1. Атеизм живой, разнообразный.
Атеизм – это вечно живое и действенное мировоззрение. Ему не ведомы застой и бегство от мира сего в монастыри да в самого себя. Мир всегда открыт для него, а он, атеизм, в свою очередь, постоянно открыт для всего реального мира. Отсюда неизбывность атеизма и его неисчерпаемое разнообразие.
Но атеисты, разделяя атеистическое мировоззрение, никогда не были толпой, никогда не теряли своей индивидуальной неповторимости, а отсюда и разнообразия. Разнообразен мир, разнообразен человек в этом мире, разнообразны и атеисты. В истории развития атеистической мысли каждый великий атеист – это всегда неповторимая личность, неповторимость его атеистических взглядов на мир.
Раньше старались всех атеистов свалить в одну кучу. Но в одну кучу – никак не получалось, разве что Библия помазала и продолжает мазать всех атеистов одним и тем же миром, произнося при этом слова Библии: “Рече безумец в сердце своем: Несть Бог” (Псалом 13:1; 52:2). Но уже древнегреческий философ Платон – идеалист и враг атеизма, за четыре столетия до нашей эры вынужден был признать в среде атеистов три типа личностей, два из которых терпимы и уважаемы.
В начале нашей эры элита греко-римского мира считала отпетыми атеистами христиан, которые даже под страхом смертной казни не признавали существование богов окружающих народов и готовы были умереть за какого-то никому не известного “ничтожного человечишку” Иисуса Христа. Официальная христианская церковь объявляла безбожниками идолопоклонников да иноверцев, ведьм, колдунов; к безбожникам христианское богословие причислило созданные им, христианским богословием, чертей, бесов, демонов, антихристов. Некоторые исследователи до сих пор повторяют заблуждения зловредных христианских миссионеров 15-18 столетия о буддизме как атеистической религии.
Сейчас мы можем сказать, что в научном мире и в общественном сознания укрепилось верное представление об атеизме, как о мировоззрении, которое отрицает существования сверхъестественных существ; атеистов, как людей, которые не признают существование богов, чертей, духов. А в этом плане - в плане отрицания существования сверхъестественных существ - атеизм консолидировался, но вместе с тем разнообразие видов атеистического мировоззрения и разнообразие духовного мира атеистов от этого не исчезло. На единой атеистической ниве цветут разные цветы и вызревают различные живительные плоды. Здесь и открытые атеисты, и атеисты гуманные, и свободомыслящие, и гуманисты светские, и скептики, и деисты, и пантеисты, и Общество борьбы с паранормальными явлениями, и Движение за свободу от религиозного фундаментализма и много других. Я не буду сейчас говорить об индивидуальных характеристиках всех этих типов атеистических движений и типов их атеистических мировоззрений. Но легко понять, что если пантеисты разделяют мнение Спинозы о том, что Бог – это сама природа (Deus sive Natura – Бог или Природа), то словесное отрицание Бога для них равнозначно отрицанию Природы, хотя они категорически отрицают Бога-личность, Бога всех и всяческих религий. В данном случае, современные пантеисты, как их давний предшественник Спиноза - чистокровные атеисты. Анна Безант, соратница Елены Петровны Блаватской по созданию Теософского общества, известна своими талантливыми атеистическими произведениями, доказывающими, что Бога – нет. Так что, различные есть атеисты. Так что, даже деисты, пантеисты и теософы льют воду на нашу атеистическую мельницу. Во многих массовых актах все эти проатеистические организации выступают совместно и добиваются реализации своих социальных – светских, атеистических - требований.
2.Агностицизм на поле атеизма.
Я не сказал еще об одном цветке, который пустил свои корни на атеистической ниве. Я говорю об агностицизме, о котором и поведу речь ниже.
