Победа венесуэльских социалистов на ключевых выборах в ноябре 2008-го
Прислано Frankenstein 07 2008 22:45:00
Единая социалистическая партия Венесуэлы
(ЕСПВ/PSUV) завоевала 72% губернаторских кресел на выборах 23 ноября
2008 и 58 % голосов избирателей, ошеломив большинство
прокапиталистических аналитиков и большую часть СМИ, которые
поддерживали оппозицию.
Кандидаты от PSUV одержали победу в 3-х штатах: Гуаро, Сукре, Арагуа,
губернаторами которых являлись представители оппозиции, и потеряли
места в 2-х штатах - Миранда и Тахира. Оппозиции удалось сохранить своё
первенство в туристическом центре – штате Нуэва Эспарта, одержать
победу в штате Тахира на границе с Колумбией, в штате Карабобо, в
нефтяном штате Зулиа, а также добиться неожиданной победы в
густонаселённом штате Миранда и получить кресло мэра в столице
Венесуэлы – Каракасе. Но общая победа социалистов примечательна тем,
что явка избирателей на этих выборах составила 65% (это более 11
миллионов человек: такой высокой явки не наблюдалось ни на одних
предыдущих региональных выборах, как правило, этот показатель не
превышал 50% - прим. перев.) Предсказание социологов-пропагандистов,
утверждав-ших, что высокая явка сыграет на руку оппозиции, не подтвер-дилось. Значение победы социалистов станет понятно, если мы рассмотрим её в сравнительном, историческом контексте:
1. Лишь немногие, если вообще какие-либо правительственные партии в
Европе, Северной или Южной Америке могут похвастаться столь высоким
уровнем поддержки, полученном в ходе свободных и открытых выборов.
2. PSUV добилась успеха на фоне нескольких радикальных экономических
преобразований, таких, как национализация цементной и сталелитейной
отраслей, а также финансовых и некоторых других частных,
капиталистических монополий.
3. Социалисты одержали победу несмотря на 70% процентное падение цен на
нефть (со 140 до 52 долларов за баррель) – а это ключевой источник
экспортных доходов Венесуэлы и основа правительственных социальных
программ.
4. На этот раз электорат был настроен более избирательно по отношению к
чавистам – одобряя кандидатов, которые успешно проявили себя на
госслужбе и отвергая тех, кто был безразличен к требованиям
избирателей. Несмотря на то, что Чавес оказывал активную поддержку всем
кандидатам от PSUV, в тех районах, где есть серьёзные претензии к
сторонникам президента, избиратели не выступили слепыми проводниками
его воли: так случилось с бывшим губернатором штата Мирандоа Дисдадо
Кабелло и мэром столичного округа – Каракаса. Победа же социалистов,
явилась, в первую очередь, результатом взвешенного классового выбора
граждан, а не просто чувства единения с Чавесом.
5. Вместо того, чтобы опустошать государственную казну ради спасения
обанкротившихся капиталистических банков, а также коммерческих и
промышленных предприятий – решительная победа PSUV обеспечивает
социалистический базис для противостояния всё более усугубляющемуся
кризису мирового капитализма. Этот кризис лишь облегчил проведение в
жизнь мер по национализации ключевых секторов экономики. Большая часть
венесуэльских фирм серьёзно задолжали государственным и частным банкам.
Правительство Чавеса может потребовать от них либо заплатить по счетам,
либо передать свои предприятия в руки государства, что способно
привести к безболезненному и совершенно законному переходу к социализму.
Результаты выборов указывают на усиливающуюся поляризацию между крайне
правыми и социалистической левой. Центристские социал-демократические
губернаторы - экс-чависты - практически стёрты с политической карты.
Кандидат от правых, победивший на выборах в штате Миранда – Энрике
Каприлес Радонски, известен тем, что пытался сжечь кубинское посольство
во время неудавшегося военного переворота в апреле 2002-го. А
новоизбранный губернатор штата Зулиа Пабло Перес был марионеточным
кандидатом бывшего крайне-правого губернатора Росалеса.
Несмотря на то, что оппозиционные губернаторы и мэры могут проводить
политику опасную для курса правительства, экономический кризис резко
ограничит количество ресурсов, поддерживающих их инфраструктуру, что
приведёт к большей зависимости этих политиков от федерального центра.
Но прямая атака на правительство Чавеса, потребующая от него больших
бюджетных затрат на борьбу с партизанскими военными формированиями,
может опустошить федеральный бюджет и спровоцировать массовое
недовольство. Правые одержали победу из-за своих обещаний улучшить
государственные и муниципальные службы, а также побороть коррупцию и
фаворитизм. Но возврат к клановой политике и чрезвычайному
обструкционизму может быстро лишить их поддержки общества и надежды
трансформировать локальный успех в победу на общенациональном уровне.
Новоизбранные оппозиционные губернаторы и мэры нуждаются в
сотрудничестве и поддержке со стороны федерального правительства,
особенно в контексте усиливающего кризиса - в противном случае они
утратят доверие своих избирателей.
Заключение Нет смысла ожидать от масс-медиа
признания победы социалистов. Её попытки преувеличить значение добытых
оппозицией 40% голосов и победы в 20% штатов были предсказуемы. В
пост-выборный период, социалисты, без сомнения, критически оценят итоги
голосования и, будем надеяться, пересмотрят политику отбора будущих
кандидатов, ставя профессиональные качества и уровень понимания местных
проблем выше декларируемой на словах лояльности Чавесу и преданности
«делу социализма».
Насущной и наиболее сложной проблемой, с которой предстоит
столкнуться PSUV, Чавесу, законодателям, а также избранным сторонникам
президента, - станет формирование всеобъемлющего
социально-экономического стратегического плана для противостояния
глобальному кризису капитализма. Трудность состоит прежде всего в
резком падении цен на нефть, вызвавшем снижение доходов федерального
бюджета и сокращение государственных расходов. Чавес пообещал сохранить
все социальные программы, даже если цена за баррель нефти останется на
отметке 50$ или опустится ниже. Это, безусловно, позитивная и
выигрышная позиция - если правительство сумеет сократить громадные
инвестиции в частный сектор и не взвалит на свои плечи помощь
обанкротившимся или близким к банкроту частным фирмам. Несмотря на то,
что резервные 40 миллиардов $ должны будут выступить в качестве подушки
безопасности, факт остаётся фактом: правительству, при поддержке
большинства законодателей как на федеральном уровне, так и на уровне
штатов, предстоит принять ряд сложных решений, а не просто налегать на
печатный станок, повышая дефицит, девальвируя валюту, а также
увеличивая и без того высокий уровень годовой инфляции (31% в ноябре).
Единственно разумная стратегия заключается в том, чтобы взять под
контроль внешнюю торговлю и под непосредственный надзор – командные
посты в сферах производства и распределения, а также уделить
первостепенное внимание защите уровня жизни масс. В противовес
неповоротливости бюрократии и лени тех или иных новоизбранных
должностных лиц, реальная власть должна быть передана организованным
рабочим советам, а также автономным местным советам и советам
потребителей. Недавнее прошлое показало: избрание социалистических
мэров или губернаторов не гарантирует прогрессивной политики и
предоставление базовых услуг обществу. Необходим как минимум контроль и
давление снизу на либеральные представительные органы (даже если в них
избраны и социалисты), чтобы те принимали решительные меры в интересах
простых людей в период углубляющегося экономического кризиса.