Почем звонит колокол
Прислано Frankenstein 07 2008 22:45:00

Доходы украинских церквей растут стремительными темпами. Теперь их суммарный годовой бюджет достигает сотен миллионов долларов


Киевлянка Наталья Онищенко недавно крестила
маленького сына. Причем обряд хотела заказать на определенный день. В храме
Украинской православной церкви (УПЦ) ей сказали, что за такую услугу нужно
заплатить 100 грн. церкви и столько же священнику. В целом крещение обошлось ее
семье в 250 грн. "Но я не жалею, что заплатила больше. К нам было
совершенно другое отношение", - вспоминает Онищенко. Требы - так в церкви
называют религиозные таинства и обряды - главная статья доходов святых отцов,
обеспечивающая им достойный уровень жизни: священник крупного городского храма
в месяц зарабатывает около $ 1 тыс.


"Заработок священника выше средней
зарплаты в том регионе, где он служит", - замечает Дмитрий Степовик,
доктор богословских наук, профессор Киевской духовной академии Украинской
православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП).


Значительно меньше зарабатывают сельские священники,
и бюджет их приходов скромен. Согласно опросу представителей ведущих
христианских церквей в Украине, средний месячный бюджет сельского прихода
составляет около 600 грн. в месяц. Зато в городе он выше, в среднем - 20 тыс.
грн.


Максимальную сумму эксперты назвать не
решаются: в большой религиозный праздник пожертвования прихожан в одном приходе
могут составить не менее 20 тыс. грн.


Существенную помощь церкви оказывают деньги
крупных меценатов - эти суммы исчисляются сотнями тысяч долларов.


Кроме денег, состоятельные украинцы дарят
церквям дорогие авто и строят храмы. За годы независимости в Украине было
построено почти 5 тыс. церквей, самая скромная из которых обошлась в $ 100 тыс.


Помимо этого, свои бюджеты имеют монастыри и
епархии - в последних благодаря меценатским пожертвованиям крутятся большие
деньги.


Из всех этих сумм складываются богатства
современных религиозных институций, в том числе крупнейших - УПЦ, возглавляемой
митрополитом Владимиром, и УПЦ КП, во главе которой стоит Филарет.


Причем духовные лидеры отечественного
православия бюджеты своих церквей не называют. Закрытость темы они объясняют
непрозрачностью финансовых отношений в государстве в целом.


В то же время Николай Митрохин, директор
московского Института изучения религии в странах СНГ и Балтии, берет на себя
смелость оценить оборот наличных денег в приходах и епархиях УПЦ. "Это как
минимум $ 500 млн в год, - утверждает Митрохин, который ежегодный доход РПЦ
оценивает в такую же сумму. - Плюс для Украины еще $ 200-250 млн неконвертируемых
в наличность пожертвований со стороны частных лиц и государства".


Ростислав Ищенко, вице-президент Центра
корпоративных отношений, отслеживающий тему не первый год, считает что суммы,
которыми оперируют отечественные церкви, значительно больше: суммарный бюджет
УПЦ и УПЦКП, по мнению Ищенко, составляет приблизительно $ 20 млрд. Столь
впечатляющие цифры эксперт не считает завышенными, называя их скромными
оценками.


Ищенко также отталкивается от бюджета Русской
православной церкви (РПЦ), который, по его словам, составляет $ 15 млрд. Причем
по количеству приходов РПЦ и УПЦ почти равны-около 11 тыс. АУПЦ КП насчитывает
всего около 3,5 тыс. приходов, а поэтому ее бюджет ниже.


"В случаях с римо-католической и
греко-католической церквями речь может идти о сотнях миллионов долларов, а с
автокефалами - десятках миллионов в год", - заключает Ищенко.



Народные деньги

Галина и Сергей Береговые, недавно заключившие
брак и освятившие его в церкви, провели собственное маркетинговое исследование.
Они обошли все храмы на киевском Подоле. Максимальную таксу - 250 грн. - им
назвали в Ильинской церкви, рассказывает Галина Береговая, которая выбрала для
обряда храм подешевле.


В большинстве столичных церквей венчание стоит
150-200 грн. Причем священники своих расценок не стесняются, а вывешивают их
прямо в храмах в виде прайс-листов.


Степовик называет расценки за эти услуги
либеральными: зачастую верующий сам решает, сколько ему платить. "Как
правило, люди дают по 200 грн. или долларами. Мы не отказываемся. Если просят
сдачу, даем", - обобщает он.


Существенно пополняют бюджет церквей
пожертвования прихожан во время богослужений. 'Таким образом, весь народ
принимает участие в экономической жизни церкви", - одобряет статью доходов
Степовик.


Протоиерей Анатолий Зинкевич, настоятель
Свято-Троицкого духовного центра УПЦ КП, обладатель дорогого мобильного
телефона и собственного авто, в отличие от большинства коллег, о собственных
финансах говорит
свободно. Этот священник денег от прихожан не берет – таковы его убеждения: "Я не на зарплате. У
меня наследство, я живу на проценты". Зинкевич считает, каждая церковь
имеет свой приходской потенциал.


