Эпиграф. Это не "Край, это п...ец..."
Алексей Учитель:
Инициатива и моя, и продюсерская. Было действительно два равноценных названия. И я приведу главный аргумент, почему мы отказались от «Густава». Наши немецкие друзья (а мы, естественно, рассчитываем прокатывать картину в Германии) подсказали, что у немцев название «Густав» ассоциируется с одноименным кораблем, который потопил Александр Иванович Маринеско. Это был корабль-госпиталь, и там находилось десять тысяч раненых офицеров и солдат. Поэтому немцы ошибочно могли подумать, что картина – про тот самый корабль.
"
Что тут сказать, или он дурак, либо сознательно врет. Корабль потопленный Александром Маринеско назывался "Вильгельм Густлофф", ship.bsu.by/text.aspx и назывался так в честь убитого нацисткого партийного деятеля www.vestnik.com/issues/2003/0514/win/slutskin.htm.
Но собственно, давайте ближе познакомимся с очередным творением отечественных кинематографистов.
После войны, в сентябре 1945 года в далекую Сибирь приезжает "воин-победитель" (на данной фразе Учитель специально акцентирует внимание, зачем - будет ясно впоследствии), контуженный танкист в исполнении Машкова.
Направлен он как фронтовик на работы в некоем поселении, которое вроде как и не лагерь, но "не свободны они есть". Работа собственно нехитрая, народ чего там возле железной дороги мастерит, по дороги ездит паровоз. На него собственно и устраивают работать фронтовика. Охраны в лагере вроде как нет, синих фуражек не заметно, в морду никого не бьют, колючей проволоки нет, пулеметных вышек тоже...В общем, почти свобода, но нет - на станции в лагере заправляет однорукий военный демобилизованный в 1943 по ранению и всячески всех пугающий "Кровавой Гэбней", по фамилии Фишман (борцы в жЫдобольшевизмом яростно напряглись), которая приедет и задаст всем перца - как станет ясно впоследствии, ох не зря он местных пугал.
Попутно, за распитием самогона или водки, начальник Колыванов делится мыслями о том, что только водка могла спасти СССР от нападения Гитлера, мол тяпнул бы Гитлер и не было бы войны. Разумеется, только пьянство может спасти Россию, куда там кровавому тирану.
Фронтовик Машков, во время войны сурово пострадал, контужен был. Поэтому его периодически скручивает, после чего он впадает в транс, где ему видятся советские и фашистские паровозы, немецкие орлы, портреты Сталина и тому подобное. Что наглядно отражает тезис либерастов и бандерлогов о том, простые люди стали жертвой столкновения двух чудовищных тоталитарных режимов. Такой вот творческий подход, хотя чего бы это Учителя прятаться за иносказательными кадрами, смело бы вложил в уста героев этот нехитрый тезис. Но видимо прямо говорить опасается, засим остается бочком-бочком...
На новом месте работы "хлебнувший ужасов войны" Машков ведет себя полностью неадекватно, бьет морды живущим на поселении "врагам народа", хамит начальству, трахает чужих баб, провоцирует всяческие конфликты, вообщем занимается троллингом в особо крупных размерах. Собственно, здесь режиссер Учитель срывает покровы с сусального образа "воина-победителя". В исполнении Машкова, данный "победитель" производит исключительно отталкивающее впечатление, что как представляется и было целью режиссера Учителя. Собственно это наглядно показывает, каково на самом деле истинно отношение нынешних творцов к Победе в целом, и победителям в частности.
Далее, следует просто феерическая сцена, которой позавидовал бы сам Михалков.
Итак, фронтовику поручили нехитрое задание довезти куда-то платформу в бревнами, на которых сидят бабы.
Главному герою суровые ограничения тоталитарных будней не по чем, он бодро выезжает на своем паровозе на встречную и догоняет другой паровоз, с целью украсть у другого машиниста кур.
Пока фронтовик отвлекает ветерана-машиниста разговорами, помощник фронтовика ворует кур из другого паровоза.
Тот естественно обижается, в ответ на это из паровоза фронтовика ему показывают...ну? да? что бы вы думали? Ну конечно - голую жопу. Так сказать, Учитель не отстал от Мастера. Там жопа в Юнкерсе, тут в паровозе. Из другого паровоза в жопу кидают яйцо, но попадают только в спину - желток радостно стекает вниз. Тут фронтовик совсем в разнос пошел - он устраивает ЖД-рэйсинг, набирая адскую скорость, в результате которой бабы и бревна на скорости рассыпаются по обочине, сам же паровоз во что-то там упирается.
