Лубочное воспитание
Прислано Integral 27 2010 10:48:44
"Не понимаю, зачем во всех странах пиарят книги Гитлера.
Сидишь такой спокойно, радуешься жизни. Тут к тебе изо всех щелей:
- Это книга Гитлера, но ее читать нельзя.
- Да я вроде и не собирался.
- Ты не понял, ее вообще вообще нельзя читать.
Блин, как тут устоять".
Вернее было бы назвать - лубочная культура, но в данном случае меня интересует не общая степень ее деградации, а только частная проблема: что такое хорошо и что такое плохо. Даже еще уже: что такое плохо.
Наше общество пытется использовать методы, хорошие для воспитания средневековых детей ("не ходи на озеро, тебя водяные съедят"), для воздействия на умы почти взрослых и взрослых людей.
Подобные методы, будучи тактически эффективными (все-так практически все напрягаются при упоминании Гитлера), стратегически совершенно неэффективны.
Потому что человеку с детства внушают, что от травки плавятся мозги, сектанты хотят забрать его душу в свою коробочку, а Гитлер - безумный маньяк и воплощение дьявола. Разумеется травку нельзя курить, с сектантами разговаривать, а книги Гитлера - открывать.
И он верит. Но рано или поздно эти догмы сталкиваются с жизнью, и тогда начинается...
У подростка появляются друзья, которые курят траву - и ничего с ними не случается. Он сам пробует травку - и с ним тоже ничего не случается! Затем он пробует разные легальные таблеточки-порошочку, экстази, амфетамины, ЛСД (нужное подчеркнуть), с ним так ничего и не случается, и он, окончательно уверенный что его обманывали, переходит на героин, кокаин, первитин. И вот тут приходит пиздец, потому что никто еще с них не слезал - у всех есть "друг, у которого есть подруга, у которой бывший парень соскочил с героина на водку", но в реальности таких людей никто не видел.
У подростка появляются знакомые-сектанты. Он видит, что они не те сумасщедшие психопаты, о которых говорят в программе "Максимум". "Наверное, это какие-то неправильные сектанты" - думает подросток. Он начинает общаться с ними, узнает от них, что мораль - это не "делать все, что не хочется", а определенные этические нормы; о том, что в жизни есть определенная гармония и смысл; о том, что потреблением, карьерой и сексом жизнь не исчерпывается... И вот он уже весь в белом клянчит деньги у супермаркета, а за его спиной единомышленники поют мантры Кришне.
Подросток из любопытства заглядывает в труды дохлого А. Гитлера - и не видит там крови, кишков, смачных пыток. Любой десятиклассник-сатанист пишет готичнее. Подросток начинает догадываться, что его опять наебали...
Если он хотел всего лишь пощекотать себе нервы, он разчарованно эту книгу закроет и пойдет щекотать их где-нибудь еще. Но ощущение интеллектуального превосходства над "тупым стадом", которое содрогается при слове "Гитлер" у него останется. И к фашистской пропаганде он будет гораздо восприимчивее, чем к антифашистской.
Фашизм превратили в абсолютную бабайку - наравне с Сатаной. Только вот привело это не к полному исчезновению фашизма из жизни, а к тому, что фашистов никто не воспринимает как фашистов. Потому что фашисты - они черные, с кожистыми крыляьми, пьют кровь еврейских младенцев и воют на луну. А лысые богатыри, которые "пиздят чурбанов" - славные русские ребята, патриоты. И скажи кому-нибудь, что фашизм вырастает из любви к Родине - заклюют ведь. А оно так и есть...
Подобные вещи нужно рассказывать совершенно иначе.
Рассказывать о НАСТОЯЩЕМ вреде накротиков, в том числе и о том, что алкоголь - тяжелый наркотик, а конопля - легкий.
Рассказывать о сложной и неоднозначной роли религии в жизни человека - не проводя железобетонного барьера между правильной Церковью и неправильными сектами.
Рассказывать о экономических, социальных и психологических корнях фашизма, о роли личности в истории, о том, к чему привела попытка вести империалистическую войну XIX века танками и бомбардировщиками. Здесь и книги Гитлера могут послужить неплохой иллюстрацией.
Только все это слишком сложно. Проще рассказывать страшилки: "а если ты будешь читать Mein Kampf к тебе ночью придет Гитлер и откусит нос...".