О продуктивности разведения пятиголовых телят
Прислано Integral 07 2010 10:44:06

Мыслитель и лживый ученик

К господину Койнеру, мыслителю, пришел лживый ученик и сказал ему:
- В Америке есть теленок о пяти головах. Что ты скажешь об этом?
- Ничего не скажу, — сказал господин Койнер. Лживый ученик обрадовался и сказал:
— Будь ты много мудрее, ты бы много больше сказал об этом.
Глупец ждет многого. Мудрый.говорит мало.

Бертольд Брехт. Истории господина Койнера.

 

В «Новом словаре хакера» (aka Jargon File) упоминается принцип GIGO, аббривеатура расшифровывающаяся как «Garbage In — Garbage Out» - «Мусор на входе — мусор на выходе». Принцип гласит, что как бы хороша ни была твоя программа, но загрузив в нее бессмысленные исходные данные, ты получишь бессмысленный результат. Простенько, но для многих это оказывается откровением, далеко не сразу воспринимаемым. Компьютеры тут, кстати, не при чем — если вы будете загружать мусор в свою голову, то никакая самая передовая философская теория не спасет вас от мусорных результатов мышления.

Рассмотрим пример. Некоторое время назад lenta.ru опубликовала новость под броским заголовком «Южная Корея приняла 20 тысяч перебежчиков из КНДР». Содержание заметки было весьма невнятным, так что при невнимательном чтении можно было понять так, что все эти 20 тысяч перебежчиков прибыли в Южную Корею единовременно. Что характерно, сразу несколько левых блоггеров восприняли ее именно так, и даже не пытаясь уточнить смысл новости, сразу же принялись за далеко идущие политические выводы.

По мнению beobaxter «Вот так же надо было поступить и СССР со всеми этими диссидентами. Демократически предоставив им возможность выбора: официально, компенсировав расходы государства на их обучение и лечение до момента принятия решения, и вот так романтично - прикрыв глаза на исходящий трафик в районе китайской границы. И пусть бы буржуины напрягали свои бюджеты на выплаты перебежчикам.»

Ему грозно возражает puffinus «Можно, конечно, и так. Но что, если попробовать сделать иначе: устроить так, чтобы людям не хотелось бежать из страны? Чтобы, наоборот, жители соседних государств стремились попасть в неё?
Ведь если жителям некой страны хочется её покинуть - значит, в ней что-то не так, n'est ce pas?
А уж особенно - если речь идёт о стране, которая называет себя социалистической. Ведь социализм, если склероз мне не изменяет - строй более высокоразвитый, чем капитализм. Значит, по идее, и людям при нём должно житься лучше. С чего бы им захотелось бежать в капиталистический ад?
»

И далее в комментариях у обоих блогеров обсуждается животрепещущий вопрос — хорошо ли или плохо, если из страны массовым потоком валят беженцы, пусть даже они составляют бесполезный для государства контингент. Если бы товарищи участники дискуссии сделали домашнее задание и таки выяснили бы, про что, собственно, говорит столь косноязычно переведенная российским агенством новость, а заодно поинтересовались бы вообще, как обстоят дела с миграцией в КНДР, то они узнали бы:

Это все, обратите внимание, мы без чрезмерного труда узнаем из сообщений официальной буржуазной печати, Об использовании альтернативных источников и ловле буржуазной прессы на вранье речь пока вообще не идет. Хотя должна бы, соберись мы не пофлеймить в ЖЖ, а делать серьезные выводы. Итого мы видим, что не выучив свой урок, товарищи несколько дней обсуждали совершенно несуществующий, целиком выдуманный буржуазной пропагандой вопрос массовой якобы эмиграции и даже бегства из КНДР. В то время как выучив урок, они бы увидели, что вопрос стоит совершенно противоположный — каким медом намазано в КНДР для ее граждан, что несмотря на изрядные экономические трудности, несмотря на чудовищных размеров бочки варенья и корзины печенья, выставленные буржуинами за кордоном, несмотря на исключительную простоту самой процедуры, они упорно отказываются покидать свою страну?

В чем причина такой ошибки?

Ну, во-первых, нельзя не отметить свойственное всем почти людям стремление авторитетно высказаться, не утруждая себя серьезным изучением вопроса. Это проблема общечеловеческая, и я на ней останавливаться не буду, заметив только, что марксист в принципе должен давить в себе подобного рода порывы.

Во-вторых, специфической ошибкой является ожидание того, что буржуазная печать представит полное и добросовестное описание событий. Это весьма наивно, чтоб не сказать сильнее. Ленин по аналогичному поводу говорил «Кто верит на слово, тот безнадежный идиот и на него машут рукой». В обыденном общении мы по умолчанию полагаем, что человек говорит честно и общается с нами добросовестно, если только у него нет особых причин для иного. С буржуазной прессой же дело обстоит противоположным образом — у нее должны быть особые причины чтобы говорить нам правду, в противном же случае следует ожидать лжи и попыток манипуляций. К счастью, такие особые причины находятся довольно часто — но не следует забывать каждый раз, какого рода эти причины, и от какого рода лжи они нас предохраняют.

В-третьих, существует стандартный набор реакционных набросов на революционные режимы. Шаблонов по большому счету немного, дюжина или около главных и менее сотни второстепенных. Такие набросы со стороны буржуазии были есть и будут, несмотря ни на какие усилия революционеров к честности, доброте и справедливости Образованный марксист вполне может и должен держать их в памяти, это собственно само получается, когда учишь историю революционного движения. И когда натыкаешься на очередной наброс, скроенный по полтораста лет как известному шаблону — следует пожать плечами и перейти к очередным делам. Не скрою, поначалу это будет весьма непросто, ведь набросы потому и повторяются десятилетия и столетия, что они психологически эффективны. Тем не менее, нужно учиться игнорировать. Не стоить верить на слово и терзаться — твои оппоненты не заинтересованы в истине. Не стоит бросаться опровергать и спорить (если только в этом не состоит твоя партийная работа) — разоблачение набросов — это работа интеллектуально тяжелая, но по большому счету чисто техническая, никаких идейных прорывов отсюда не произойдет, и единомышленников тоже будешь вербовать не здесь.