Как цензурно охарактеризовать эту сцену? Я бы назвал так "Свободный человек пытается вырваться из клетки тоталитарного режима". По сравнению с ней, сцена с атакой Юнкерсов на баржу у Михалкова просто не стоит внимания. Причем, свобода весьма точно показана - голые жопы, воровство, покатушки без головы по встречной, на людей - положить...
По головке за такое фронтовика никто не погладит, даже странно, как СМЕРШ и НКВД такого кадра просмотрели, он же давно уже должен был сгнить в лагерях ГУЛАГа или пойти на минное поле в составе штрафного батальона, слабо верится, что такой вот тип, беспределить по полной начал только вернувшись с фронта. Ага...Но поскольку НКВД на поселении почему то нет, то ничего за это фронтовику не было. А как же тоталитарный режим? А черт его знает...
В общем, живет себе эта немка и по совместительству Эльза, в каком-то заброшенном паровозе (как он туда попал, я не понял - видимо перемотка сказалась), постреливая в случайно забредающих в ее ареал проживания русских варваров из двустволки. Но наш герой не такой, уклонившись аки Нео от пуль, он до нее набирается и после борьбы нанайских мальчиков обезоруживает, но та убегает. Герой ее не догоняет, а сразу начинает чинить паровоз. В это время в него летят камни и поленья. Наш герой снова включает Нео-Style. Но увлекшись простукиванием колес пропускает удар по голове и отключается. Потом он вдруг просыпается, но вокруг никого нет,а немка сидит на дереве. Что это было? Я не понял. Напомнило сцену из "особенностей национальной охоты" - "с водкой не бросит", собственно, Эльзе бы еще авоську с "Столичной" и было бы все куда как более логично - баба, водка, паровозы...Романтика. Но нет.
Пока в поселке волнуются, куда же это драпанул фронтовик, фронтовик окучил немку и запряг вместе с ним строить ЖД-мост, чтобы пригнать в поселок еще один паровоз, вместе с немкой.
Строительство ЖД-моста, отдельная песня. Строят подпоры и таскают шпалы исключительно вдвоем, демонстрирую силу русско-немецкого духа в антураже шоу Бенни-Хила, то бревно упадет, то распор поедет, то таран по пузу главному герою заедет, в общем, можно было бы запустит музыку Ералаша, пара-пара-пам...В общем, мост построен, паровоз яростно набирает скорость и проскакивает по мосту, который сразу рушится (Бурнаши мост подожгли).
Сам же Колыванов как и полагается тоталитарному прихвостню, пытается писать донос на "фронтовика" самому товарищу Сталину. Товарищ Сталин показан в образе бюста, поразительно похожему на те, которые спасали НКВД-шники в фильме Михалкова, не иначе один после взрыва божественной мины все же уцелел. В итоге поглаживая грязными руками бюст товарища Сталина, Колыванов жалуется ему, что поскольку он однорукий, а рука левая, то написать донос он не имеет никакой возможности. Исключительно правдивый эпизод, прямо доказывающий, что до приезда фронтовика Колыванов никаких доносов не писал, иначе он был должен знать, кому именно и куда писать настоящий донос. Тому же Фишману, например. Это ж до чего довели человека, если он начал писать "на деревню, Сталину, тут у нас какой-то мудак беспределит". В принципе, тоже верно, как известно - Сталин, это патентованное средство от разного рода мудаков.
В общем, будем считать, что Учитель здесь утолил свой антисталинский зуд.
Помимо этого, герои ведут между собой маловразумительные разговоры за жизнь, призванные придать многомерность образам пострадавших от советской власти. Получается не очень, ближе к концу фильма не получается определить ни одного симпатичного персонажа...В полном соответствии с принципа чернушного трэш-кино.
Тут ненадолго возник все тот же медведь, чего то там символизирующий. Его убили, съели, а шкуру распяли на паровозе с серпом и молотом, что уже в свою очередь символизируют "распятую тоталитарным режимом Россию".
Но собственно, наш "фронтовик", на своих художествах не успокоился, и продолжил нагло троллить окружающих. На сей раз он со своей немецкой сожительницей присобачил к найденному паровозу надпись "Густав", на немецком языке и пригнал этот паровоз на всеобщее обозрение.
