В рамках медведевской модернизации наиболее инициативные представители нашей интеллектуальной "элиты" решили провести десталинизацию.
Собственно, десталинизаторы делятся на два вида. Одни руководствуются иррациональными мотивами, то есть своей подсознательной ненавистью к прогрессивным идеям. Для этих десталинизация - всего лишь этап большого пути, по старой схеме "бьем Сталина Лениным, Ленина Мартовым, Мартова Плехановым, Плеханова Бердяевым". В конце этого пути обычно лежит тот или иной вариант фашизма - обычно власовщина.
Но есть и другие десталинизаторы, заблуждающиеся. Это уже не морально ущербные реакционеры, как в первом случае, а вполне себе нормальные люди либеральных взглядов, которые не любят Сталина за конкретные ошибки и преступления. Тут ничего особенного нет, я и сам Сталина не люблю. Почему же я написал "заблуждающиеся"?
Заблуждаются они, считая что какие-либо проблемы современной России имеют отношение к наследию Иосифа Висарионовича Сталина.
Даже беглого взгляда достаточно, чтобы понять, что у современной России и сталинского СССР (хоть довоенного, хоть послевоенного) нет ничего общего. Поскольку речь идет не просто о десталинизации, а о "десталинизации общественного сознания", то я не буду касаться экономики и политики. Но и социальные проблемы России связаны никак не со Сталиным.
В самом деле, возьмем хотя бы этого Цапка. Тут в ленте пишут, что он кулак, а blanqi остроумно предположил, что он латифундист. Да не кулак он и не латифундист. Он - это полный аналог латиноамериканских мафиози, в условиях слабости государства создающих свои, паралелльные структуры власти. Только что в Рио-де-Жанейро были захвачены полицией несколько кварталов, контроль над которыми потеряло много лет назад. Для них это - привычное явление, у нас оно появилось только с переходом к периферийному капитализму. Но при чем здесь, однако, Сталин?
Все проблемы нашего общества - и алкоголизм, и наркомания, и рост правого радикализма, и преступность, и коррупция - вполне капиталистические по своему происхождению. Другие страны капиталистической периферии и полупериферии сталкиваются с теми же самыми проблемами. даже если отвлечься от конкретики и перейти к абстрактным жалобам, картина не изменится. "Гражданская пассивность" вызвана не сталинским террором, а репрессиями ельцинско-путинского авторитарного режима. "Квасной патриотизм" - не имперские комплексы, а закономерная реакция на новый периферийный статус. "Презрение к демократии и правам человека" - не тяжелое наследие далекого 37-ого года, а близкая память о катастрофе Перестройки.
России не нужна десталинизация обещственного сознания, или, вернее, она уже давно закончилась. Это видно хотя бы по резко отрицательному отношению общества к стукачеству. России нужна дегайдаризация общественного бытия.