социалистического
соревнования.

Сохранить также на установленные сроки специальные пре­мии, выплачиваемые сверх фонда заработной платы.

37. Фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства создается за счет прибыли на тех же принципах и условиях, что и фонд материального поощрения.

 Предоставить право директорам предприятий по согласова­нию с профсоюзными организациями перераспределять средства между фондом материального поощрения и фондом социально-культурных мероприятий и жилищного строительства в преде­лах до 20% суммы каждого фонда.

 38.       Поручить Государственному комитету Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы совместно с Министерством финансов СССР, Госпланом СССР и ВЦСПС и с участием заинтересованных министерств и ведомств СССР разработать и представить в Совет Министров СССР:

 [677] а) проект нормативов отчислений от прибыли в фонд материального поощрения и в фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства по отраслям промышленности.

 Установить, что дифференциация этих нормативов по груп­пам предприятий производится министерствами и ведомствами СССР по согласованию с ЦК профсоюзов.

 При разработке нормативов исходить из того, что улучшение показателей хозяйственно-финансовой деятельности предприя­тий, учтенное в годовом плане, должно поощряться в больших размерах, чем перевыполнение плановых заданий.

 В тех случаях, когда у предприятия образуется прибыль за счет значительного превышения уровня рентабельности по срав­нению со средней рентабельностью по отрасли, отчисления в фонд материального поощрения от соответствующей части при­были производятся по пониженным нормативам;

 б) проекты положений о порядке образования и расходования фонда материального поощрения и фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства.

 39. Поручить Государственному комитету Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы совместно с ВЦСПС и с участием соответствующих министерств и ведомств:

 а) разработать и утвердить в соответствии с настоящим постановлением типовые положения о премировании работников по отраслям промышленности;

 б) разработать и представить в Совет Министров СССР предложения о порядке и сроках пересмотра норм выработки в промышленности.

 IV. О повышении роли кредита в развитии промышленности

40. Признать необходимым повысить роль кредита в развитии промышленности и стимулировании эффективности производства, с тем чтобы кредит Госбанка СССР более активно содействовал улучшению хозяйственно-финансовой деятельности предприятий.

 Госбанку СССР при кредитовании и расчетах осуществлять дифференцированный подход к предприятиям и организациям в зависимости от выполнения ими основных показателей плана — предоставлять преимущества хорошо работающим предприя­тиям и организациям, выполняющим планы производства и реа­лизации продукции и планы накоплений и сохраняющим собст­венные оборотные средства, и применять в необходимых случаях меры кредитного воздействия к плохо работающим предприя­тиям и организациям.

 41. Установить, что капитальные вложения в промышленности осуществляются:

 на строительство новых предприятий по централизованному [678] плану капитальных вложений в действующем порядке за счет средств государственного бюджета, прибыли и части амортиза­ционных отчислений, направляемых на полное восстановление основных фондов, в размерах, предусмотренных по финансовому плану, а по предприятиям, затраты на строительство которых могут быть возмещены в срок до пяти лет с момента ввода эксплуатацию, за счет кредита Стройбанка СССР и предусмот­ренных по финансовому плану на эту цель собственных средств промышленности;

 на реконструкцию и расширение действующих предприятий по централизованному плану капитальных вложений за счет предусмотренной по финансовому плану части прибыли и амор­тизационных отчислений, направляемых на полное восстановле­ние основных фондов, а также за счет кредита Стройбанка СССР. Реконструкция предприятий за счет средств государств венного бюджета производится только с разрешения Совета Ми­нистров СССР.

 Погашение кредита, полученного на строительство новых предприятий и на реконструкцию и расширение действующих предприятий по централизованному плану капитальных вложе­ний, производится за счет прибыли и части амортизационных отчислений, направляемых на полное восстановление основных фондов.

