Некоторые факты об "убийствах чести"
Прислано Integral 11 2010 15:10:51
Само по себе выражение "убийство чести"/"honour killing", именно так, в кавычках, создает впечатление, что оно является переводом какого-то устоявшегося термина из Корана, Шариата, мусульманского богословия или чего-нибудь в том же роде и, в частности, что оно имеет определенное и общепонятное значение в арабском/мусульманском мире. Я не нашел никаких свидетельств подобной связи, или термина с точно совпадающим значением в мусульманской культуре. Из всего мной прочитанного, термин "honour killing" изобретен ООНовскими правозащитниками - не всегда европейцами по национальности, но как правило, кгхм, имеющими тесные связи с европейской культурой. Возможно, выражение восходит к итальянскому юридическому термину "delitto d'onore". Википедия говорит, что термин впервые был использован голландским исследователем Ане Наута в 1978 году.


Сам термин не без лукавства. Возьмем например часто цитируемое определение от Human Rights Watch:

Преступления чести - это акты насилия, обычно убийства, совершаемые членами семьи-мужчинами (отцами, братьями, мужьями( -добавлено [info]lqp из нижележащего обсуждения в том же тексте)) против членов семьи-женщин, которые, как считается, навлекли бесчестье на семью. Женщина может быть избрана жертвой по множеству причин: отказалась вступить в брак по расчету, стала жертвой сексуального насилия, требует развода - даже от жестокого мужа, или предположительно проявила супружескую неверность. Простое представление, что женщина ведет себя каким то образом, который бросает "бесчестье" на ее семью, достаточно чтобы запустить атаку на ее жизнь.
Honor crimes are acts of violence, usually murder, committed by male family members against female family members, who are held to have brought dishonor upon the family. A woman can be targeted by (individuals within) her family for a variety of reasons, including: refusing to enter into an arranged marriage, being the victim of a sexual assault, seeking a divorce — even from an abusive husband — or (allegedly) committing adultery. The mere perception that a woman has behaved in a way that "dishonors" her family is sufficient to trigger an attack on her life.


Это, обратите внимание, называется амальгама. В одном определении смешаны два явления, различные и по своему происхождению, и по своему эффекту. С одной стороны - убийства на почве религиозного бреда, которые действительно в западных странах сейчас относительная редкость (хоть по большей части и по причинам, не делающим западным странам особой чести). С другой стороны - убийства из ревности, которые являются одной из основных причин убийств во всех странах и во все времена. Таким образом, с одной стороны выкапывается какой-нибудь одиозный инцидент, подобные которому случаются в стране раз в десятилетие и предьявляется в качестве "типичного примера", а с другой - пугающая численность добивается случаями, не представляющими ничего особенного с точки зрения уголовной статистики. При этом
*) с одной стороны, в определении отсутствуют те черты явления, которые подаются публицистикой на тему "убийств чести" в качестве характерных и чуть ли даже не основных. Не требуется, чтобы решение об убийстве принималось семьей коллективно, или скажем, чтобы оно принималось главой семьи. Более того, не требуется даже, чтобы убийство было предумышленным, заранее спланированным. Фактически, под это определение "убийства чести" подпадают и побои, случайно приведшие к смерти (упала, сломала шею..., брошенная бутылка разбила голову...) и даже обоюдная драка со смертельным исходом.
*) с другой стороны, среди поводов к убийству там присутствуют такие, которые не имеют никакого отношения к чести, как бы широко и извращенно ее не трактовать, к примеру, отказ от брака по расчету. Которые вряд-ли случаются сколь-нибудь систематически и добавлены с явным расчетом произвести впечатление на читателя.

