В середине «лихих» 90-х, во времена массовых задержек зарплат, повсеместныххронических невыплат пособий, закрытия заводов и перепрофилирования их под «эффективные» казино и бары, недофинансирования бюджетной сферы, автору периодически попадались подшивки газет и журналов за 70-е и 80-е годы. В этих журналах нет-нет, да и мелькали материалы о том, что некий Гюнтер Б. из ФРГ продал свою почку, дабы прокормить семью или некую Бонни выставили из съемной квартиры за неуплату. Читаешь и диву даешься: елы-палы, да мы же такой капитализм и строим, как в этих публикациях. Нередки были случаи продажи почек и поедания голубей сотрудниками бюджетных НИИ.
Но кино наше совсем про другое. В смысле, кино в 70-х и 80-х годах показывало западную жизнь исключительно красиво: там и безработные по последней моде одеты, да и вообще отродясь не работали и не крестьянствовали, а все ходили по барам и ресторанам. И в то же время, человек в городе контрастов оставался несчастным и одиноким, то и дело сидя на приеме у психоаналитиков или вовсе накладывая на себя руки.
Так почему же несмотря на безработицу, преступность и высокий уровень самоубийств, образ Запада рисовался советским кинематографистам столь привлекательно? Дело в том, что советский обыватель 70-х, прямо скажем, не рвался выполнять великие задачи, ему нужно было «шоб красиво».По словам С.Г. Кара-Мурзы, «избалованному высокой надежностью социальной системы советскому обывателю стало скучно». Хотелось приключений, продавать воздух ( как в фильме Алоиза Бренча «Мираж»), покупать все 150 сортов колбасы (как в «Интердевочке»), грабить банки, пить в барах дорогие напитки и не работать.
А как одевались западные женщины в кино! По последней моде одета даже Дженни, героиня «Миража», девушка из бедной семьи: шикарный брючный костюм, за который не жаль отдать спекулянту одну-две зарплаты. Со вкусом одеты и героини картины «Ищите женщину», и «интердевочка» Таня Зайцева, зарабатывавшая на жизнь проституцией и вышедшая замуж за шведа (то, что этот швед ведет счет кусочкам туалетной бумаги в фильме как-то умалчивается). Они всегда красивы и всегда ухожены.
Как мы видим, советского обывателя в кинематографическом Западе привлекают исключительно материальные ценности – световая реклама, эротика, модная одежда, дорогой алкоголь, колбаса. У героев «Миража» или «Инспектора Гулла» КАК БЫ нет интересной работы, увлекательной учебы, научные открытия и творческие порывы им неведомы. А кто сказал, что вообще нужно работать? Мы хотим торговать воздухом или своим телом – это ведь гораздо интереснее и увлекательнее, чем ходить на завод.
Манящий образ заграничного мира в кино помноженный на повышенную восприимчивость граждан СССР, сыграл с их сознанием злую шутку – все мечтали, что «будет капитализм и будет красиво». Небольшой процент населения действительно живет красиво: и коньячок дьютифришный, и «Бентли», и выезды за границу. Но все вышеупомянутое – для тех, у кого есть средства на демократию. Новое поколение также не желает работать в тех сферах, что не приносит высокого дохода, а хочет работать менеджерами, чтобы когда-нибудь пронестись на сверкающем аэроплане над помойной ямой, в которой оказались их соотечественники.
Приключений в 90-х было хоть отбавляй: стрельба на улицах Москвы, разборки преступных группировок в Саратове, девочки, мечтавшие стать проститутками и мальчики, мечтающие стать киллерами, драгдиллерами и рэкретирами, инженеры, торгующие сигаретами, младшие научные сотрудники, ездящие за товаром в Турцию. В телевизоре – мексиканские сериалы о том, что «богатые тоже плачут», но при этом очень красиво живут - чтобы отвлечь от невыплат зарплаты и закрытия заводов оказалось нужно не так много.
А всё начиналось в 70-х, когда советские режиссеры только начинали уводить нашего наивного зрителя в мир кинематографического капитализма...