о Таганке Прислано Integral 05 2011 13:30:46Прежде всего, должен с сожалением заметить: как сказал кто-то из великих (впрочем, это, кажется, я же и был), люди в России совершенно не приучены мыслить абстрактно. Вот и сейчас хомячки, тысячи их, подняли вой о том, какой Любимов гениальный режиссёр. Между тем, к сути дела это не имеет совершенно никакого отношения. Режиссёр Юрий Любимов тут вообще ни при чём, речь не о нём.
Другое дело - предприниматель Юрий Любимов. Да, театр на Таганке ему официально не принадлежит. Но ведь известно: важно не то, кто формально владеет той или иной собственностью, а то, кто ею реально управляет. В данном случае Любимов может бесконтрольно нанимать и увольнять актёров, а плата, которую они получают, зависит от настроения гениального Любимова и расположения звёзд над его головой. Так что в данном случае правомерно будет рассматривать его как бизнесмена.
Именно так. Но я хочу обратить ваше просвещённое внимание вот на что: здесь понятия "вытирать с лица плевки" и "выворачивать карманы" поставлены в один ряд. И это не случайно.
Если я, допустим, напишу, что в России человеческое достоинство не значит ничего, что здесь все привыкли унижать и унижаться, что здесь не знают, что такое гордость и самоуважение - не меньше десятка комментаторов ответит: "Боян". А куда деваться - и в самом деле боян, причём уже не первый век.
Но почему-то мало кто задумывается об экономической подоплеке этого явления. А ведь она проста - это всего-навсего средство сэкономить. Если человек привык, что об него постоянно вытирают ноги, если он твёрдо усвоил, что он никто и звать его никак - тогда он вряд ли будет бороться за свои трудовые права и требовать повышения зарплаты. Если что, ему просто скажут: "Достойная зарплата? А чего же ты достоин?". И он замолчит - ответить будет нечего.
Хоть и некрасиво пиарить самого себя, но всё же: это перекликается с моим недавним постом о ересях. Вот и здесь тоже человека обыкновенно рассматривают по частям. Дескать, человек как личность и как гражданин - одно дело. А он же как наёмный работник - это уже отдельная ипостась.
Но на самом-то деле это едино. Если граждане бесправны у себя на работе, они и в политической жизни не могут быть полноправны, да и в личном плане не смогут себя уважать.
Поэтому борьба за личное достоинство - это одновременно борьба за достойную зарплату. Разумеется, верно и обратное утверждение.