Термин “агностицизм” создан и введен в употребление видным английским ученым, дарвинистом (современники называли его бульдогом дарвинизма), воинствующим атеистом Томасом Гексли (Thomas Huxley – 1825-1895). Но первоначально выражение “агностицизм” употреблялось в смысле: “мы этого сейчас ещё не знаем”. Когда это слово перешло в область научных и философских дискуссий, то агностицизм означал невозможность научного познания всех явлений мира, потом – невозможность установить меру соответствия наших чувствований окружающей действительности с самой действительностью. (Какое “красное”, “сладкое”, “мягкое” на самом деле, вне наших чувствований?) Видный немецкий физиолог, физик, философ-кантианец и публицист Эмиль Дюбуа-Реймон (1818-1896), касаясь проблемы соотношения органической связи энергия-материя-мысль, заявил, что всего этого мы “Не знаем и никогда не узнаем” (Ignoramus et semper ignorabimus). Уже в 20-м столетии, после появления в Советском союзе “Безбожника от станка”, ряд атеистов Западной Европы начали называть себя не атеистами а “агностиками”. Заметим, что эти “агностики”, оставаясь атеистами до корня волос, отмежёвывались от Международного движения пролетарских воинствующих атеистов (было и такое международное движение), которое действовало во всех капиталистических странах.
С тех пор и до сегодняшнего дня в Англии на государственном и научно-социологическом уровне установлено различие между атеистом, который знает, что Бога нет, и агностиком, который, просто, не верит в существование Бога. Улавливаете разницу: “знает, что Бога нет”? и “не верит в существование Бога”? С понятием атеизма там связывается воинствующая борьба против веры в бога, аморализм поведения, гражданская неблагонадёжность и прочее и прочее. Вот почему, по примеру Англии, многие атеисты Запада предпочитают называть себя агностиками. Свое название агностики оправдывают еще такими интеллигентными и “научными” соображениями: “Наука занимается изучением и доказательством того, что есть. Бога – нет. А поэтому в случае с Богом у науки нет предмета изучения. Как изучать то, чего нет?!”; “Богословы утверждают, что Бог есть. По законам логики и юриспруденции сила доказательства ложится на ту сторону, которая утверждает (в данном случае – на богословов), а не на ту, что отрицает. Вот богословы пусть и доказывают, что Бог есть, а мы будем рассматривать силу и достоверность их доказательств”…Агностики, действительно, развенчивают, убедительнейшим образом развенчивают, веру в существование Бога, но при этом предпочитают, чтобы их в благородном обществе называли не атеистами, а агностиками.
Кроме признания научно-теоретического бессилия доказать, что Бога – нет, агностики Запада начали признавать полезность религии в аспекте проповеди ею некоторых элементов общечеловеческой морали; удовлетворение мировоззренческих потребность непросвещенных или мало сведущих людей; предоставление верующим возможности пообщаться с единомышленниками, отвести душу, получить в церкви катарсис (“очищение”) души, снять напряжение и так далее. Характерно, что в последнее время в США агностики начали регистрироваться и получать юридический статус религиозной общины, организовывать молитвенные собрания, на которых заслушивают научные проповеди, поют свои песни, медитируют и так далее.
Но в развитых капиталистических странах агностики в противостоянии вере в Бога и борьбе с религиозным мракобесием выступают совместно с атеистами. В Интернете, например, существует и развенчивает религиозные верования Вебсайт под общим названием “Атеизм/Агностицизм”, на котором публикуются материалы по свыше 700 темам. На этом сайте также обобщаются все новости в области религии и атеизма.
После развала СССР, дискредитации коммунизма и марксизма, “возрождения” религии, негласного, но фактического запрещения атеизма во всех станах СНГ бывшие перепуганные атеисты, которые, ну, никак не смогли преодолеть своего отвращения к религии, начали вслед за другими поругивать атеизм, а себя называть… агностиками. Дело житейское, и никаких особых претензий к появившимися, казалось бы, невесть откуда агностикам предъявлять нельзя. Самые смелых из атеистов, замаскированных под агностиков, преодолев страх и сгуппировавшись, создали Российское Гуманистическое Общество (РГО), которое вошло в Международную организацию Светских гуманистов. Светские гуманисты – открыто атеистическая организация, возглавляемая видным современным американским философом, общественным деятелем и атеистом Полем Куртцем (Paul Kurtz). Раньше эту организацию возглавлял с мировым именем фантаст и атеист Айзик Азимов. В руководство Светских гуманистов входили такие всемирно известные ученые, общественные деятели, как Корлис Ламонт (автор переведенной на русский язык книги “Иллюзия бессмертия”), Карл Саган (лауреат Нобелевской премии, президент Академии наук США), Майкл МАРТИН, Мартин ГАРДНЕР (его популярные книги о математике, по критике паранормальных явлений изданы на русском языке массовыми тиражами), крупнейший современный английский биолог Ричард Довкинс, химик Петр Аткинс и другие виднейшие, видные и известные атеисты.