Народ лютует, тут даже враги народа не выдержали, "фронтовику" бьют морду. У меня к этому моменту уже отчетливо создалось представление, что галлюцинации в танке ему привиделись, а это скорее какой-то "тыловик-диссидент" типа Солженицына. Сожительница запирается в вагоне Густава. Пока идет драка и мордобой, топчут людей, носятся животные, попутно сжигают женскую баню из которой на мороз выбегают голые бабы. Апокалипсис тоталитарного режима. Вообще, происходящее, просто вопиет к тому факту, насколько были необходимы лагеря строгого режима, ибо то что происходит без надзора НКВД это просто нет слов.
Собственно, это и есть "паровоз свободы" - со всем ее содержимым в понимании Учителя - бабами, жопами, распятыми медведями, врагами народа, немцами, ворами и беспредельщиками. Победа как показывают недавние события, получилась весьма наглядной своей убедительностью - всего, что вез в "паровозе свободы" главный герой оказалось у нас в избытке. Но проиграв "историческую гонку", НКВД-шник не сдается и начинает от отчаяния стрелять по "свободе". Но увидев поставленным "фронтовиком" рекорд скорости на встречке, впадает в транс, чем "фронтовик" и пользуется, заряжая хронометром по лощенной роже сталинского вертухая. После чего, тот впадает в амнезию. Тут как раз на место финальной битвы "добра" со "злом" приезжает паровоз с "врагами народа" и распятым мишкой. Они разумеется, совсем страх потеряли, хотят замочить сталинского сатрапа, глумятся всячески над ним, как бы демонстрирую избавление народа от страха перед тоталитарным режимом.
НКВД-шник в полном неадеквате, садится на неведомо откуда взявшийся велосипед с характерным звонком и пытается уехать в тайгу обратно в лагерь, бредя что ему надо к дочке. Мужик у которого он кончил сожительницу хочет его замочить, но его вовремя останавливают, мол "дочку то у него еще в 1943 году убило". И "враг народа" сразу все осознавший передумал мстить и убивать, как бы символизируя, что все эти сталинские вертухаи и палачи, запутавшиеся люди, которые просто не понимают, всей ценности свободы и демократии.
Чем заканчивается история этого поселение не сообщается. Но как представляется, финальным кадром должна была быть поднимающаяся вверх камера, показывающая, как со всех сторон в сторону поселения летят машины с палачами НКВД (на одной из них везут камнедробилку), а по железной дороге густо чадя черным дымом неумолимо надвигается огромный черный паровоз с портретом Сталина, как бы символизируя, что в то время, заря свободы еще не настала.
Мы всех паразитов достанем,
И ясно поймет каждый гад,
Сколь добрым когда то был Сталин,
И в этом лишь был виноват.
Кончается у Учителя все куда как прозаичней, главный герой на дрезине вместе со своей немецкой подстилкой и ребенком, уезжает в заснеженное ничего, попутно вещая закадровым голосом, как они обманули советскую власть, справили поддельные документы, всячески скрывая немецкое происхождение своей сожительницы и радуясь, как им ловко удалось провести это "генетическое отребье". Камера несется над заснеженной тайгой. Занавес.
Перед выводами, кратко по тех.параметрам фильма.
Видеоряд исключительно уныл и навевает скуку, стандартный набор визуальных штампов советского интеллигента об ужасах ГУЛАГа. Музыка аналогичного содержания. Адский звук паровозов, который пытались завлечь зрителя - в экранку разумеется не попал, но я если честно не слишком огорчен. Экшн-моменты (если их можно так назвать) - удручающие...
Собственно, по итогам.
Режиссер Учитель, основательно так присел и опорожнился на наше недавние прошлое, мало того, что вывел воина-победителя конченной мразью и врагом народа, так еще и показал как это у наших творцов водится совершенно невменяемую картину происходящего в "ГУЛАГе".
Общий посыл победы "немцев" над "НКВД" вполне четко прослеживается и наглядно отражает текущий тренд современной российской культурной элиты на оправдание и обеление разного рода "борцов с большевизмом", с попутным очернением всего и все, что этому режиму пыталось служить.
Сценарно, фильм очень слаб, мотивация персонажей явно неадекватная, представления о работе органов НКВД авторы фильма по всей видимости и близко не имеют, ничем иным происходящее объяснить невозможно.
На первое место по части помоев на Великую Отечественную данный "шедевр" конечно не тянет, тут прочно обосновался Михалков, но по ряду параметров Учитель дотянул до метра, а в случае с ЖД-рэйсингом и голой жопой даже превзошел мастера.
Я считаю, что уже за это надо неприменно дать "Оскара", да еще и Золотую пальмовую ветвь. И еще обязательно, "Серебряного медведя" в знак памяти о о съеденном и распятом медведе, который наконец заплатил за свою кровавую роль в "Царе".