Священники говорят, что в воскресное
богослужение в храме могут собрать от нескольких сотен до нескольких тысяч
гривен. Наименьшие сборы - в сельской местности, наибольшие - в кафедральных
соборах.


По словам Михаила Левковича благочинного
Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ), храм которого находится в
Чорткиве Тернопольской области максимальный размер персонального пожертвования
в его приходе достигает $ 100, а минимальный – 50 копеек. Зато в крупном городе
в большой праздник сумма сборов прихожан может достигать тысяч, а иногда и
десятков тысяч долларов


Существенно влияет на сбор пожертвований
наличие в храме святых мощей или чудотворных икон. Это привлекает паломников,
которые оставляют значительные средства. Поэтому, утверждает чиновник, который
занимается урегулированием отношений государства и церквей, и пожелал сохранить
анонимность, солидные пожертвования собирают Киево-Печерская, Почаевская и
Святогорская Лавры. Все они принадлежат УПЦ.



Церковные благодетели

Куда ощутимее для церковного бюджета взносы
крупных меценатов. Игорь Дидковский, президент группы компаний Родовид,
принимал участие в финансировании строительства нескольких храмов. Одна церковь
ему обходилась в среднем в $ 120 тыс. Причем бизнесмен помогал представителям
разных конфессий, в том числе и мусульманам.


Проблемой своей благотворительности он считает
70%-й налог, которым облагается пожертвование. Поэтому, рассказывает
Дидковский, многие предпочитают передавать деньги наличными и не оформлять их
официально.


Бизнесмен убежден, что без меценатов церковь
не прокормить.


Подтверждает его слова и архиепископ Павел,
наместник Киево-Печерской лавры (относится к УПЦ). Он говорит, что если бы
монастырь жил только на небольшие пожертвования, Лавра не смогла бы покрыть
даже основные нужды.


Среди тех, кто делал крупные финансовые
вливания в церковный бюджет, Павел называет трагически погибшего Георгия Кирпу,
экс-министра транспорта, и Игоря Бакая, экс-руководителя Государственного
управления делами при Президенте Украины. "Сейчас у нас постоянных
[крупных меценатов] нет, - замечает архиепископ. - Одних убрали, других совсем
убрали", - рассказывает он.


Анонимные источники добавляют к этому списку
меценатов УПЦ политика и бизнесмена Петра Порошенко и Виктора Черномырдина,
посла России в Украине. А политолог Кость Бондаренко - Виктора Нусенкиса, у
которого крупный бизнес на востоке Украины и в России. "Он человек очень
близкий к Алексию II (глава РПЦ) и у них есть несколько общих проектов", -
говорит политолог.


Список своих влиятельных меценатов есть и у
УПЦ КП. Протоиерей Анатолий рассказывает, что лично содействовал в
строительстве нескольких храмов покойному Юрию Кравченко, когда последний был
главой МВД. Стоимость храмов исчислялась миллионами гривен.


Однако в патриархии обнародовать имена
благотворителей не решаются, аргументируя тем, что они сами избегают
публичности. "Их не много, но то, что они жертвуют, ощутимо", -
утверждает игумен Евстратий, пресс-секретарь УПЦКП.


Также он добавляет, что в середине 90-х среди
тех, кто жертвовал на церковь, встречались представители теневого бизнеса.
"У них возникало желание что-то пожертвовать на церковь, чтобы Бог их
защитил", - вспоминает он.



Заграница нам поможет

В отличие от лидирующих в Украине православных
церквей, бюджет Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) существенно
пополняется из-за границы. "Большую часть пожертвований составляют
средства от верующих из-за рубежа, в частности, из Северной Америки", -
отмечает Любомир Гузар, глава УГКЦ.


Такая же ситуация и в Римо-католической церкви
(РКЦ). Станислав Широкорадюк, епископ РКЦ, признается, что главные меценаты
украинских католиков живут за рубежом. Максимальное пожертвование - $ 200 тыс.
на строительство храма - прислала проживающая в США иммигрантка из Польши.


К тому же УГКЦ и РКЦ помогают различные
организации - Церковь помощи из Германии, а также Папская курия Ватикана.


Казна УПЦ также пополняется из-за рубежа, но
ближнего - России. "Владыка Сергий [архиепископ Тернополъский и Кременецкий]
ездит по России с иконой Почаевской лавры, только оклад которой стоит $ 9,5
млн", - рассказывает протоиерей Анатолий.


В Киевском патриархате говорят, что свои
доходы коллеги из УПЦ черпают не только из индивидуальных пожертвований, но и
из переводов от государственных органов соседней России. Так, по словам,
игумена Евстратия, в 2004 году российский государственный Внешэкономбанк
передал митрополиту Владимиру чек на сумму в 100 тыс. рублей. "Это было
целевое пожертвование на постройку храмов УПЦ в Западной Украине или там, где
их, по мнению УПЦ, отобрали", - детализирует Евстратий.


