Про критику Церкви
Прислано Integral 11 2011 14:07:01
Ответ Патриарха на вопрос про критику Церкви: "Ваше Святейшество! Я всегда с душевной болью сталкиваюсь с людьми, которые враждебно относятся к вере и к Православной Церкви. Удивляюсь, почему этих людей так много. После стольких мучений и страданий, перенесенных в XX веке нашей Церковью, священниками, верующими, это кажется странным. Нет такой лжи и злобной клеветы, пущенной о Церкви и ее иерархах в СМИ, которая бы не была с радостью подхвачена. Может быть, и самой Церкви стоит иначе относиться к этому и как-то изменить свою работу с людьми и с миром?"
-----------------------
На самом-то деле критика - это как раз позитивный для РПЦ знак.
Знак того, что РПЦ с её идеями ещё кого-то интересует.
А между тем, мне думается, что общественное внимание идёт на спад.
И сколько-нибудь широкая критика уйдёт вместе с ним.
Интерес к РПЦ в постсоветское время был обусловлен незнанием и соответственно, новизной ощущений. Критика (независимо от того, справедлива она или нет) выражает процесс узнавания: "мы думали, там так-то, а там - вот так-то!".
+ активная экспансия: те сферы общественной жизни, которые с советских времён были свободны от религии, теперь "воцерковляются". Что вызывало любопытство - надо же, они уже и космодромы освящают. Что ещё осталось неосвящённым? Баллистические ракеты "Сатана"?
Воцерковляется не только настоящее, но и прошлое - Гагарин летал, Бога видел и тайно молился. И Королёв молился. Только Хрущёв не молился, он диаволу служил. Короче, все хорошие люди были всегда верующими (хоть тайными или неосознанными), а все плохие были всегда неверующими.
Это пока ещё кажется новостью, у кого-то вызывает озарение, у кого-то возмущение.
Но следующая-то реакция за тем: "так-то у них - ну и ладно".
Привыкание неизбежно наступает.
К тому, что РПЦ ныне - в каждой бочке затычка - уж привыкли.
К тому, что ни одно значимое событие не обходится без священника в кадре - тоже.
Рутина.
Пришёл поп побубнить - ну и пускай себе бубнит, такая у него работа.
А чего он там бубнит - и так понятно. ОПК всем преподали.
Кого-то ещё возмущает, что пьяный священник хулиганит.
Так ведь скоро перестанет возмущать.
Пьяный поп? Эка невидаль.
Какой-то очередной православный начальник про длину юбок чего-то говорит? А что же он ещё должен говорить.
"Ну ладно, давай, бухти мне, как космические корабли бороздят Большой театр. А я посплю".
Потому, кстати, я довольно скептически отношусь к институализации атеистов и антиклерикалов.
Широкие антиклерикальные кампании только подогревают угасающий общественный интерес к РПЦ (впрочем, тренд переломить они всё равно не в состоянии).
Я бы поэтому на месте церковников ещё бы и приплачивал антиклерикальным журналистам за бесплатную рекламу и будораживание общественности.
А ведь кажется, функционеры ещё этого не понимают, и желают провалиться "врагам Церкви" в преисподнюю как можно скорее.
Наивные. Впрочем, наверное, добьются своего.
Тема РПЦ станет такой же банальностью, как и тема чиновничества и постепенно перестанет кого-либо в обществе занимать, кроме, разве что, очень узкого круга людей, для которых религия - область личных увлечений.
Источник