Русское Гуманитарное Общество, объявив себя Светским гуманистическим обществом, тоже сначала подразумевало себя как антиклерикальное и стыдливо атеистическое общество. Правда, о своем атеистическом направлении члены РГО публично говорили уклончиво. Упирали на “гуманизм”, на гуманизм вообще, молчаливо отгораживаясь от атеизма. Этим воспользовались процерковно настроенные “мыслители” и начали гнуть РГО к РПЦ (Русской православной церкви Московской Патриархии). Сейчас крикливые члены РГО публично заявляют, что все “эргэошники” (РГО-шники) должны быть… агностиками, очистить себя от атеистов и завязать дружбу с православными богословами. В 19 номере органа РГО “Здравый смысл” за этот год опубликована статья руководителя Христианского центра Сергея Худиева с инструкциями, каким должно быть Русское Гуманитарное Общество… Докатились!
3.Чем можем, тем и пособим русским агностикам.
Отказываясь от содержательного атеизма и боясь замараться открытым религиозным мракобесием, РГО оставляет своих членов ни с чем, голыми-голюсенькими: содрали с них одежды атеизма и еще не облачили в ризы религиозного гуманизма. В начальной стадии эволюции от “Здравого смысла” - к мистическому благолепию, РГО и его члены нуждаются в “первоначальном капитале”, - в накоплении соответствующих русскому агностицизму религиозных компонентов. Нужны, хотя бы свои медитации, свои молитвы.
На прощание атеисты вносят в фонды РГО свою лепту – дарят им “Молитву “бесстрашных агностиков”. Мол, примите, ото всей души; молитесь и не поминайте нас лихом. Молитва сочинена известным английским атеистом, журналистом Дэгом МакФадденом (Dan McFadden) и размещена на сайте еще более известного в мире и в странах СНГ атеиста и учёного Адриана Барнетта (Adrian BARNETT).
Читайте Молитву агностиков в нашем переводе, читайте в оригинале. Читайте, наслаждайтесь и не теряйте “Здравого смысла”.
4.Молитва “бесстрашных” агностиков
- Дорогой неизвестный нам Сверх Универсум, Начало и Конец Вселенной, Творец Мира, признаваемый тупыми верующими за Бога, который,
в-о-з-м-о-ж-н-о, существует,
а в-о-з-м-о-ж-н-о, - и нет!
Мы надеемся, что в Своем потенциальном существовании и в своей потенциально существующей, в-о-з-м-о-ж-н-о, тотальной,
а в-о-з-м-о-ж-н-о - частичной Мудрости,
Ты услышишь наши молитвы в этот викэнд четверга 1). Для обращения к Тебе мы избрали послеобеденное время четверга вот почему. Если какого-либо вида, сорта или пола Бог есть, то Он/Она/Оно тоже предпочитает пребывать в обычный викенд с пятницы на понедельник в приятном времяпровождении; а поэтому, по нашим агностическим убеждениям, обращаться в общепринятый викенд к Тебе, определённо, является делом безнадежным.2)
Прежде всего, мы молим Тебя, Боже, - если Ты, Бог, в самом деле, существуешь (Ах! Ну почему до сих пор из числа агностиков не создано так необходимого нам всем авторитетного Жюри, которое бы окончательно решило за нас все наши агностические вопросы о Боге, о религии; об эффективности молитвы несуществующе существующему Богу?! – Это мы в душе своей наберём петитом, петитом, петитиком.) - чтобы ты, наконец-то, услышал наше моление через ту аудиоаппаратуру, которую сам изволишь избрать или сотворить.
