эсхатология денег и грех капиталистического уныния
Прислано Integral 11 2011 20:15:34
С одной стороны, "Протестантская этика" Вебера - это полная чушь, которая к тому же открыла целый жанр исследований аналогичной чуши о культурных детерминантах экономического успеха. Но с другой, в главном-то Вебер прав. Капитализм - это чисто христианское изобретение, подчиняющееся тем же правилам и принципам, что и последователи Иисуса.
Например, капитализм запрещает предаваться унынию. Попробуйте на совещании в ближайший понедельник произнести речь и бренности всего сущего, о неправильно растраченом бесценном времени и процитировать пару строк из Камю. Какой это будет иметь эффект? На людях, пожалуй, все посмеются, а потом за закрытыми дверями пошепчутся: этому больше нельзя доверять важных заданий, мало ли какое камю он еще выкинет.
Быть включенным в капитализм - значит излучать ежедневный подтянутый энтузиазм почище стахановского. Стахановцам хотя бы разрешалось скорбеть о смерти вождей и о страданиях испанских женщин, а нам в капитализме и этого не положено. Нужно постоянно поддерживать своими действиями всеобщую уверенность в осмысленности всего происходящего, быть наемным работником - значит осуществлять постоянные семантические инвестиции. Кто-нибудь когда-нибудь видел меня в плохом настроении на работе? Нет, конечно, потому что я - профессионал.
Эта постоянная радость о капитале как постоянная экстатическая практика возможна, в свою очередь, лишь в рамках более широкой эсхатологии денег. Сиюминутный процесс накопления встроен в Вечную Прибыль, здесь-прибыль есть лишь приуготовление к Прибыли-в-себе. Иными словам, условием участия в капиталистической экономики являятся вера в самоценность извлечения прибыли и неограниченную мощь этого процесса.
Только безумец может печалиться, когда видит, как деньги, умирая, опять возрождаются с новой силой.
Источник