Во-первых, это была очень свободная экономика - пока у человека был запас мяса и черемши, он мог не ходить на охоту и наслаждаться жизнью.
Во-вторых, эта экономика была основана на конкуренции. Что потопаешь, то и полопаешь - те, кто были сильнее, ловчее, быстрее, гораздо чаще добывали вкусные и полезные белки.
В-третьих - она существовала сама по себе, без вмешательства человека. Лес поставлял ему все необходимое, регулировал численность животных и так далее. Правда, иногда с черемшой случался неурожай, или болезнь выкашивала животных. Тогда древние люди говорили "кризис" и сокращали непрофильные активы в виде маленьких детей.
А потом какие-то сраные умники придумали земледелие и скотоводчество.
Во-первых, это была совершенно не свободная экономика - за полем и животными надо было ухаживать, не прерываясь. Ежемесячные оргии стали понемногу уходить в прошлое.
Во-вторых, это была экономика совершенно неконкурентная и поощряющая всяческое иждивенчество. Бесполезных и робких больше не съедали на охоте дикие тигры.
В-третьих - экономика больше не была самостоятельной. Для того, чтобы иметь мясо и овощи, теперь нужно было рассчитывать длину года, искать удобрения, изобретать способы лечения скота, заниматься селекцией. Охотникам и собирателям, которым хватало маркетингового прогноза шамана и корпоративного тренинга перед наскальным изображением, это просто разрывало сердце.
В общем, этот эксперимент так и остался бы забавным курьезом в истории человечества, о котором родители рассказывали бы у костра тем детям, которым повезло родиться не в "кризис". Если бы не одно но...
У эксперимента оказались непредвиденные последствия.
Выяснилось, что ежедневный уход за полем и стадом хоть и раздражает своей регулярностью, но отнимает меньше времени, чем ежедневные занятия охотой и собирательством. У земледельцев и скотоводов появилось свободное время, которое они могли занять чем-то еще.
Затем выяснилось, что робкие и бесполезные, которых раньше съедали на охоте тигры, могут обладать разными другими талантами, вроде лекарского, музыкального или ремесленного. В сочетании с возможностью создавать запасы, которая позволила не убивать детей в голодные годы, это привело к значительному смягчению нравов.
Выяснилось, наконец, что систематические занятия наукой приносят реальную пользу, позволяют создавать удивительные вещи (вроде колеса) и полностью преобразовывать свою среду обитания. Кроме того они приводят к существенному повышению как культурного уровня племени, так и интеллекта отдельных индивидов.
...Вот собственно и все, что я имею сказать о свободном рынке и регулируемой экономике.