В двадцатилетнем возрасте Иосифа Джугашвили, будущего Сталина, исключили из семинарии. С тех пор он на нелегальной партийной работе. С этого же момента Сталин, которого сегодня часто изображают патриотом и государственником, встает на путь жесткой и бескомпромиссной борьбы с существующим государством, борьбы на уничтожение. Ему не нравилось в этом государстве и в этом обществе все - порядки в семье, порядки в школе, порядки на фабрике, порядки в суде, порядки в армии, порядки в правительстве. Именно в социалистической литературе он находит способ изменения этих порядков, способ раз и навсегда уничтожить все то убожество, которое его окружало, - угнетение по национальному, классовому признаку, вековую отсталость Закавказья, тупое самодовольство попа, помещика, чиновника, промышленника, богача.
Из марксистской литературы и общения с кавказскими социал-демократами он выносит понимание, что единственная сила, способная упразднить существующие порядки и установить на их место новые, более справедливые - это пролетариат. Только пролетариат лишен частной собственности и может выступить за ее полное уничтожение, только пролетариат объединен процессом машинного производства на гигантских заводах и может выступить как единая сила.
Сталин начал свою партийную "карьеру" с организации марксистских кружков среди рабочих. "Я вспоминаю 1898 год, - писал он, - когда я впервые получил кружок из рабочих железнодорожных мастерских... Здесь, в кругу этих товарищей, я получил тогда первое свое боевое революционное крещение... моими первыми учителями были тифлисские рабочие".
С тех пор Сталин неразрывно связал себя с борьбой рабочего класса. "Буржуазия - наш непримиримый враг, ее богатство зиждется на нашей бедности, ее радость на нашем горе", - пишет Сталин от имени организации рабочих. Как видите, здесь нет никакого следа умильного "патриотического" "национального единения" эксплуататоров и эксплуатируемых, грабителей и ограбленных, которое сегодня часто пытаются выдать за коммунистическую политику.
Фигура Сталина в истории обычно рассматривается с точки зрения его роли как вождя партии после революции 1917 года. Но, кроме того, Сталин является крупнейшим деятелем рабочего движения России в дореволюционный период. Об этой стороне деятельности Сталина сегодня мало пишут, поскольку она плохо укладывается в стереотип "государственника" и "патриота". Действительно, с обывательской точки зрения, в руководстве стачками рабочих мало патриотичного. И Сталин очень хорошо это понимал. Тем не менее, он, как марксист, связывал свою жизнь не с абстрактными "патриотическими" идеалами, а с совершенно конкретными интересами совершенно конкретного общественного класса. Об этом он сам четко сказал во время беседы с немецким писателем Эмилем Людвигом в 1931 году:
"Людвиг. ...Допускаете ли вы параллель между собой и Петром Великим? Считаете ли вы себя продолжателем дела Петра Великого?
Сталин. Ни в каком роде. Исторические параллели всегда рискованны. Данная параллель бессмысленна.
Людвиг. Но ведь Петр Великий очень много сделал для развития своей страны, для того, чтобы перенести в Россию западную культуру.
Сталин. Да, конечно, Петр Великий сделал много для возвышения класса помещиков и развития нарождавшегося купеческого класса. Пётр сделал очень много для создания и укрепления национального государства помещиков и торговцев. Надо сказать также, что возвышение класса помещиков, содействие нарождавшемуся классу торговцев и укрепление национального государства этих классов происходило за счет крепостного крестьянства, с которого драли три шкуры...
Задача, которой я посвящаю свою жизнь, состоит в возвышении другого класса, а именно - рабочего класса. Задачей этой является не укрепление какого-либо "национального" государства, а укрепление государства социалистического, и значит - интернационального, причем всякое укрепление этого государства содействует укреплению всего международного рабочего класса. Если бы каждый шаг в моей работе по возвышению рабочего класса и укреплению социалистического государства этого класса не был направлен на то, чтобы укреплять и улучшать положение рабочего класса, то я считал бы свою жизнь бесцельной".
По злой иронии, сегодня именно горячие борцы за возвышение "национального" государства поднимают на щит Сталина...
В понимании роли Сталина в становлении рабочего движения России важнейшим является так называемый "бакинский период" его жизни. Сам Сталин очень высоко оценивал опыт, полученный им тогда: "Два года революционной работы среди рабочих нефтяной промышленности закалили меня, как практического борца, одного из практических руководителей. В общении с такими передовыми рабочими Баку, как Вацек, Саратовец, Фиолетов и другие, с одной стороны, и в буре глубочайших конфликтов между рабочими и нефтепромышленниками - с другой стороны, я впервые узнал, что значит руководить большими массами рабочих".