 Министерству финансов СССР предусматривать в Государ­ственном бюджете СССР необходимые средства для кредитова­ния централизованных капитальных вложений и передавать эти средства Стройбанку СССР в качестве ресурсов.

 42. Установить, что затраты по внедрению новой техники, ме­ханизации и улучшению технологии производства, обновлению оборудования, автоматизации производственных процессов, мо­дернизации оборудования и по осуществлению других мероприя­тий по техническому совершенствованию и улучшению органи­зации производства, а также затраты по расширению и органи­зации производства товаров народного потребления и улучшению их качества могут производиться при недостаточности средств фонда развития производства за счет кредита банк. Этот кредит предоставляется на срок до шести лет со дня вы­дачи первой ссуды при условии окупаемости затрат в пределах указанного срока за счет прибыли (экономии) от осуществле­ния кредитуемых мероприятий и 50% суммы налога с оборота от реализации товаров народного потребления.

 Кредит, выданный на затраты по внедрению новой техники и другие мероприятия по техническому совершенствованию про­изводства, погашается за счет средств фонда развития произ­водства.

 Кредит, выданный на затраты по увеличению производства товаров народного потребления, погашается за счет средств фонда развития производства,  а при  недостаточности  этого [679] фонда — за счет прибыли (экономии) и 50% суммы налога с оборота, полученного от реализации указанных товаров.

 43. В целях более эффективного использования оборотных средств, улучшения расчетов предприятий и усиления банков­ского контроля рублем за выполнением планов реализации про­дукции и прибыли установить, что кредитование предприятий несезонных отраслей промышленности производится Госбанком СССР преимущественно по обороту материальных ценностей и затрат на заработную плату на условиях долевого участия соб­ственных оборотных средств предприятий и банковского кре­дита.

 Проценты за пользование кредитом по обороту материаль­ных ценностей и затрат в пределах суммы, замещающей собст­венные оборотные средства, с предприятий не взыскиваются.

 44. Разрешить Госбанку СССР и Стройбанку СССР предо­ставлять предприятиям, стройкам и подрядным организациям в случаях возникновения у них временных финансовых затрудне­ний краткосрочный (до 30 дней) кредит для расчетов с постав­щиками за поставленные ими материалы, оборудование и ока­занные услуги, с погашением его в очередности, установленной для платежей за материальные ценности. Установить, что выда­ча указанного кредита может не приостанавливаться при нали­чии просроченной задолженности по ссудам длительностью до 30 дней.

 Стройбанку СССР предоставлять стройкам, предприятиям, организациям и учреждениям кредит на оплату оборудования в соответствии с Правилами финансирования строительства.

 45. В целях создания наиболее благоприятных финансовых условий для перехода на выпуск новой продукции и изделий повышенного качества разрешить Госбанку СССР предостав­лять предприятиям кредит:

 под сверхнормативные запасы сырья, материалов, полуфаб­рикатов, незавершенного производства и на расходы будущих периодов (включаемые в себестоимость продукции, вырабаты­ваемой в данном календарном году), образующиеся в связи с переходом на выпуск новой продукции и изделий улучшенного качества,— на срок до одного года;

 на осуществление мероприятий по выпуску новой продукции, повышению качества, надежности и долговечности изделий — на срок до одного года при условии окупаемости и погашения ссуд в течение этого срока за счет прибыли, получаемой от ре­ализации указанной продукции.

 46. Разрешить предприятиям, прекратившим дальнейший вы­пуск изделий, не пользующихся спросом у потребителей, пере­давать накопившиеся остатки этих изделий торговым и снабженческо-сбытовым организациям для реализации на комиссионных началах, а в случае отказа торговых и снабженческо-сбытовых [680] организаций от приема указанных ценностей на комиссию реали­зовать их государственным и кооперативным предприятиям и организациям.

