От редакции. Этот материал написан в ходе полемики вокруг заявления Уго Чавеса. Президент Боливарианской Венесуэлы предложил национализировать частные школы Венесуэлы в случае их отказа от новой учебной программы, включившей в себя ряд марксистских работ. Постсоветским левым трудно представить себе социально-исторический контекст, в котором разворачивается сегодня образовательная политика Чавеса. Венесуэла – это страна, где еще семь лет назад две трети взрослого населения оставались полностью или частично безграмотными людьми. Причем, сверхбогатое «нефтяное» меньшинство совершенно сознательно культивировало эту всеобщую полуграмотность. Венесуэла - это страна, где в некоторых провинциях обучение детей вплоть до начала нового века несло в себе архаические, едва ли не средневековые черты. Это страна, где крайне реакционная по своим позициям церковь все еще владеет почти половиной частых колледжей, а учащиеся там "школьники" заучивают биографии конкистадоров и пронафталиненных испанских королей, верят в небесную твердь и учатся проклинать безбожных масонов Миранду, Боливара, Родригеса, Замору и Чавеса. Нам рассказывала об этом вице-министр культуры Венесуэлы, а кое-что мы видели собственными глазами – в тех же местных церквях.
Выпускник иезуитского колледжа Кастро (при помощи бывшего студента-медика Гевары) в свое время беспощадно сломал хребет этой клерикальной колониалистской системе недообразования. Благодаря этому Куба имеет сегодня лучшую на всем Западном полушарии школу, и в прямом смысле слова учит большую часть Третьего мира. Главной предпосылкой этих успехов стала полная национализация образовательной системы. Такова нынешняя картина – однако "Вскрытые вены Латинской Америки", классическая работа Эдуардо Галеано, показывает что представляла собой докастровская система образования. Не будь этих решительных мер, и кубинские рыбаки и сегодня умели бы считать ровно столько, сколько нужно для того, чтобы сосчитать улов марлинов во время путины. Опираясь на опыт Кубы, Чавес совершил настоящую революцию в области образования, практически ликвидировав общую безграмотность. Причем, сделал это в самые сжатые, кратчайшие сроки. Я посещал эти народные школы в трущобах Каракаса и немного о них писал, так что замечу лишь то, как массово вовлечены в этот процесс простые венесуэльцы. Кроме того, Чавес открыл для бедноты путь в Высшую школу, которая ранее была здесь жестко сегрегирована - наряду с системой здравоохранения. Все эти успехи убеждают нас в том, что Чавес знает, что делает; и он поступает верно, выдвигая лозунг национализации частных школ, не желающих отказываться от реакционной учебной программы, дополнив ее критическим взглядом марксистской идеологии. Нужно заметить, что Чавес не говорит о запрете на изучение другой, альтернативной и даже враждебной марксизму идеологии - а значит, здесь даже соблюдены базовые принципы формального буржуазного демократизма. Пускай под контролем у "боррегос эскуалидос" остаются ведущие СМИ, которые дискредитировали себя в глазах большинства населения страны, но оставлять у них школу никак нельзя - ведь речь здесь идет о борьбе за будущее поколение венесуэльской революции. Конечно, было бы хорошо, если бы церковь и прочие владельцы частных колледжей Венесуэлы добровольно включили в свою программу работы, предложенные им Чавесом. Однако, они никогда не пойдут на это по своей воле. Империализм, опираясь на свои колоссальные экономические, политические, медийные ресурсы, агрессивно продвигает в стране свою идеологию. Тогда как Чавес пытается преодолеть идеологический контроль буржуазии над студентами частных школ, сломать односторонний подход к их образованию, подкрепленный реакционной литературой и специальными "гуманитарными" программами от североамериканских миссий.
Увы, но часть постсоветской левой сразу же усмотрела в этом проявление тоталитарного диктата по "советским шаблонам". Это подсознательное, классовое предубеждение к массовому боливарианскому движению весьма типично для либертарной среды Первого мира и его восточно-европейских задворок. Многие из ее представителей скорее предпочли бы видеть венесуэльцев неграмотными, чем ознакомленными с азами марксизма.
Между тем, национализация образования остается единственным, полностью обоснованным способом для создания новой, прогрессивной учебной системы. Которая познакомила бы студентов с табуизированным прежде марксизмом, выработав упомянутое у Чавеса «критическое мышление», необходимое для становления нового общества, нового человека и успешного развития революции. В конце концов, здесь нет ничего нового – Боливару в Великой Колумбии и Хуаресу в Мексике зачастую приходилось посылать солдат для того, чтобы вырвать у клерикалов хотя бы часть учебных заведений, превратив их в светские школы.Как правильно отмечает Чавес, подобное регулирование образования "происходит во многих других странах мира". Никто не спрашивает меня, хочу ли я, чтобы мои дети читали в учебниках панегирики в адрес коллаборантов-оуновцев, и находили там целые океаны озлобленной антикоммунистической пропаганды. Никто не дает им альтернативы этому, откровенно классовому взгляду на нашу историю. Никто не дает украинским школьникам возможность изучать пьесы Галана, повести Тудора и Козланюка, стихи Элана-Блакитного и молодого Сосюры (кроме кастрированных выжимок из этих поэзий). Однако, либертарные активисты не протестуют по поводу этого идеологического диктата – потому что теория гегемонии Антонио Грамши прекрасно работает в нынешней Украине, и наша интеллигенция глубоко восприняла стандартные идеологемы режима украинской буржуазии.Это – идейная борьба, и у Чавеса нет никакого другого выхода. Если он свернет образовательную революцию – важнейшую составную часть всего боливарианского процесса – этот откат неизбежно приведет к конечному поражению движения. Важность этого момента хорошо показывает массовая поддержка подобным инициативам – ведь борьба за образование в Венесуэле, это по настоящему классовая борьба.
http://kermanich.livejournal.com/44984.html
Основная дискуссия: http://kermanich.livejournal.com/44652.html
var de;
if (document.createElement && document.body.insertBefore && !(xMac && xIE4Up)) {
document.write("");
de = document.createElement("div");
if (de) {
de.id = "qrdiv";
de.innerHTML = "
From:
kermanich
Picture to use:n
(default)
n
pic#53359898
n
pic#54764519
n
pic#65320739
n
pic#65320766
n
Subject:
Message:
Check spelling and preview
";
var bodye = document.getElementsByTagName("body");
if (bodye[0])
bodye[0].insertBefore(de, bodye[0].firstChild);
de.style.display = 'none';
}
}