Уменьшение уголовного наказание или даже полное освобождение от него при убийстве за супружескую неверность не является особенностью специально характерной для арабских/мусульманских стран или даже особенно распространенной там. Многие европейские страны содержат или содержали в недавнем прошлом в своих законах такую норму. Фактически, в ряд восточных стран такая норма была импортирована именно из Европы. Статья 324 Уголовного Кодекса Наполеона освобождает от уголовной ответственности мужа, убившего жену за супружескую неверность, если измена произошла в их доме. Соответственно, все страны, юридическая система которых происходит из Кодекса Наполеона - а это половина Европы, большая часть Латинской Америки, бывшие французские и испанские колонии в Азии и Африке - содержат или содержали эту норму. В частности, в уголовных законах Иордании, Алжира. вероятно Сирии такие нормы появились именно оттуда. В самой Франции эта статья была изменена в 1970 году. Норма продолжает действовать на Филиппинах и на Гаити. В Бразилии Верховный суд страны признал аналогичную прецедентную норму недействительной в 1991 году, однако не все суды следуют этому решению. В США "crime of passion" во многих штатах может являться основанием для замены статьи обвинения на менее тяжелую (это не говоря уже о том, что далеко не всегда прокурор вообще рискнет вынести такое убийство на суд присяжных). В Британии "crime of passion" как смягчающее обстоятельство было отменено в 2006 году и я бы не сказал что это так уж хорошо, поскольку было побочным эффектом общего ужесточения законодательства, отменившего ряд материальных и процессуальных гарантий для обвиняемых.

В России, уже полтора века как существует понятие "убийство в состоянии аффекта", которое наказывается гораздо легче чем просто убийство. Текущий уголовный кодекс формулирует это так:

Убийство, совершенное в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), вызванного насилием, издевательством или тяжким оскорблением со стороны потерпевшего либо иными противоправными или аморальными действиями (бездействием) потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего, —наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок.


Убийства из ревности всегда рассматривались российским правом как подпадающие под эту статью.

В других случаях "законы, позволяющие убийцам избежать ответственности" оказываются общими нормами права, обеспечивающими справедливое рассмотрение дела, гарантирующие определенные права обвиняемому, страхующие от произвольного или неправосудного решения уголовных дел. Что поделать - во многих странах общество, таки да, полагает убийство за супружескую измену или за пререкания с родителями менее тяжким проступком чем просто убийство, заслуживающим более легкого наказания. И законы - именно потому что они хорошие, правильно работающие законы - транслируют это общественное мнение в соответственно более легкие приговоры. Требования гарантировать суровое наказание "убийц чести" возможно лишь путем слома правовой системы, ликвидацией правовых гарантий для обвиняемых. Поставить раком всю страну ради сурового наказания двух-трех убийц в год - надо понимать что вопрос как правило стоит именно так. И как-то с трудом верится, что соответствующие женщинозащитные организации этого не понимают.

Также при чтении англоязычных источников на эту (а также многие другие) тему следует принимать во внимание исключительную жестокость английских/американских законов, проецируемую англоамериканскими авторами на весь остальной мир. 5-6 лет тюрьмы за убийство со смягчающими вину обстоятельствами - вполне адекватное наказание по европейским или российским меркам. Но в Британии/США в аналогичной ситуации судья как правило может выбирать только между смертной казнью и пожизненным заключением, поэтому известие о том, что кто-то получил 5 или пусть даже 10 лет тюрьмы за убийство жены/родственницы легко интерпретируется американцем как "убийца избежал наказания". В то время как по меркам всего остального мира убийца наказан достаточно.

В сочинениях западных теоретиков (см первый абзац) содержится стройная теория"убийств чести", согласно которой, скажем, фривольное поведение женщины навлекает бесчестье на всю ее семью, что это бесчестье приводит к тяжелым жизненным проблемам для всех членов семьи, и что убийство восстанавливает их честь и снимает проблемы. Как-то так. Концепции такого рода могут быть весьма убедительны, однако - логическая стройность модели ровным счетом ничего не говорит об ее применимости к конкретной материальной ситуации. Насколько мне известно не существует никаких свидетельств того, что подобные идеи существуют где-либо за пределами сочинений означенных теоретиков, и в особенности что они массово разделяются людьми на Ближнем Востоке/в мусульманских странах/среди арабов/etc.