 47. В целях повышения ответственности предприятий за праdильное использование оборотных средств и своевременный возврат кредита установить повышенные, по сравнению с платой за оборотные фонды, проценты за пользование отдельными вида­ми кредитов: на временное восполнение недостатка собственных оборотных средств, под сверхнормативные запасы товарно-ма­териальных ценностей, кредитуемые Госбанком СССР в порядке исключения, а также по просроченным ссудам.

 Повысить размер пени, взыскиваемой с покупателей за не­своевременную оплату расчетных документов за товарно-мате­риальные ценности и услуги.

 Уплаченные пени за задержку оплаты расчетных документов и штрафы за неосновательный отказ от акцепта платежных тре­бований относить непосредственно на результаты хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

 48. Разрешить Госбанку СССР по согласованию с Министер­ством финансов СССР кредитовать, в виде опыта, в 1966—1967 гг. отдельные предприятия на всю совокупную потребность в заем­ных средствах, необходимых для обеспечения выполнения плана производства и реализации продукции.

 49. Госбанку СССР выдавать предприятиям средства для выплаты заработной платы в меру выполнения плана производ­ства продукции. Показатель, по которому устанавливается объем производства при выдаче средств на заработную плату, определяется по отраслям промышленности министерствами и ведомствами СССР по согласованию с Госбанком СССР.

 При перевыполнении плана производства продукции средст­ва на заработную плату выдаются Госбанком СССР с примене­нием соответствующих нормативов за каждый процент перевы­полнения. При недовыполнении плана производства выдача средств на заработную плату производится с применением тех же нормативов.

 50. Установить, что Госбанк СССР осуществляет контроль за расходованием фондов заработной платы поквартально.

 При перерасходе предприятиями фонда заработной платы в целом за квартал против суммы, причитающейся в меру выпол­нения плана, они обязаны возместить допущенный перерасход путем создания экономии по фонду заработной платы в течение одного-двух кварталов.

 51. Поручить Госбанку СССР представить в Совет Минист­ров СССР в 3-месячный срок предложения о внесении в порядок кредитования и расчетов изменений, вытекающих из настоящего постановления.

 [681]

V. О совершенствовании оптовых цен на продукцию промышленности

 52. В целях усиления роли цен в развитии социалистической экономики и повышении эффективности общественного произ­водства обязать Государственный комитет цен при Госплане СССР разработать и представить в Совет Министров СССР к 1 января 1966 г. предложения об основных направлениях и ор­ганизации работы по подготовке новых оптовых цен на промыш­ленную продукцию, исходя при этом из необходимости:

 а) наибольшего приближения цен к уровню общественно необходимых затрат труда, с учетом возмещения всем нормаль­но работающим предприятиям издержек производства и получе­ния ими прибыли в размерах, обеспечивающих, как минимум, плату за производственные фонды и создание устанавливаемых настоящим постановлением фондов предприятий;

 б) установления правильных соотношений цен на взаимоза­меняемую продукцию отраслей промышленности, обеспечиваю­щих стимулирование технического прогресса и оптимальные пропорции в развитии отдельных отраслей производства.

 В указанных предложениях предусмотреть пересмотр уста­ревших стандартов и технических условий, упорядочение норма­тивной базы на предприятиях, а также мероприятия по широко­му использованию современной вычислительной техники для разработки цен.

 Новые цены ввести в действие в 1967—1968 гг.

 Поручить Госплану СССР, Министерству финансов СССР и Государственному комитету цен при Госплане СССР внести не­обходимые поправки в действующие цены на продукцию тех отраслей промышленности, в которых переход на новые условия экономического стимулирования будет происходить ранее ука­занных выше сроков, с тем чтобы устранить в ценах на продук­цию, этих отраслей неоправданные различия в рентабельности.

 53. В качестве первоочередных мер для улучшения действу­ющих оптовых цен признать необходимым:

 а) установить порядок, по которому одновременно с введе­нием новых стандартов и технических условий, предусматрива­ющих повышение требований к качеству, надежности и долго­вечности продукции, должны пересматриваться оптовые цены на эту продукцию с учетом дополнительных затрат и экономи­ческого эффекта для потребителей. Включать в прейскуранты на отдельные виды продукции надбавки к ценам за улучшение эксплуатационных и потребительских свойств продукции по сравнению с показателями, предусмотренными стандартами и техническими условиями.