В своем обращении к Тебе, Боже, мы, агностики, будем предельно краткими. Ведь если ты, в самом деле, существуешь, то у тебя во Всей Вселенной (от управления скопищем Галактик, а в-о-з-м-о-ж-н-о, и миров - до улавливания на нашей песчинке Земле мыслей злосчастного прелюбодея, с вожделением посматривающим на прелести чужой жены) дел по горло, дел невпроворот… Одним словом, мы, агностики, вместе с верующими осознаём, что Ты очень и очень занят. А по всему по этому мы и постараемся быть предельно краткими. Ведь если Ты существуешь, то станешь ли ты нас вместе с верующими долго выслушивать и тем самим ставить себя в незавидное положение? А ежели тебя и вовсе нет, то, долго молясь тебе, мы, в свою очередь, будем выглядеть не лучшим образом.
Итак, братие и сестры! (Ведущий молитвенное собрание обращается к толпе агностиков). Раскройте свои боговдохновенные молитвенники. Станьте на колени. Быстренько перелистайте нашу священную книгу до последней страницы. Ваше листание будем считать произнесением всех агностических молитв. А теперь на обложке тыльной стороны нашей Библии единогласием прочитаем два пророческое резюме, Summary, всех наших молитв. А на третье – будете повторять за мной. (Агностики закрывают свои молитвенники и по обложке все речитативом читают.)
1. Дорогая и горячо любимая Всемогущая Сила (Будда, Аллах, Иегова, Инопланетян или что-то там в этом роде), пожалуйста, ниспошли в наши несознательные души побольше приятной чепухи, а в придачу – несколько приятных безделушек, ну, хотя бы спортивный автомобиль; а если твое хваленое Всемогущество при Тебе, - хорошую дачку на берегу озера, дом отдыха на лыжном курорте или что-то подобное этому. 2. Если во Вселенной, в самом деле, господствуют теологические структуры, в которых находятся замкнутые пространства мучений и адского огня, пожалуйста, дай нам стопроцентные гарантии, что мы никогда туда не попадем. Поскольку мы, возможно, допускаем существование демонов, то мы не хотели бы попадать в положение, когда они, демоны, будут готовить из нас лангеты.
3. (Ведущий богослужение воздевает руки вверх наискосок, на ходу творчески сочиняет для повторения всеми присутствующим третье, заключительное, прошение агностическому Господу Богу:)
4. Пожалуйста, исцели нашего больного друга (здесь каждый агностик должен назвать имя болеющего родственника, друга, знакомого, например: Джек, Джесика, Майкл, Владимир Владимирович, Алексей Второй, Зюганов, Жириновский, Новодворская и так далее – Е.Д.). Если Ты существуешь, и у тебя были свои божественные планы в отозвании из жизни моего друга (Имя рек: Кенедди, Сталина, Гитлера, мою любовницу/любовника), то мы уже по безвозвратности времени не будем тебя осуждать/хвалить за содеянное. Но все же, если в силу вторжения особого броунового движения молекул в тело, болеющий сейчас агностик Джимми умрёт и тем самым попечение о своих незаконнорожденных детях возложил на нашу конгрегацию3), то было бы чудесно и в высшей степени справедливо, если бы Ты, Боже, использовал частичку своего нерастраченного Всемогущества и не позволил агностику Джимми умереть. Заранее благодарим Тебя, Боже, за потенциально возможное направление частички твоих божественных интересов в слёзно запрашиваемом нами направлении.
6. После провозглашения молитвы вся агностическая братия вскакивает на ноги, быстренько пробирается к выходу, энергично работая локтями, и при этом поёт: “Халелуйа-а-а!”, “Аминь!”; а те, кому не по душе - “Аллах - акбар!, - Черт бы вас всех побрал!!”.
____________________________
1) Weekend (викэнд) – дословно: “конец недели”. Так в западных странах называется время от пятницы с конца рабочего дня до начала рабочего дня в понедельник. Это время отдыха, который каждый использует по своему хотению и по своему карману. Чтобы не портить своим прихожанам викэнда, много либеральных протестантских церквей и сект еженедельные богослужения переносят с субботы и воскресения на вечер пятницы, сразу после окончания рабочего дня.
2) В исходном для перевода тексте написано: “ probably kind of dead” - возможно, мертвое дело.
3) В западных странах общины верующих (церковные приходы) нередко выполняют функции органов местного самоуправления: собирают налоги с верующих, осуществляют попечительство и содержат за счет своих средств приходских сирот, инвалидов и беспомощных стариков.