На самом деле Сталин провел в Баку более двух лет, он находился там в июне и в ноябре-декабре 1904 года, с июня 1907-го по март 1908 года, с июля по сентябрь 1909-го, с ноября 1909-го по сентябрь 1910 года и в марте-апреле 1912 года.
Баку в начале ХХ века стал крупнейшим городом Закавказья и одним из крупнейших промышленных центров всей империи. Основным видом производства в городе была нефтедобыча. На долю нефтепромыслов Баку приходилось около 95% всей российской нефтедобычи и более 50% мировой. Бурное развитие нефтяной промышленности привело к быстрому росту рабочего класса города, который рекрутировался как из местных крестьян, так и из приезжих: русских, армян, грузин, персов.
Условия жизни рабочих были ужасными. Жили в бараках. Рабочий получал менее одного рубля в день, чего от силы хватало на пропитание самого рабочего, но совершенно не хватало, чтобы содержать семью. Бытовые условия - хуже некуда. Все окрестности нефтепромыслов были загрязнены нефтью и продуктами ее распада, в том числе вода в колодцах. Рабочие были вынуждены собирать дождевую воду для питья и приготовления пищи. Женщины тряпками собирали нефть вблизи месторождений, чтобы использовать ее для отопления жилья.
Неудивительно, что борьба растущего, многочисленного рабочего класса Баку принимала самые острые формы.
Первая крупная стачка бакинских рабочих, в которой участвовало около 50 тысяч человек, прошла под руководством Бакинского комитета РСДРП в июле 1903 года. Сталин не участвовал в этом выступлении, поскольку в тот момент находился в тюрьме в Кутаиси. Бастующие требовали введения 8-часового рабочего дня, отмены штрафов и сверхурочных работ, обратного приема на работу всех уволенных рабочих, улучшения жилищных условий. Стачка охватила весь город и была подавлена посланными в город войсками.
Второе крупное выступление пролетариата Баку произошло уже под непосредственным руководством Сталина. Она началась 13 декабря 1904 года, когда рабочие Биби-Эйбатского промыслового района и города Балаханы прекратили работу. На этот раз забастовщики расширили список своих требований: предоставление одного выходного дня в неделю, завершение работ накануне выходных и праздников в 2 часа дня, участие представителей рабочих в приеме на работу и увольнении, установление фиксированного минимума заработной платы по всем категориям рабочих, выплата зарплаты не реже 2 раз в месяц, включение 1 мая в список праздничных дней.
К 18 декабря стачка распространилась на большинство предприятий Баку. Начались митинги и демонстрации, которые не прекратились и с вводом войск. Стойкость и организованность рабочих вынудила предпринимателей пойти на переговоры со стачкомом, по итогам которых был заключен первый в истории России коллективный договор. По колдоговору был установлен 9-часовой рабочий день для всех рабочих, а для ночных смен и буровых партий - 8-часовой. Зарплата была увеличена с 80 копеек до 1 рубля, был введен ежемесячный 4-дневный оплачиваемый отпуск. Капиталисты обязались улучшить жилищные условия рабочих.
Это была крупная победа рабочего движения, в результате которой бакинский пролетариат оказался передовым отрядом всего рабочего класса страны. "Это была действительно победа бедняков-пролетариев над богачами-капиталистами, - писал Сталин, - победа, положившая начало "новым порядкам" в нефтяной промышленности". В результате стачки, добавлял он, "установился известный порядок, известная "конституция", в силу которой мы получили возможность выражать свою волю через своих делегатов, сообща договариваться с нефтепромышленниками, сообща устанавливать с ними взаимные отношения".
То, что сейчас является привычным и даже само собой разумеющимся, - право заключать коллективные договоры, право рабочих объединяться в профсоюзы, право на забастовку и т.п. - было завоевано в жестокой схватке между рабочими и предпринимателями. Все эти права были завоеваны самоотверженной борьбой рабочих, вырваны у капиталистов. Сегодня мы видим, что если рабочие не борются за эти права, то предприниматели постепенно отнимают их и возвращают наиболее выгодную для себя ситуацию, когда рабочий бесправен и полностью зависит от воли нанимателя.
Победа рабочих была обусловлена также и тем, что руководили борьбой не предатели рабочих из профсоюзной верхушки, подобные бюрократам шмаковского ФНПР, а члены рабочей, революционной партии.