 Обязать министерства и ведомства СССР и советы минист­ров союзных республик разработать и совместно с Государст­венным комитетом стандартов, мер и измерительных приборов [682] СССР включить в действующие стандарты и технические условия, в которых это не было предусмотрено, объективные показатели качества, надежности и долговечности продукции; в первую очередь внести указанные дополнения в действующие стандарты и технические условия по изделиям машиностроения.

 Предоставить право предприятиям-изготовителям при выпол­нении разовых заказов по специальным требованиям заказчи­ков, предусматривающим улучшение отдельных технико-эконо­мических показателей поставляемых изделий по сравнению с действующими стандартами и техническими условиями, уста­навливать по договоренности с заказчиками единовременные доплаты к оптовым ценам в тех случаях, когда применение доплат за выполнение указанных требований заказчиков не предусмотрено в прейскурантах;

 б) устанавливать оптовые цены на новую продукцию на та ком уровне, при котором за счет лучших технико-экономических показателей новой продукции по сравнению со старой обеспечивались бы потребителю экономическая выгода, а изготовителю возмещение дополнительных затрат и, как правило, повышенная рентабельность по сравнению с рентабельностью ранее выпускавшейся продукции.

 Обязать Государственный комитет цен при Госплане СССР установить по представлению министерств и ведомств СССР и советов министров союзных республик порядок определения оптовых цен на новые виды продукции;

 в) принять дополнительные меры к выравниванию рента­бельности различных предприятий в пределах одной и той же отрасли путем использования фиксированных платежей в бюд­жет, внесения при необходимости поправок в действующие прей­скуранты, применения групповых расчетных цен;

 г) расширить практику утверждения по продукции, облага­емой налогом с оборота, прейскурантов оптовых цен предприя­тий с изъятием налога с оборота в виде разницы между рознич­ными ценами за вычетом торговых скидок и оптовыми ценами предприятия.

 По продукции, с которой налог с оборота не может взимать­ся в виде разницы в ценах, установить порядок введения ставок налога с оборота одновременно с установлением цен. При этом должна обеспечиваться рентабельность не менее 15%, но не ни­же средней рентабельности по предприятию;

 д) проводить своевременный пересмотр устаревших оптовых цен на отдельные группы изделий в случаях, когда такие цены сдерживают производство и внедрение в народное хозяйство но­вой, прогрессивной техники, а также создают трудности в сбыте продукции.

 54. Считать необходимым иметь в распоряжении Государст­венного комитета цен при Госплане СССР специальный фонд текущего регулирования оптовых цен, за счет которого [683] осуществлять пересмотр оптовых цен по решению государственных органов ценообразования без перерасчетов между предприятия­ми-изготовителями и потребителями данной продукции.

 Разрешить предприятиям при необходимости реализовывать произведенную ими продукцию, не пользующуюся спросом, по более низким оптовым ценам, чем предусмотрено прейскуран­тами, с отнесением потерь на результаты деятельности этих предприятий, но без уменьшения размеров платежей в бюджет, предусмотренных планом.

 Обязать Государственный комитет Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению по согласованию с Го­сударственным комитетом цен при Госплане СССР дать указа­ния о порядке реализации такой продукции.

 55. Ограничить применение временных цен на вновь осваи­ваемую продукцию, расширить практику установления лимит­ных групповых цен, а также нормативов калькулирования по продукции, цены на которую устанавливаются по соглашению сторон.

56. Повысить ответственность руководителей предприятий и хозяйственных организаций за соблюдение установленных цен и действующего порядка ценообразования. При выявлении фактов завышения оптовых цен изымать всю сумму получен­ной дополнительной выручки в доход государственного бюд­жета.

