ЛЮБОВЬ, БРАК И СЕКС
Прислано Integral 22 2011 13:01:54
Поскольку мы рассматриваем в основном XIV и местами XV век (то есть фактическую границу Средневековья и Ренессанса), хотелось бы напомнить, что "возрожденческая" и средневековая точки зрения относительно представительниц прекрасного пола существенно расходятся. Если в описаниях того времени мужчины традиционно делятся по сословиям - дворянин, горожанин, ремесленник, крестьянин, - то женщина всегда и постоянно именуется не по социальному, а по семейному положению. Жена, сестра, дочь, мать итд. (Монахов и монашек как совершенно отдельную касту мы не берем - это совсем другая тема).
Для того, чтобы составить представление о нравах эпохи, достаточно взглянуть на систему запретов и наказаний за определенные нарушения - они весьма ярко показывают, что тогда осуждалось и делать было нельзя, но люди все равно делали (иначе эти пункты не попали бы в прецедентное законодательство). Таким образом, для начала поговорим о юридической стороне дела.
Мориса Дрюона читали все, и все помнят историю с Нельской башней и "узницами Шато-Гайара" - по тем временам это был грандиозный скандал: троих благороднейший дам, Жанну и Бланку Бургундских вкупе с их кузиной Маргаритой взяли в самом прямом смысле этих слов за голые жопы во время во время групповухи с конюшими его величества Готье и Филиппом д'Онэ (не путать "конюшего" с "конюхом" - серьезная придворная должность, вроде директора спецгаража номер 1. Полный титул Готье д'Онэ - сир де Монси-ле-Нёф дю Мениль де Гран-Мулен).
Как и почему король Филипп IV Красивый и дофин Людовик, муж Маргариты, решили дать публичный ход делу о разврате и супружеской измене и вынести сор из избы на первый взгляд не очень понятно - Дрюон объясняет это интригами Робера д'Артуа, якобы распеарившего данную историю по всем салонам, но я думаю, что Дрюон преувеличивал. На страже мужской чести стоял закон, и замять Нельскую авантюру было бы невозможно: если король не соблюдает закон, что что скажут на это подданные?
Вот, собственно, сам Людовик X. Поскольку опять же законодательно прелюбодеяние не считалось основанием для развода, он отдал приказ ликвидировать Маргариту Бургундскую, что и было сделано в 1315 году. Ничего не поделаешь - интересы семьи и продолжения рода стоят превыше всего.
Единственной сферой уголовного судопроизводства, касавшейся преимущественно женщин и требовавшей их присутствия в зале суда, были дела, связанные с преступлениями, совершенными на сексуальной почве: с проституцией, изменами или абортами. И именно эти преступления, как, впрочем, и преступления, совершенные против женщин, но также связанные с сексуальной сферой (изнасилования, оскорбления, похищения), имели непосредственное отношение к вопросу о понимании чести и достоинства женщины в средние века.
"Супружеская пара" из "Псалтыря св. Альбана", XII век.
Клод Говар в книге "Honneur de femme et femme d’honneur en France a la fin du Moyen Age" приводит несколько весьма показательных примеров, насколько важна была репутация "невинности". Некая "Перрот Тюрелюр, страшась бесчестья, оскорбления и потери девственности», убила некоего Брюне, напавшего на нее и пытавшегося ее изнасиловать". Страх Перрот был вполне оправдан, если учесть, насколько ее будущее зависело от ее чистоты и невинности - кто замуж возьмет? Графский суд девицу, кстати, полностью оправдал (1332 год).
Таким образом, репутация женщины лежала так сказать в "сфере естества", то мужская репутация в большинстве случаев не была связана с сексуальной сферой. Но бывали и исключения, зафиксированные в судебных протоколах.
Лукас ван Лейден, "Падшая женщина", конец 1400-х годов:
Вот вам вполне житейская история относящаяся к ноябрю 1400 года:
Робер де Саль, экюйе из Пуату, получил королевское письмо о помиловании. Речь шла о супружеской измене, виновными в которой признавались жена Робера и его слуга Мериго де Мень, незадолго до того принятый на службу. Застав их на месте преступления, Робер погнался за Мериго, успевшим сбежать через окно, но не смог его поймать. Тогда, призвав на помощь братьев жены, своего племянника и двух слуг, обманутый муж снарядил настоящую карательную экспедицию и устремился на поиски обидчика. На восьмой день утром он нашел его спящим в доме матери, пинками выгнал на улицу, отвел в ближайший лес, где «с помощью маленького ножика отрезал этому Мериго пенис и яички, говоря при этом, что не причинит ему никакого иного ущерба, кроме как в той части тела, которой тот оскорбил его жену». Судя по документам, сохранившимся в архивах Парижского парламента, Мериго пытался опротестовать письмо о помиловании, дарованное Роберу, однако безуспешно - суд стал на сторону обманутого мужа.
