Грузчики в порту не кричат. Они бастуют
Прислано Frankenstein 07 2008 22:45:00

Петербургский морской порт стал зоной классового конфликта. И это несмотря на то, что обе стороны – работодатели и докеры – постоянно заявляют о своей приверженности идее социального партнерства. Им не удалось найти взаимоприемлемый вариант Коллективного договора. И как результат – 30 августа началась бессрочная забастовка докеров.

Мы знаем три пункта

Пятнадцать лет назад докеры создали боевой профсоюз, и поэтому чувствуют себя уверенно. Поигрывают рабочими мышцами, ведя с работодателями переговоры о новом Коллективном договоре. Еще в конце июля (с 25 по 27) докеры трех стивидорных компаний (стивидор – фирма, которая занимается погрузкой  и разгрузкой судов) провели часовые предупредительные забастовки. Не подействовало. Работодатели, наоборот, попытались перейти в наступление: отключили в профкоме телефон, отобрали профсоюзный автомобиль и потребовали в месячный срок освободить помещение профкома. Потом шли переговоры, обе стороны заявляли, что готовы на компромисс, но забастовка все-таки началась.

 - Мы хотим стабильности. Для нас это – надежная сохранность рабочего места, своевременная выплата растущей заработной платы, премии, надежная социальная защищенность, нормальный быт, - говорит заместитель председателя портового комитета российского профсоюза докеров Владимир Петров. - Мы заинтересованы в росте производительности, потому что он приводит к повышению заработной платы. В конце концов, мы патриоты страны и города и не хотим, чтобы наш порт, в котором многие из нас работают по 15-20, а то и больше лет, постигла участь Балтийского морского пароходства, которое развалилось на наших глазах. Мы считаем, что в основе стабильности и роста производительности труда лежат отношения социального партнерства, а гарантией социального партнерства является Коллективный договор, в котором учтены как интересы работодателя, так и работника. Содержание Коллективного договора должно развиваться. И развиваться в сторону улучшения положения работников, чтобы их заинтересованность в развитии производства повышалась, а не падала. Это закон трудовой жизни. Но его не хочет  соблюдать администрация трех стивидорных компаний порта: второй стивидорной компании («ВСК»), первой стивидорной компании («ПерСтиКо») и четвертой стивидорной компании («ЧСК»).

Протокол разногласий состоит из великого множества пунктов и занимает более 160 страниц текста. Но основные разногласия содержатся в четырех-семи пунктах. Но эти пункты – важные, принципиальные для работников. Работодатели хотят внести положение, что администрация принимает решения не по согласованию с профсоюзом, а лишь «учитывая его мнение». Вторая проблема – страхование. Вначале шел разговор о 500 тысячах рублей выплаты за моральный ущерб в случае травмы и потери работоспособности, теперь вообще о 300 тысячах. По мнению докеров, высчитать моральный ущерб вообще невозможно. Каждый случай требует отдельного рассмотрения.

И, наконец, работодатели хотят отобрать у профсоюза право распоряжаться деньгами, которые перечисляются на развитие культурно-массовой и оздоровительной работы. Раньше в целевом порядке работодатель направлял на культурно-массовые мероприятия и медицинское обслуживание коллектива 1 процент от фонда заработной платы.Пресловутый 1 процент работодатели предлагают отдать в полное распоряжение докеров, однако те не принимают подарок. Одно дело, говорят они, целевой фонд, а другое – «живые деньги», которые сжирает инфляция. - Например, - объясняет председатель докерского профсоюза Александр  Моисеенко -   заболел докер, нужны ему лекарства, столько-то пачек. Из фонда деньги выделяются на нужное количество лекарства. А если процент переведут в деньги, то получится монетизация-2: ведь сегодня лекарства стоят столько-то, а завтра - в три раза дороже. Докерам есть что терять. Это высокооплачиваемые квалифицированные рабочие. В трех стивидорных компаниях, где разгорается конфликт, средняя заработная плата докера – 25 тысяч рублей. Перед глазами докеров из «ВСК», «ПерСтиКо» и «ЧСК» пример коллег из Первого контейнерного терминала («ПТК»), где Коллективный договор перезаключен и рабочие получают по 49 тысяч рублей. Докеры не добились бы высокой зарплаты, если бы не были объединены в боевой профсоюз.

- Где заключены коллективные договора – производительность труда растет. Налицо социальное партнерство. Социальное партнерство в действии! – говорит Петров.

Словосочетание «социальное партнерство» докеры повторяют как заклинание. Оно не сходит и со страниц «Докера» (так называется спецпроект газеты «За рабочее дело»). Наверное, докеры используют понятие  «социальное партнерство» как крючок, за который цепляются в борьбе с работодателем: мы, мол, хотим наладить равноправный диалог с вами, а вы и слушать нас не желаете, поэтому вы и виноваты в создании кризисной ситуации.  В целом «социальное партнерство» для рабочих – это когда работодатель признает, что рабочий коллектив – равноправная сторона производственного процесса. То, что докеры так озабочены проблемой социального партнерства, говорит как раз о пробуждения их классового сознания и, конечно, о желании заставить работодателя уважать их человеческое достоинство.