 Обязать ЦСУ СССР по согласованию с Государственным комитетом цен при Госплане СССР обеспечить своевременную статистическую информацию по вопросам цен, позволяющую осуществлять систематический контроль за правильностью ус­тановления цен и уровнем фактической рентабельности произ­водства отдельных изделий.

 ***

 57. В связи с тем, что осуществление мероприятий, преду­смотренных настоящим постановлением, требует тщательной под­готовки, считать необходимым провести эти мероприятия посте­пенно.

 В 1966 г. осуществить их в отдельных отраслях промыш­ленности. Полностью и повсеместно перевести предприятия на новую систему планирования и стимулирования промышленного производства в 1967—1968 гг.

 Поручить Госплану СССР, Министерству финансов СССР, Госбанку СССР, Стройбанку СССР, Государственному комите­ту Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Государственному комитету цен при Госплане СССР и ЦСУ СССР в 3-месячный срок представить на рассмотрение Со­вета Министров СССР соответствующий проект плана органи­зационных мероприятий.

 [684] Госплану СССР, министерствам и ведомствам СССР обеспе­чить разработку положений и инструкций по вопросам совершенствования планирования и усиления экономического стимулирования промышленного производства в полном соответствии с настоящим постановлением.

 58. Проведение в жизнь предусмотренных настоящим постановлением мероприятий требует коренного улучшения экономической работы в планирующих и хозяйственных организациях и на предприятиях. В этих целях должна быть серьезно улучшена подготовка кадров экономистов, а также экономическое обучение инженеров в учебных заведениях.

 Поручить Министерству высшего и среднего специального образования СССР:

 а) пересмотреть учебные планы и программы соответствую­щих высших и средних специальных учебных заведений, имея в виду, что они должны готовить экономические и инженерные; кадры для народного хозяйства, обладающие глубокими знания­ми экономики производства, научной организации труда и уп­равления социалистическими предприятиями;

 б) совместно с министерствами и ведомствами организовать переподготовку руководящих и инженерно-технических кадров предприятий, объединений и других хозяйственных организаций, с тем чтобы эти кадры хорошо знали экономику промышленно­сти и умели правильно анализировать работу предприятий.

 ***

 Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР об­ращают внимание всех партийных, хозяйственных, советских, профсоюзных и комсомольских организаций на то, что прове­дение в жизнь намеченных мероприятий является важнейшей народнохозяйственной задачей.

 Совершенствование планирования и усиление экономического стимулирования промышленного производства позволят полнее использовать преимущества социалистической системы хозяй­ства и будут способствовать успешному решению задач по соз­данию материально-технической базы коммунизма, ускорению темпов роста национального дохода и неуклонному повышению уровня жизни народа. Эти мероприятия представляют собой дальнейшее развитие ленинских принципов социалистического хозяйствования, основанных на сочетании личной материальной заинтересованности с высокой сознательностью активных строи­телей коммунистического общества.

 Внедрение экономических методов хозяйствования неразрыв­но связано с дальнейшей демократизацией управления произ­водством, всемерным повышением роли и творческой активности рабочих, инженерно-технических работников и служащих в уп­равлении производством.

 [685] Партийные, хозяйственные, советские, профсоюзные и комсо­мольские организации должны поставить проведение мероприя­тий по совершенствованию планирования и усилению экономи­ческих методов стимулирования промышленного производства в центр своего внимания, усилить работу по воспитанию работ­ников предприятий в духе сознания высокого долга и ответст­венности за результаты своей работы и работу всего коллекти­ва, обеспечить активное участие широких масс рабочих, инже­нерно-технических работников и служащих в использовании имеющихся резервов для ускорения технического прогресса, по­вышения качества продукции и эффективности производства.

(Источник: Постановления партии и правительства по хозяйственным вопросам, т. 5, М., 1968, стр. 658-685)