Отсюда мораль: не бегай за чужими женами, иначе дождешься вот такого:
А вот сценка со знаменитого "Ковра из Байо". Гарольд Английский был внебрачным сыном Эльфгивы, супруги Кнута Великого. Мы видим Гарольда, стоящего перед Вильгельмом и пытающегося опровергнуть факт адюльтера Эльфгивы. Он указывает рукой на следующую сцену, которая на самом деле является воспоминанием о преступлении, совершенном около 30 лет назад: клирик соблазняет Эльфгиву, и для того, чтобы исход этой встречи не вызывал сомнений у зрителей, в самом низу изображен маленький голый человечек с выдающимися гениталиями, который воспроизводит жест клирика в зеркальном отражении.
Эта история лишний раз свидетельствует: адюльтер женщины больно ударял не только по ее репутации, но и по чести всей ее семьи, всех ее родственников - прежде всего по мужской линии. Теперь понятно, почему Филипп с Людовиком не попытались скрыть дело Нельской башни? Оно касалось прежде всего их собственной чести как коронованных особ.
Если муж неверной женщины и/или его родственники-мужчины воспринимали адюльтер как личное оскорбление и мстили прежде всего за свое собственное унижение, то наказание, к которому они прибегали, часто свершалось над той частью тела обидчика, которой и был нанесен урон, что мы только что наблюдали на примере незадачливого Мериго.
Случались и казусы. Так, в 1353 году в Парижском парламенте было вынесено решение по делу о «случайной» кастрации некоего монаха. Будучи многократно застигнут в постели своей любовницы, он всякий раз отпускался ее мужем с миром – вплоть до того момента, когда терпению последнего, видимо, пришел конец. Однако, несмотря на все требования потерпевшего, ответчик смог получить письмо о помиловании. А в одном из писем о помиловании за 1482 год прямо заявлялось, что его получатель не постеснялся «отрезать причиндалы» (couper les genitoires) любовнику своей жены.
Аллегория адюльтера, XV век. Особо отметим персонажа с кадуцеем, что кагбэ говорит - внебрачные связи доведут до дурной болезни!
А вот фрагмент "Страшного суда" Джотто, где описанные мотивы хорошо прослеживаются. Справа - пара виновная в адюльтере: мужчина подвешен на веревке, привязанной к члену (намек на кастрацию), а женщина на крюке, зацепленном за вагину.
Однако, все описанные выше случаи представляли собой ситуации внесудебного разрешения конфликта. Система французских судебных наказаний за сексуальные преступления и, в частности, за адюльтер вообще довольно долго оставалась слабо разработанной и, в связи с этим, сильно различалась в зависимости от провинции, где рассматривалось то или иное дело. Например, в Арле обычным наказанием за измену было изгнание виновных из города. В Тоннерре, напротив, адюльтер наравне с изнасилованием и убийством расценивался как тяжкое уголовное преступление и карался смертью. Неверных жен также весьма охотно заключали в монастыри. Кастрация же прелюбодея в качестве нормы права была известна только обычному праву Тулузы и применялась редко.
Выводы: Супружеская измена в Средневековье являлась в первую очередь оскорблением мужчины. То есть, отца, брата, мужа итд. "Парасудебные" решения конфликтов такого рода по схеме "догнал-поймал-лишил чести в ответ" официальными судебными органами как правило поддерживались.
А в Нельском инциденте с Маргаритой и сестрицами оказалась задетой честь не какого-то экюйе из медвежьего угла вроде Пуату, а самого короля - что еще и подпадало под оскорбление величества. Последствия известны - Маргариту втихую придушили, а герои-любовники отправились на плаху.
Откуда что идет? Несколько источников. Во-первых, рудименты греческого полисного права - символическое превращение в женщину (кастрация) в городах Франции – лишало преступившего закон мужчину общества ему подобных, делало его изгоем, поскольку вместе с половой идентичностью он терял и все прочие права.
Во-вторых, "принцип талиона" известный еще по Закону XII таблиц - членовредительство за преступление.
В-третьих, отголоски германского имущественного права, по которому прелюбодеям однозначно полагалась смерть. Нет, вовсе не потому, что адюльтер это плохо - просто это акт покушения на ИМУЩЕСТВО: если от внебрачной связи народится ребенок, по тому же германскому праву с ним придется делиться наследством: землей, скотом и проч.
-----------------------------------------------
Впрочем, бывали случаи когда в роли мстителя могла выступить и сама женщина. В письме о помиловании от 1410 г. говорилось о "некоем мужчине, попытавшемся изнасиловать на улице старуху «70 или 80 лет». Она же, несмотря на свой возраст, хрупкое телосложение и болезнь, ухитрилась «схватить его за член» (l’attrappe par le genitoire) и нанести смертельное ранение в пах".
Продолжение следует.
Источник