Помимо этого, по его словам, летом 2005-го
архиепископ Павел оформлял гуманитарную помощь в виде предметов церковной
утвари из Софрино (предприятие в России, выпускающее церковную утварь) на $ 200
тыс. "Очевидно, это делалось, чтобы в дальнейшем товар продать", -
считает игумен.



На Бога надейся, да и сам не плошай

Дабы не зависеть лишь от людской милости,
церкви занимаются и продажей предметов культа. Одним из источников поддержания
храмов Владимир Вийтышин, патриарший эконом УГКЦ, называет свечи. Солидные
суммы приносит продажа икон и книг.


Причем святые отцы относятся к торговле в
церквях, как к обычному бизнесу: покупают продукцию по одной цене, а отпускают
по другой - в результате неплохо зарабатывают. Главный поставщик церквей -
Софрино, продукция которого славится своей дешевизной и качеством.


В этом бизнесе архиепископ Павел греха не
видит. "Все [православные церкви] покупают в Софрино продукцию по низким
ценам, а затем перепродают дороже", - замечает он.


По словам патриарха Филарета, главы УПЦ КП,
из-за поставок из Софрино РПЦ рассматривает Украину как рынок сбыта своей
продукции. "Речь идет о десятках, а может, и сотнях миллионов за счет
продажи литературы, церковной утвари и свечей", - говорит он.


Неплохие дивиденды приносит церквям сдача в
аренду недвижимости. Более других такой собственностью может похвалиться УГКЦ с
ее 685 некультовыми помещениями. Несколько скромнее активы УПЦ- 550 помещений,
и совсем скудны резервы УПЦ КП - 62.


Однако недостаток количества площадей киевский
патриархат зачастую компенсирует качеством. К примеру, Свято-Феодосиевский
мужской монастырь более пяти лет сдает двухэтажное здание в аренду Миссии ООН
по вопросам беженцев в Украине.


Причем если в представительстве ООН этот
вопрос не комментируют, то в монастыре охотно об аренде рассказывают.


Также представители церкви не скрывают
информацию о том, что некоторые из них имеют собственные магазины, кафе и бары.
Протоиерей Анатолий утверждает, что приблизительно 10% священников вложили
деньги в бизнес. "Но это их личная инициатива и церковь не имеет к этому
отношения", - говорит он.



Куда уходят деньги

За годы независимости крупные церкви Украины
построили более 4,5 тыс. храмов. По приблизительным подсчетам, на их возведение
пошло более $ 2 млрд.


Помимо строительства, церковь уже покупает
недвижимость. Самые крупные расходы в последнее время были у греко-католиков: в
2002 году, в связи с переносом резиденции кардинала Рузара из Львова в Киев, в
столице по улице Никольско-Слободской были куплены две пятикомнатные квартиры.
Цена за квадратный метр тогда составила $ 500.


В целом же столичный комплекс УГКЦ, в который
войдет резиденция и кафедральный собор, по словам Рузара, обойдется не менее,
чем в $ 10 млн. "Строится комплекс исключительно за счет пожертвований
верующих", - замечает Рузар.


Внушительные суммы церквям приходится платить
и за коммунальные услуги. Архиепископ Павел рассказывает, что иногда в месяц
только отопление лаврских помещений съедает до 100 тыс. грн.


Епископ Станислав добавляет, что солидные
суммы идут и на оплату аренды земли. "30 тыс. грн. год мы платим за землю
на Позняках, где строим храм. У нас восемь приходов и во всех высокая аренда",
- отмечает он.


Содержание учебных заведений также
подразумевает ощутимые расходы. У УПЦ их 15, у УПЦ КП-16,уУАПЦ-7,уУГКЦ-13 у
РКЦ-7.


Например, в Львовской семинарии Святого Духа
РКЦ обучается 200 семинаристов, и содержание каждого из них обходится до 4.5
тыс. грн. в год.


Приблизительно такую же сумму вкладывают в
молодые кадры и другие конфессии.


В еще большие расходы выливаются для церквей
религиозные программы на ТВ и радио Впрочем, и церкви, и телеканалы факт
проплаты таких программ отрицают.


Андрей Омельченко, заместитель генерального
директора коммерческой телекомпании Эра, которая транслирует несколько программ
УПЦ, утверждает, что эти программы - форматная вещь для канала. "Это наша
гражданская позиция, нам церковь ничего не платит", - говорит он.


В то же время Игорь Курус заместитель
председателя Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания;
заявляет, что вещательные компании получают деньги от церквей. "Эти
программы не рейтинговые и не отвечают программным концепциям каналов", - объясняет
он.


Оплату программ для верующих духовенство может
себе позволить. Меценат Игорь Дидковский, пожертвовавший на храмы не одну сотню
тысяч долларов, со знанием дела замечает, что сегодня церковь в материальном отношении
благоденствует.


А протоиерей Анатолий добавляет: "Пока
есть верующие, церковь будет находить возможности получать средства для своего
существования".


КОРРЕСПОНДЕНТ, 3 ДЕКАБРЯ 2005