Сила организованности позволила рабочим сохранить завоеванные позиции и после поражения революции 1905-1907 гг., когда по всей империи рабочие организации были разгромлены, а движение находилось в упадке. Сталин писал в 1908 году: "Начиная с 1906 года, уже после отступления революции в России, Баку все еще не "унимается", до настоящего времени пользуется на деле некоторыми свободами и ежегодно лучше, чем где бы то ни было в России, празднует пролетарскую маевку, вызывая в других городах чувство благодарной зависти".
Следующая всеобщая стачка бакинских рабочих прошла в 1913 году. Сталин также внес значительный вклад в ее подготовку, но лично участия в ней принять не смог, так как был арестован. Забастовка 1913 года продолжалась более двух с половиной месяцев. Предприниматели были вынуждены выполнить практически все требования рабочих. После повышения зарплаты многие рабочие смогли сменить жилье в бараках на квартиры в городе, дети из некоторых семей смогли даже пойти в школу, чего раньше в рабочих семьях не бывало. В ходе стачки была создана организация по руководству действиями рабочих - Совет уполномоченных. Вот как описывал работу Совета один из руководителей Бакинского комитета партии большевиков Г.К. Орджоникидзе: "В то время, как по всей России господствовала черная реакция, в Баку заседал настоящий рабочий парламент. В этом парламенте открыто разрабатывались все требования бакинских рабочих, развертывалась нашими ораторами вся наша программа-минимум".
Одним из важнейших моментов работы Сталина в рабочем движении была пропаганда интернационализма. Царскому правительству удалось погасить революционные выступления на Кавказе в 1905-1907 гг. не только террором, но также разжигая национальную рознь, в основном против армян. Сталин в этот период пишет целый ряд листовок в защиту интернационализма, призывая трудящихся не поддаваться на националистические провокации.
Сталин резко критикует национализм. "Рынок - первая школа, где буржуазия учится национализму", пишет он. "Сбыть свои товары и выйти победителем в конкуренции с буржуазией иной национальности - такова ее [буржуазии] цель. Отсюда ее желание - обеспечить себе "свой", "родной" рынок", - раскрывает Сталин истинный смысл национализма. Здесь, в экономике, ищите корни всяческого национализма-"патриотизма", подсказывает Сталин рабочим. А "национальные идеи" и прочее - это лишь оболочка, которой прикрывают зависть и злобу торгаша на рынке. Рабочим разных национальностей нечего делить. Враг у них общий - капитализм, беды тоже общие - эксплуатация, бедность, безработица, бесправие.
Особенно важна была работа по пропаганде интернационализма в Баку, где трудились рабочие разных национальностей. Стравить их между собой было мечтой предпринимателей, вынужденных отступать перед рабочим единством. Сегодня этот опыт не менее важен для коммунистов. Гигантское количество гастарбайтеров - украинцев, молдаван, выходцев из Средней Азии и Закавказья, работающих на стройках и предприятиях Москвы и других крупных городов, - вот широкое поле деятельности для коммунистов.
По опыту работы Сталин видел: бывает так, что пролетариат поддается националистическому угару и поддерживает националистические лозунги. "Станет ли пролетариат под знамя буржуазного национализма - это зависит от степени развития классовых противоречий, от сознательности и организованности пролетариата, - пишет он. - У пролетариата есть свое собственное испытанное знамя, ему незачем становиться под знамя буржуазии". "Интересы нации", "державность", "отечество" - все эти слова служат лишь для обмана рабочих, для того, чтобы рабочие вместо решения собственных задач отвоевывали рынок для национальной буржуазии. Уже тогда Сталин боролся против тех, кто хотел подчинить интересы рабочего класса задачам "отечественного товаропроизводителя".
Истинные взгляды Сталина по национальному вопросу сегодня в России практически неизвестны. Именно поэтому читать сталинские статьи по национальному вопросу, наверное, непривычно человеку, находящемуся в сетях современного постмодернистски изогнутого информационного пространства. Через призмы официальной пропаганды мы видим Сталина-государственника, Сталина-националиста. Читая сталинские тексты, мы видим Сталина-революционера, Сталина-интернационалиста.
Борьба за историю - классовая борьба. Растущая популярность Сталина рождает попытки присвоить его себе со стороны разных партий и общественных сил. Однако вся жизнь и борьба Сталина показывает, что он принадлежит рабочему классу, революционерам, коммунистам.