Железная пята олигархии

Чтобы понять нынешние портовые расклады, надо обратиться в недалекое прошлое.  Открытое акционерное общество «Морской порт Санкт-Петербург» возникло в ходе приватизации Ленинградского морского торгового порта  в 1992-м. До 1998 года это была единая организация. В 1998-1999 годах была проведена структурная реорганизация ОАО «Морской порт СПБ». На его базе возникло пять крупных стивидорных компаний: ЗАО «Первая стивидорная компания» («ПерСтиКо»), ЗАО «Вторая стивидорная компания» («ВСК»), ЗАО «Первый контейнерный терминал» («ПКТ»), ЗАО «Нева-металл» («НМ») и ЗАО «Четвертая стивидорная компания» («ЧСК»). Реорганизация была сопряжена с острым трудовым конфликтом. Ни один работник не написал заявления о переходе в новые компании, пока не было подписано соглашение о заключении в компаниях коллективных договоров, в которых был оговорен высокий уровень социальной защищенности работников.

Собственники порта менялись не единожды. Но до 2005 года порт всегда был одним субъектом собственности. В начале 2005 года сформировались три различных субъекта собственности, и теперь порт принадлежит трем различным группам акционеров. ЗАО «ПКТ» собственность «группы Южилина», ЗАО «НМ» - собственность «группы Мордашова», а ЗАО «Первая стивидорная компания» (ПерСтиКо), ЗАО «Вторая стивидорная компания» (ВСК) и ЗАО «Четвертая стивидорная компания» (ЧСК)  – собственность «группы Лисина». Страсти бушуют в «группе Лисина».

Всего в порту работает 3.700 рабочих, из них 2600 – в компаниях «группы Лисина».

Владимир Сергеевич Лисин – человек уважаемый и небедный. Современный олигарх. То есть без публичных политических претензий.  Владимир Сергеевич возглавляет Совет директоров Новолипецкого металлургического комбината, имеет звание «почетный металлург РФ», кавалер  орденов Почета и Сергия Радонежского, попечитель Макариевского Фонда, учрежденного Русской Православной Церковью. «ПКТ» специализируется на разгрузке и погрузке контейнеров, «НМ» -  занимается металлами, «ЧСК» - углем, специализация «ПерСтиКо» и «ВСК» - оборудование и цветные металлы.

Докеры подозревают, что «группа Лисина» не хочет развивать питерский порт. По их мнению г-н Петрова, «работодатели действуют в интересах стран Прибалтики, через порты которых проходит  основной поток грузов».  Правда, Петров тут же заявил, что это его личное мнение, которое пока не подтверждается конкретными документами и фактами. Профсоюз докеров не входит в ФНПР, а является свободным профсоюзом и является российским ответвлением Международной Федерации Транспортников – ITF. Из 2600 работников петербургских компаний «группы Лисина» 2000 – члены профсоюза. Поэтому эта та сила, с которой нельзя не считаться.

В борьбе обретешь право

Пока докеры забастовали не полностью. Каждая смена докеров приостанавливает работу всего лишь на 1-1,5 часа. Таким образом, профсоюз оставляет шанс работодателям идти на компромисс, и, наконец, договориться об условиях заключения нового коллективного договора. Обработка грузов ведется только по разрешению забастовочного комитета. Фактически профсоюз докеров будет контролировать производство и деятельность работодателя. Если руководители профсоюза, Александр Моисеенко и Владимир Петров, заявляют о готовности пойти с работодателями на компромисс, то сами докеры считают, что «время компромиссов прошло».

Настроение «в низах» показывает коллективное письмо докеров-механизаторов «ПерСтиКо», помещенное в  №8 (155) газеты  спецвыпуска «Докер». «Члены Портового комитета профсоюза, председатели профкомов и представители работников в рабочих группах, в комиссии по перезаключению Коллективного договора и даже примирительной комиссии  тоже хороши, - пишут докеры. – Все уповали на компромисс. В конце концов, приняв стремление к поиску компромисса за нерешительность, администраторы наших компаний, похоже, решили ни на какой компромисс вообще не идти, а идти напролом, чтобы отнять у нас те права и гарантии, которые были завоеваны с помощью профсоюза в течение многих лет». 

«Работники недовольны недостаточной активностью и слабой наступательностью профсоюзных организаторов, их чрезмерной склонностью к компромиссам» - это мнение докера-механизатора «ПерСтиКо» Юрия Рысева, который тоже участвовал в пресс-конференции в Доме журналиста. На взгляд докеров, «необходимо прекратить всякие разговоры о компромиссных вариантах с привязкой к ранее действовавшим коллективным договорам, а требовать принятия нормального Коллективного договора на основе нашего проекта». Если вожаки профсоюза на это не пойдут,  «мы с них строго спросим, и если надо будет, направим снова в трюм», предупреждают докеры.- Мы будем стоять до конца, иначе нас сомнут, - сказал в беседе с нами докер средних лет по имени Фарид.  Такие настроения «внизу» заставляют лидеров профсоюза, а это освобожденные работники, которые когда-то сами были докерами, отстаивая интересы рабочего коллектива, занимать все более радикальные позиции на переговорах. 

В Петербурге сформировался Комитет солидарности с докерами, в который вошли представители свободных профсоюзов, троцкистская группа «Рабочая демократия», ДСПА и питерское отделение Объединенного  гражданского фронта. Кампания солидарности пока заключается в распространении на предприятиях города листовок с информацией о забастовке докеров и организации пикетов у ворот порта. Последний пикет проходил под видом встречи избирателей с депутатом Государственной думы, лидером РКРП Виктором Тюлькиным, который помогает докерам как представитель законодательной власти.

Докеры пока старательно обходят политические вопросы. Однако, когда ораторы на пикете солидарности осуждали авторитарный олигархический режим  Путина, докеры кивали головой в знак согласия.