Невидимый протокол
Прислано Integral 10 2011 19:47:21
«и было у него два ока: одно -- дреманное, а другое -- недреманное. Дреманным оком он ровно ничего не видел, а недреманным видел пустяки». -М.Е. Салтыков-Щедрин
8 июня Медведев встретился с представителями российских экологов, и озадачил их довольно неожиданным пассажем. Вместо того, чтобы отделаться общими словами о «приоритете экологии» - президент решил лично нанести удар по защитникам Химкинского леса, заявив, что альтернатив трассе через Химкинский лес он «не видит». В качестве виновного в таком плачевном положении он назвал бывшего мэра Москвы Лужкова. Излишне говорить, что само «Движение в защиту Химкинского леса» на встречу приглашено не было – как и другие смутьяны наподобие «Экологической вахты по Северному Кавказу» и «Байкальской экологической волны» .
Каким образом Президент ухитрился не заметить 11 вариантов прокладки трассы, предложенных ему в Независимой экологической экспертизе еще 1 февраля?
Неискушенному в российских политико-экономических реалиях человеку кажется резонным обратиться к аргументам сторонников трассы через лес. Известно, что решение о продолжении строительства принималось правительственной комиссией по транспорту и связи 14 декабря 2010 года. Надо просто поднять стенограмму заседания комиссии и изучить представленные нам веские доводы. Глядишь – и сами экологи, уронив скупую слезу, согласятся с Президентом …
Этому долго мешало одно интересное обстоятельство: протокол заседания комиссии несет гриф «Для служебного пользования» - довольно неожиданный формат в рамках открытых «экспертных и общественных обсуждений»! Тем не менее, документ достать все-таки можно.
В протоколе и правда есть целый список аргументов, призванных убедить нас пожертвовать Химкинским лесом. Начнем с самого начала:
«Изменение утвержденного варианта трассы прохождения автодороги приведет к:
- возникновению правовых оснований у концессионера для разрыва концессионного соглашения по вине концендента, что может либо полностью остановить строительство автодороги, либо потребует для продолжения строительства дополнительного финансирования из федерального бюджета в объеме 36 млрд. рублей;
- дополнительным расходам федерального бюджета в размере 5,5 млрд. рублей для выплаты возмещения концессионеру в связи с расторжением договорных документов»
Пока остановимся. 41,5 млрд. – действительно впечатляющая сумма. Откуда она взялась?
По условиям концессионного соглашения, концессионер привлекает средства инвесторов. Поэтому отказ концессионера от проекта означает потерю инвесторов. Звучит убедительно – но только на первый взгляд. Реальные инвесторы в лице ведущих европейских банков отказались участвовать в сомнительном проекте еще весной 2010 года – и их место заняли «Сбербанк» и «Внешэкономбанк». Таким образом, получается, что иностранный концессионер (а 100% ООО СЗКК принадлежит французской Vinci Concessions Russie) угрожает лишить российское государство российских же денег, вкладываемых российскими банками с контрольным пакетом в руках российского государства!
Остается 5,5 млрд. компенсации концессионеру. Можно охотно поверить, что в концессионном соглашении (тоже, кстати, засекреченном) как раз такие условия и указаны. Вот только концессионер пока не потратил ни копейки на «подготовительные работы» - которые ведутся в виде вырубки леса и засыпки русла Клязьмы. Все финансирование этой малопочтенной деятельности осуществляется из российского бюджета, а работают – ООО «ДорИнжСтройПроект» (бывший «ПО Теплотехник»), ротенберговская (по слухам) «Трансстроймеханизация» и их многочисленные субподрядчики. За что же здесь компенсировать 5,5 миллиардов концессионеру?! Так и ждешь, что гарант увидит, возопит, вознегодует…
Что интересно – хотя сама Vinci неоднократно открещивалась от любого влияния на выбор маршрута трассы – в упомянутом совещании участвовали минимум двое представителей Совета директоров ООО «СЗКК»: некие Стадников и Степанов. Поскольку никаких возражений с их стороны в протоколе не зафиксировано – получается, что они были полностью согласны с неприкрытым шантажом в пользу уничтожения леса.
Одно из двух: либо Vinci публично лжет, либо она де-факто не контролирует действия концессионера по проекту. Последнее теоретически возможно – поскольку материнской компании Vinci Concessions принадлежит лишь 39% Vinci Concessions Russie – и, следовательно, ООО «СЗКК». Основным владельцем, по результатам антикоррупционного исследования, является Sunstone Ltd //ссылка. Но тогда получается совсем интересно – Россию шантажирует потерей 40 с лишним миллиардов ее собственных денег компания, «прописанная» по одному из адресов массовой регистрации на Кипре, и располагающая собственным капиталом аж в 1,700 евро! Единственная ее «заслуга» - в том, что за ней маячит Ротенберг и неустановленные владельцы другого оффшора – Peak Shores Investment с Британских Виргинских островов...