Очень забавная цепочка цитирований.
*) Полицейская статистика: около 5000 женщин ежегодно погибают от рук членов своих семей (что скорее мало, поскольку вообще очень большой процент убийств - в особенности раскрытых убийств - совершается домашними).
*)
Доклад ООНовского служащего: "По всему миру, не менее 5000 женщин и девочек в год бывают убиты членами своих семей, многие из них - за "бесчестье" быть изнасилованными, часто теми же членами семьи" ("Throughout the world, perhaps as many as 5,000 women and girls a year are murdered by members of their own families, many of them for the "dishonour" of having been raped, often as not by a member of their own extended family").
*) Журналисты и пропагандисты: ООН установило, что каждый год совершается 5000 "убийств чести".

Точных ссылок нет, но во многих местах отмечается, что ни
статистика убийств, ни демографическая статистика в мусульманских странах и среди мусульманского населения не отличаются по своему половозрастному составу от аналогичных по уровню развития христианских стран и христианского населения.

История про "убийство чести" в Петербурге и ее окончание.

Две громких истории про фальшивые мемуары, живописующие "убийства чести" и ужасные нравы арабов:
В 2003 году в Австралии была опубликована книга Нормы Кхури(
Norma Khouri) "Запретная Любовь".

В книге «Запретная любовь» Норма рассказывает о своей многолетней дружбе с девушкой по имени Далиа в Аммане. Когда им было 20 с лишним лет, они открыли парикмахерскую. Затем Далиа встретила Майкла, офицера-христианина, и влюбилась в него. Когда ее отец узнал об их связи, он убил дочь, ударив ее ножом 12 раз.

Автор также рассказала о том, как она и Далиа страдали от консервативных законов Иордании, которые защитили отца-убийцу от наказания.

34-ледняя Кхури убежала из Иордании в Грецию, где, по ее словам, писала свою книгу в интернет-кафе. После этого она уехала в Австралию, где ее издатель Random House сумел выхлопотать для нее временную визу.

Однако, как сообщает Sydney Morning Herald, после 18-месячного расследования выяснилось, что Кхури прожила большую часть своей жизни не в Иордании, а в США. «Норма Кхури – мошенница, а ее «Запретная любовь» - ложь», - пишет газета.

еще про эту историю: 1,2,3, 4

Аналогичная, хоть и менее громкая история произошла с книгой Суад "Сожженная заживо"(Souad, Burned Alive), живописующей массовые "убийства чести" и ужасные нравы арабов в палестинской автономии, где она якобы жила до 20 лет, в конце 1970х годов. Католический историк Тереза Тейлор проанализировала(русский перевод фрагментов статьи: 1, 2) текст книги и публично доступные сведения о ее авторе и нашла их, как она сама выразилась, "странными". Так, Суад не знает ("забыла") арабского, имеет превратное представление об образе жизни палестинцев в описываемый период (скажем, повсеместная телефонизация и горячий водопровод в "нищей арабской деревне", но при этом отсутствует школа), описываемые ею события - в смысле не ужасы как таковые, а бытовая подкладка - невозможны по израильскому законодательству и несовместимы с израильской географией, описываемый маршрут бегства из Израиля невозможен физически и так далее. Действительная личность и местонахождения автора скрывается, якобы для того, чтобы защитить ее от покушений. Ага-ага, нищие беспаспортные арабы 20 лет копили деньги, чтобы послать киллера на другой конец земного шара. Тейлор, впрочем, осторожно не называет книгу преднамеренной фальсификацией, ограничившись замечанием, что память, дескать, порой подводит, а порой очень сильно подводит, особенно психически травмированных людей. История это, впрочем, не наделала такого же шума как предыдущая, и за крупномасштабное расследование никто не взялся. Излишне сказать, что обе книги продолжают активно цитироваться пропагандистами.

Вообще, в этой области поражает почти полное отсутствие заслуживающего доверия фактического материала. Либо какие-то анекдоты, может и правдивые, но непонятно о чем, либо циклические ссылки, либо явная фальшивка|подлог. Единственное исключение пожалуй - Турция, где явление хотя бы рудиментарно документировано.