Поняв суть финансовых выкладок, перейдем к прочим «аргументам». Читаем дальше, к чему проведет отказ от трассы через лес:
«дополнительным расходам федерального бюджета на перенос коммуникаций и выплат землевладельцам в зоне прохождения автодороги по новому маршруту. При этом 2,5 млрд. руб. из федерального бюджета уже были потрачены на указанные цели в зоне прохождения автодороги по утвержденному маршруту»
На самом деле, никаких следов переноса коммуникаций к декабрю 2010 кода в Химкинском лесу не было и в помине. Это неудивительно – поскольку тендер на перенос коммуникаций был объявлен лишь в конце 2010 года и к Новому году … признан несостоявшимся (http://zakupkiold.gov.ru/Tender/ViewPurchase.aspx?PurchaseId=970114 ). Поэтому, кстати, газопровод высокого давления до сих пор лежит посреди просеки под дорогу. А что касается выплат землевладельцам – лесные земли выкупались, как известно, по кадастровой стоимости 1 руб. за квадратный метр. Куда ушли эти 2,5 млрд. – знают, наверное, лишь «Автодор» и Левитин.
Далее мы узнаем, что пересмотр проекта приведет к «необходимости дополнительного расселения жителей 34 жилых домов». Различные варианты маршрута трассы нигде не показываются, хотя их рассмотрено якобы 6. Относится ли цифра 34 ко всем вариантам, или какому-то одному из них? Согласно независимой экологической экспертизе, вариант прокладки параллельно Ленинградскому шоссе в полосе отчуждения ЛЭП вовсе не требует сноса жилых домов, что подтверждается вполне авторитетными мнениями Министра энергетики и нового Мэра Москвы: «Современные технологии это позволят, - подчеркнул Министр энергетики Сергей Шматко. - Благодаря этому удастся освободить от наземных ЛЭП до 500 гектаров земли, которая пойдет под дорожное строительство".
"Это позволит быстро прокладывать новые автодороги, - добавил Мэр Москвы Сергей Собянин. - В зоне прохождения ЛЭП нет домов, частных строений, поэтому не потребуется много усилий, времени и денег на согласование спорных вопросов с частниками и застройщиками. Коридоры, где сейчас пролегают ЛЭП, составляют более 300 километров, а их ширина - от 50 до 100 метров. Это практически идеальная площадка для прокладки дорог и коммуникаций".
И, наконец, последний аргумент: спасение Химкинского леса приведет к «корректировке сроков строительства автодороги в сторону увеличения ориентировочно до 2017 года».
Но уже в марте 2011 Кельбах заявляет, что дорогу будут строить «ускоренными темпами» и сдадут опять-таки к… 2017 году (столетие революции?)! http://www.newsmsk.com/article/21Mar2011/trassa_uskor.html Правда, оговаривается, что участок через Химкинский лес планирует сдать то ли к 2013, то ли к 2014. Но зачем нужен упирающийся в Бусиновскую развязку тупиковый кусок недостроенного шоссе? Не разумнее ли было пересмотреть проект и сдать всю дорогу в комплексе, не губя леса?
Получается, что все «аргументы» правительственной комиссии – либо откровенная ложь, либо подтасовка фактов. Потому, собственно, их и понадобилось прятать под грифом «ДСП».
Почему гарант не смог разглядеть откровенной подтасовки – вопрос риторический. Интереснее другое – почему он отказался от позиции «молчаливого согласия» и рискнул лично взять на себя роль губителя Химкинского леса в предвыборный год?
Во-первых, рискну утверждать, это является обнадеживающим признаком для защитников леса. Задействование «тяжелой артиллерии» говорит о том, что губители леса отчаялись достичь успеха, опираясь лишь на низовой полицейски-чоповски-бандитский произвол. Эколагерь действует и останавливает незаконные работы, концессионер не торопится подписывать обещанное допсоглашение, а планируемый «Антиселигер» грозит снова прервать проект, как сделал это в свое время многотысячный митинг на Пушке.
Во-вторых, подобные высказывания Медведева означают, что он вряд ли будет кандидатом «партии власти» на следующих выборах. Показательно, что на фоне неожиданной, на первый взгляд, медведевской антиэкологичности вдруг зазвучали слова о приоритете экологии в дорожном строительстве со стороны старшего тандемщика. Не исключено, что мы наблюдаем всего лишь предвыборную игру в «доброго и злого следователя» - только роли поменялись.
Что же нам остается? Только одно – продолжать борьбу за Химкинский лес, четко осознавая, что нет и в помине доброго царя-батюшки, готового вникать в какие-то там «экспертизы» и «анализы» во имя абстрактного блага страны и ее народа . Или хотя бы злого, с трубкой и усами, проводящего ночи над секретными планами победы социализма в мировом масштабе. Империя ушла – остались оффшорные цепочки, продажные чиновники и липовые протоколы правительственных комиссий. И наша иррациональная вера в справедливость верховной власти - которую персонифицирует невысокий человек, так любящий говорить о модернизации.
Источник